Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Ивановой Ю.В.
судей Ильичёвой Е.В, Чуфистова И.В.
при секретаре Якунер К.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 8 августа 2018 года административное дело N2а-4715/2017 по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 28 ноября 2017 года по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N2 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга" к Территориальному отделу в Адмиралтейском, Василеостровском, Центральном районах Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу о признании предписания незаконным.
Заслушав доклад судьи Ивановой Ю.В, выслушав объяснения представителя административного истца Филипповой Д.А, действующей на основании доверенности от 18 декабря 2017 года сроком на 1 год; представителя административного ответчика Арсентьева В.М, действующего на основании доверенности от 20 декабря 2017 года сроком до 31 декабря 2018 года; представителя заинтересованного лица АО "Автопарк N1 Спецтранс" Мартинсон А.В, действующей на основании доверенности от 21 августа 2017 года сроком на 1 год, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N2 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга" (далее ООО "Жилкомсервис N2 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга" обратилось в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением, в котором просило признать незаконным и отменить предписание Территориального отдела в Адмиралтейском, Василеостровском, Центральном районах Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу NЮ-78-04-05/228 от 28 марта 2017 года и приостановить действие указанного предписания.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что 28 марта 2017 года Территориальным отделом в Адмиралтейском, Василеостровском, Центральном районах Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу в адрес ООО "Жилкомсервис N2 Адмиралтейского района" вынесено предписание NЮ 78-04-05/228 об устранении нарушений требований статей 11, 29 Федерального закона Российской Федерации N52-ФЗ от 30 марта 1999 года "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункта 2.1.4 СанПин 42-1278-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" по соблюдению санитарно-эпидемиологических требований при организации сбора, хранения и удаления отходов по адресу: Санкт-Петербург, "адрес". По мнению административного истца, указанное предписание является незаконным, так как в соответствии с пунктом 2.2.1 Сан ПиН 42-128-4690-88 срок хранения отходов в дворовых сборниках в холодное время года (при температуре -5 градусов) должен быть не менее трёх суток, и поэтому вывоз мусора производился не каждый день, а по мере накопляемости.
Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 28 ноября 2017 года административный иск удовлетворен, признано незаконным и отменено предписание начальника Территориального отдела в Адмиралтейском, Василеостровском, Центральном районах Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу NЮ-78-04-05/228 от 28 марта 2017 года.
В апелляционной жалобе административный ответчик просит решение отменить. В обоснование доводов апелляционной жалобы указал, что неправильно применил нормы материального права, указав, что СанПиН 2.1.2.2645-10 не распространяется на содержание отходов в контейнерах, находящихся вне здания.
В судебное заседания апелляционной инстанции не явилась заинтересованное лицо Ребрик М.В, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, об отложении дела не просила и документы об уважительной причине неявки не представила.
Согласно статьям 150 (часть 2), 226 (часть 6), 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка лица, участвующего в деле, извещённого о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Об отложении дела заинтересованное лицо Ребрик М.В. не просила и доказательств уважительных причин неявки не представила, её неявка в судебное заседание не препятствует рассмотрению дела, и судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в её отсутствие.
Выслушав представителя административного ответчика, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя адми-нистративного истца, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, представителя заинтересованного лица АО "Автопарк N1 Спецтранс", поддержавшего доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела и исследовав новые доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправ-ления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Судом первой инстанции установлены и подтверждаются материалами дела следующие обстоятельства.
ООО "Жилкомсервис N2 Адмиралтейского района" является управляющей компанией дома "адрес"
16 января 2016 года между ООО "Жилкомсервис N2 Адмирал-тейского района" и АО "Автопарк N1 "Спецтранс" заключен договор N65632 на оказание услуг по сбору, вывозу, утилизации и (или) захоронение твердых коммунальных отходов, в соответствии с которым АО "Автопарк N1 "Спецтранс" ежедневно производит вывоз отходов на основании заявок ООО "Жилкомсервис N2 Адмиралтейского района".
В период с 13 марта 2017 года по 28 марта 2017 года по заявлению Карауловой Е.В. Территориальным отделом в Адмиралтейском, Василеостровском, Центральном районах Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу проведена внеплановая документарная проверка за соблюдением ООО "Жилкомсервис N2 Адмиралтейского района" законодательства и санитарно-эпидемио-логического благополучия населения, в ходе которой установлено, что в арке двора дома "адрес" комиссионно согласовано размещение контейнера объемом 0,75 куб.м, согласно представленному паспорту контейнерной площадки фактическая суточная наполняемость отходов от населения и собственников/арендаторов нежилых помещений дома составляет 0,601 куб.м, согласно акту комиссионного согласования контейнерной площадки фактическая наполняемость отходов от населения и собственников/арендаторов нежилых помещений дома составляет 0,46 куб.м, достоверно оценить объем фактически образующихся отходов от населения и собственников/арендаторов нежилых помещений дома и необходимое количество контейнеров для сбора твердых бытовых отходов не представляется возможным, что является нарушением статей 11, 29 Федерального закона Российской Федерации N52-ФЗ от 30 марта 1999 года "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункта 2.1.4 СанПин 42-1278-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест". Также в январе-феврале 2017 года вывоз бытовых отходов осуществлялся не ежедневно в связи с отказами ООО "Жилкомсервис N2 Адмиралтейского района", что является нарушениями статей 11, 29 Федерального закона Российской Федерации N52-ФЗ от 30 марта 1999 года "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункта 2.1.1 СанПин 42-1278-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", пункта 8.2.4 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях".
