Апелляционным определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 3 сентября 2018 г. N 74-АПГ18-18 настоящее решение оставлено без изменения
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Якутск 15 августа 2018 года
Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в составе:
судьи Сыреновой С.Н.
при секретаре Богатыревой Л.А.
с участием в деле административного истца Седалищева Н.И, представителей административного ответчика Набережной окружной избирательной комиссии N 6 Ионина В.В. и Зубова Н.А, прокурора Никифоровой М.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Седалищева Н.И. о признании незаконным и отмене решения Набережной окружной избирательной комиссии N 6 от 3 августа 2018 года N12/2 "Об отказе в регистрации Седалищева Н.И. кандидатом в народные депутаты Республики Саха (Якутия) шестого созыва по Набережному одномандатному избирательному округу N 6",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) ГС N 1366-V от 8 июня 2018 года "О назначении выборов народных депутатов Республики Саха (Якутия)" на 9 сентября 2018 года назначены выборы народных депутатов Республики Саха (Якутия).
Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) от 06.06.2018 N42/1-6 сформированы окружные избирательные комиссии по выборам народных депутатов Республики Саха (Якутия) шестого созыва. Полномочия по Набережному одномандатному избирательному округу возложены на Набережную окружную избирательную комиссию N 6.
Решением Набережной окружной избирательной комиссии N12/2 от 3 августа 2018 года Седалищеву Н.И. отказано в регистрации кандидатом в народные депутаты Республики Саха (Якутия) шестого созыва по Набережному одномандатному избирательному округу N 6 в соответствии с Законом Республики Саха (Якутия) "О выборах народных депутатов Республики Саха (Якутия)" 497-З N 1007-III в связи с тем, что при проверке подписей, представленных кандидатом Седалищевым Н.И, выявлено 48 недействительных подписей, что составляет 37% несоответствий, не представлено письменное уведомление о том, что кандидат не имеет счетов (вкладов) за пределами территории РФ, с нарушением установленного срока представлены документы, необходимые для регистрации кандидатом, а именно протокол об итогах сбора подписей избирателей в поддержку кандидата представлен позднее срока, установленного ст. 43 Закона Республики Саха (Якутия) от 18 октября 2007 N497-З N 1007-III "О выборах народных депутатов Республики Саха (Якутия)".
Оспаривая правомерность отказа в регистрации кандидатом в народные депутаты Республики Саха (Якутия) шестого созыва по Набережному одномандатному избирательному округу N 6 (далее Набережный ОИК N 6), Седалищев Н.И. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене решения Набережной ОИК N 6 от 3 августа 2018 года N12/2.
В обоснование административного искового заявления Седалищев Н.И. ссылался на то, что оспариваемое им решение принято в нарушении норм избирательного права. По мнению административного истца, согласно пункту 1.2 ст. 37 Федерального закона "Об основах гарантиях избирательных прав и права на участия в референдуме граждан РФ" для регистрации кандидата требуется 271 подписей избирателей в поддержку кандидата. Между тем постановлением ЦИК РС(Я) от 09.06.2018 на него возложена обязанность предоставить 571 подпись избирателей в Набережную ОИК N 6, он представил в избирательную комиссию 627 подписей. Считает, что итоговый протокол проверки подписей избирателей является недостоверным, поскольку не соответствует форме, указанной в Приложении N4 Методической рекомендации, утв. Постановлением ЦИК РС(Я) от 09.06.2018 N43/4-6 "О методических рекомендациях по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов списка кандидатов на выборах народных депутатов РС(Я) шестого созыва. В нарушение п.7 ст. 38 ФЗ-67 указанный протокол предоставлен по истечении двух дней до заседания комиссии. Уведомление о том, что Седалищев Н.И. не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами был внесен в избирательную комиссию 1 августа 2018 года. Расчет процентов недействительных подписей в размере 37 произведен неверно, по расчету административного истца должен составить 7,5% из расчета (48*20%)/128.
В судебном заседании административный истец Седалищев Н.И. исковое заявление поддержал по основаниям, указанным в административном исковом заявлении с уточнениями и пояснениями к нему.
В судебном заседании председатель Набережной окружной избирательной комиссии N 6 Ионин В.В. и представитель Набережной окружной избирательной комиссии N6 по выборам народного депутата Республики Саха (Якутия) шестого созыва Набережного одномандатного избирательного округа Зубов Н.А. требования административного искового заявления не признали по основаниям изложенным в возражениях на административное исковое заявление.
Выслушав стороны, заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
Постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) ГС N 1366-V от 8 июня 2018 года "О назначении выборов народных депутатов Республики Саха (Якутия)" на 9 сентября 2018 года назначены выборы народных депутатов Республики Саха (Якутия).
Порядок подготовки и проведения выборов народных депутатов Республики Саха (Якутия) определяется Законом Республики Саха (Якутия) от 18 октября 2007 N497-З N 1007-III "О выборах народных депутатов Республики Саха (Якутия)" с изменениями от 26.10.2017.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее ФЗ от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ) для проведения выборов образуются одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа либо определяется единый избирательный округ.