По результатам проверки 28 марта 2017 года начальником Территориального отдела в Адмиралтейском, Василеостровском, Центральном районах Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу вынесено ООО "Жилкомсервис N2 Адмиралтей-ского района" предписание об устранении нарушения законодательства статей 11, 29 Федерального закона Российской Федерации N52-ФЗ от 30 марта 1999 года "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункта 2.1.1 СанПиН 42-1278-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", ООО "Жилкомсервис N2 Адмиралтейского района" предложено провести мероприятия, направленные на предотвращение причинения вреда здоровью людей и другие мероприятия, предусмотренные федеральными законами и в соответствии с требованиями пункта 2.1.4 СанПиН 42-1278-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" представить расчет фактической накопляемости отходов в период наибольшего их образования от населения и собственни-ков/арендаторов нежилых помещений дома "адрес"; в соответствии с пунктом 2.2.1 СанПиН 42-1278-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", пунктом 8.2.4 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" обеспечить ежедневный вывоз бытовых отходов по указанному адресу.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В силу статьи 42 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно статье 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" граждане имеют право на благоприятную окружающую среду и благоприятную среду обитания, факторы которых не оказывают вредного воздействия на человека.
В силу пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Аналогичное положение содержит статья 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В силу положений подпункта 18 пункта 1 статьи 14, подпункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06 октября 2003 года организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории городских и других поселений относится к вопросам местного самоуправления, в частности к вопросам местного значения городского округа.
Пунктом 4 статьи 39 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" определено, что нормативные правовые акты, касающиеся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, принимае-мые федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, решения юридических лиц по указанным вопросам, строительные нормы и правила, правила охраны труда, ветеринарные и фитосанитарные правила не должны противоречить санитарным правилам.
По смыслу статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации к общему имуществу в многоквартирном доме относятся, в частности, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами и внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
Оборудование и иные объекты, используемые для сбора твердых бытовых отходов (мусоропроводы, контейнеры, бункеры-накопители, специально оборудованные площадки и т.п.), предназначены для обслуживания и эксплуатации жилищного фонда (пункты 1.8, 3.7, 5.9) Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвер-жденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170. Эксплуатация таких объектов и оборудования, заключающаяся в сборе и вывозе накапливаемых в них твердых отходов, ремонте и содержании самих объектов, осуществляется собственниками помещений многоквартирного дома в общих интересах.
Таким образом, сбор и вывоз твердых бытовых отходов, образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирного дома (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт оборудования и помещений, в том числе предназначенных для обслуживания всего дома, и т.п.), являются составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома, что закрепле-но в подпункте "д" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правитель-ства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491.
Пунктом 10 указанных Правил установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулиро-вании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем безопасность для жизни и здоровья граждан.
В соответствии с пунктом 3.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года N 170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечить установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов, содержания в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без перезаполнения и загрязнения территории.
Суд первой инстанции, удовлетворяя административный иск и признавая незаконным предписание Территориального отдела в Адмиралтейском, Василеостровском, Центральном районах Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу от 28 марта 2017 года, пришел к выводу о неприменении положений пункта 8.2.4 СанПиН 2.1.2.2645-10, которым предусмотрен ежедневный вывоз бытовых отходов, поскольку указанный СанПиН распространяется на контейнеры, располагающиеся в жилых зданиях и помещениях, и потому подлежит применению пункт 2.2.1 СанПиН 42-128-4690-88, в соответствии с которым при временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения, поэтому срок хранения в холодное время года (при тмпературе-5 градусов и ниже) должен быть не более трех уток, в теплое время (при плюсовой температуре- свыше + 5 градусов) не более одних суток (ежедневный вывоз).
Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда.
Порядок осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора установлен Положением о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2013 года N 476, в соответствии с которым организацию государственного надзора осуществляет руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - Главный государственный санитарный врач Российской Федерации.
5 августа 1988 года Главным государственным санитарным врачом СССР утверждены Санитарные правила содержания территорий населенных мест СанПин 42-128-4690-88, пунктом 2.1.4. которых установлено, что для определения числа устанавливаемых мусоросборников (контейнеров) следует исходить из численности населения, пользующегося мусоросборниками, нормы накопления отходов, сроков хранения отходов. Расчетный объем мусоросборников должен соответствовать фактическому накоплению отходов в периоды наибольшего их образования.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 года N 64 утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", введенные в действие с 15 августа 2010 года.
В соответствии с пунктом 8.2.4 СанПиН 2.1.2.2645-10 контейнеры и другие ёмкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опорожняться ежедневно.
Вывод суда о распространении пункта 8.2.4 СанПиН 2.1.2.2645-10 на контейнеры, располагающиеся в жилых зданиях и помещениях не соответствует пункту 8.2.5 указанного СанПиН, согласно которому для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтированным покрытием, ограниченная бордюром и земельными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.
Положения СанПиН 2.1.2.2645-10 не содержат предписаний, в соответствии с которыми требования санитарных правил обязательны только при эксплуатации зданий, построенных после введения их в действие.
Аналогичная позиция изложена в решении Верховного Суда Российской Федерации от 2 февраля 2015 года NАКПИ14-1396.
В пункте 3 мотивировочной части Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 3 февраля 2000 года N 22-О указано, что противоречия между федеральными законами должны устраняться в процессе правоприменения, так как Конституцией Российской Федерации не определяется и не может определяться иерархия актов внутри одного их вида, в данном случае - федеральных законов. Ни один федеральный закон в силу статьи 76 Конституции Российской Федерации не обладает по отношению к другому федеральному закону большей юридической силой. Правильный же выбор на основе установления и исследования фактических обстоятельств и истолкование норм, подлежащих применению в конкретном деле, относится не к ведению Конституционного Суда Российской Федерации, а к ведению судов общей юрисдикции и арбитражных судов.
Аналогичная правовая позиция сформулирована и неоднократно подтверждена Конституционным Судом Российской Федерации в ряде других его решений, в том числе в Определениях от 9 апреля 1998 года N 48-О, от 12 марта 1998 года N 51-О, от 19 мая 1998 года N 62-О и от 8 октября 1998 года N 195-О.
Как указано в пункте 2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 5 октября 2000 года N 199-О, в соответствии с общими принципами права в случае коллизии норм, регулирующих одни и те же общественные отношения, применению подлежат нормы закона, принятого по времени позднее, при условии, что в нем не установлено иное, при этом приоритетом над общими нормами обладают специальные нормы.
Согласно правовой позиции, сформулированной в пункте 2.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 июня 2004 года N 13-П, в отношении федеральных законов как актов одинаковой юридической силы применяется правило "lex posterior derogat priori" ("последующий закон отменяет предыдущие"), означающее, что даже если в последующем законе отсутствует специальное предписание об отмене ранее принятых законоположений, в случае коллизии между ними действует последующий закон; вместе с тем независимо от времени принятия приоритетными признаются нормы того закона, который специально предназначен для регулирования соответствующих отношений.
Таким образом, положения СанПиН 2.1.2.2645-10 правильно применены административным ответчиком при проведении проверки и вынесении предписания.
Из акта проверки следует, что оценить объем фактически образующихся отходов от населения и собственников/арендаторов нежилых помещений дома "адрес" и необходимое количество контейнеров для сбора твердых бытовых отходов не представляется возможным в связи с представленной различной информацией об объеме установленного контейнера (0,75, 0,601, 0,46 куб.м.).
По сообщению АО "Автопарк N1 "Спецтранс" в 2017 году ООО "Жилкомсервис N2 Адмиралтейского района" в период с января по март 2017 года изменяло периодичность вывоза отходов.
Согласно справки выполнения заданий АО "Автопарк N1 "Спецтранс" в январе-марте 2017 году ООО "Жилкомсервис N2 Адмиралтейского района" отказывалось от вывоза отходов по адресу: "адрес"
В жалобе К.Е.В. от 26 февраля 2017 года указано на то, что мусор не вывозится 5 дней и валяется на земле.
При таких обстоятельствах, административный ответчик по результатам проведенной проверки пришел к обоснованному выводу о нарушении ООО "Жилкомсервис N2 Адмиралтейского района" санитарно-эпидемиологического законодательства.
Согласно пункту 1 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу, утвержденного Приказом Роспотребнадзора от 10 июля 2012 года N 751, территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу, которое осуществляет функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
В соответствии с Положением Управление проводит проверку деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в области защиты прав потребителей, а также технических регламентов, государственный контроль (надзор) за соблюдением требований которых возложен на Федеральную службу (пункт 8.1.2), применяет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, меры по пресечению выявленных нарушений требований санитарного законодательства, технических регламентов и (или) устранению последствий таких нарушений, выдает предписания об устранении выявленных нарушений требований санитарного законодательства, технических регламентов и привлекает к ответственности лиц, совершивших такие нарушения (пункт 8.1.6).
Предписание вынесено полномочным лицом и оснований для его отмены не имеется.
В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) могут быть признаны незаконными только при одновременном нарушении ими законных прав и охраняемых законом интересов административного истца и несоответствии их закону или иному нормативному правовому акту.
Таких обстоятельств по делу не установлено.
Решение суда согласно части 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации должно быть законным и обоснованным.
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке согласно пункту 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно пункту 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
Поскольку судом неправильно применены нормы материального права, то решение по делу подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 28 ноября 2017 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N2 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга" о признании незаконным предписания Территориального отдела в Адмиралтейском, Василеостровском, Центральном районах Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу от 28 марта 2017 года NЮ 78-04-05/228 отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.