Согласно пункту 2 указанной статьи одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа образуются сроком на десять лет на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории в соответствии с пунктом 10 статьи 16 указанного Федерального закона.
Пунктом 1 статьи 35.1 ФЗ от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ установлено, что необходимым условием регистрации кандидата на выборах является поддержка его выдвижения избирателями, наличие которой в том числе подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
Согласно пункту 1.2 статьи 37 этого федерального закона на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов.
Аналогичные положения закреплены в пункте 1 статьи 40 Закона Республики Саха (Якутия) "О выборах народных депутатов Республики Саха (Якутия)" (далее - Закон РС(Я) 497-З N 1007-III), где количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов.
Постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 15.12.2012 ГС N 1545-IV утверждена сроком на 10 лет схема одномандатных избирательных округов по выборам народных депутатов Республики Саха (Якутия).
В силу п. 10 ст. 16 вышеназванного федерального закона регистрация избирателей, участников референдума и установление численности зарегистрированных на территории муниципального образования, субъекта РФ, в РФ и за пределами территории РФ избирателей, участников референдума осуществляются по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года с использованием ГАС "Выборы".
Количество таких подписей в абсолютном выражении определено в Постановление ЦИК РС (Я) от 09.06.2018 N43/2-6 "О количестве подписей в поддержку выдвижения кандидатов в народные депутаты Республики Саха (Якутия) шестого созыва" по соответствующим одномандатным избирательным округам с учетом численности избирателей Республики Саха (Якутия) по состоянию на 01.01.2018. Данное постановление было размещено на сайте Центральной избирательной комиссии по РС (Я) в сети Интернет. Согласно приложению N 2 к указанному постановлению для регистрации кандидата, выдвинутого по Набережному одномандатному округу, число избирателей в указанном округе на 01.01.2018 составило 19031 граждан, необходимо собрать 571 подпись избирателей, но не более 628 подписей.
13 июля 2018 года Седалищев Н.И. представил в Набережную окружную избирательную комиссию N 6 документы для уведомления о выдвижении кандидатом в народные депутаты РС(Я) шестого созыва в порядке самовыдвижения по Набережному одномандатному избирательному округу N 6.
Исходя из положений п. 9 ст. 33 ФЗ от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ и ч. 1 ст. 43 Закон РС(Я) 497-З N 1007-III следует, что кандидату для регистрации, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени (т.е до 18 часов 00 минут 25 июля 2018г.), вместе с иными документами, необходимо представить в соответствующую окружную избирательную комиссию по форме, установленной Центральной избирательной комиссией Республики Саха (Якутия) подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата; протокол об итогах сбора подписей избирателей; список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, на бумажном носителе и в машиночитаемом виде, а также письменное уведомление о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами.
Соответствующая окружная избирательная комиссия проверяет достоверность данных, содержащихся в подписных листах, и сведений, представленных кандидатами, избирательными объединениями (ст.44 Закона РС(Я) 497-З N 1007-III).
25 июля 2018 года Седалищев Н.И. представил в Набережную окружную избирательную комиссию N 6 - подписные листы избирателей в двух папках на 147 листах, согласно которым в поддержку его выдвижения собрано 627 подписей избирателей; справку, подтверждающую открытие специального избирательного счета избирательного фонда на 1 л.; неполный список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей на бумажном носителе и в машиночитаемом виде на 3 листах.
Между тем, протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе по форме, установленной Центральной избирательной комиссией Республики Саха (Якутия) Седалищевым Н.И. представлен комиссии 26.07.2018, дополнительный нотариально заверенный список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей (в отношении Федотовой А.Н.) на 1 листе - 30.07.2018, письменное уведомление в произвольной форме об отсутствии счетов (вкладов) - 01.08.2018.
Факт непредставления названных документов отражен в Подтверждение о приеме документов 25.07.2018, установлен в судебном заседании и не оспаривался административным истцом.
Частью 3 ст. 44 Закона РС(Я) 497-З N 1007-III предусмотрено, что при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем. Аналогичные положения содержатся в п. 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12.06.02 N 67-ФЗ.
Данная норма Федерального закона и Закона Республики Саха (Якутия) предоставляет кандидатам и объединениям право вносить уточнения и дополнения, а равно производить замену только в отношении документов, ранее в установленные сроки представленных в избирательную комиссию, не предусматривая возможность предоставления дополнительных документов, то есть избирательная комиссия обязана известить кандидата, избирательное объединение о неполноте сведений о кандидатах либо несоблюдении требований закона к оформлению документов в случаях выявления недостатков в оформлении представленных для регистрации документов, а не в случае непредставления таких документов.
Отсутствие в представленных Седалищевым Н.И. в Набережную окружную избирательную комиссию N 6 вышеизложенных документов правомерно расценено как нарушение заявителем требований закона к порядку выдвижения и регистрации кандидата в депутаты, поскольку регистрация кандидатов, не выполнивших требования закона, установленные в равной степени для всех кандидатов, создает преимущественные условия для участия в избирательной кампании.
Следовательно, на день, предшествовавший дню заседания избирательной комиссии, на котором должен был рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для регистрации кандидата, представлены документы, оформленные с нарушением требований Федерального закона и Закона Республики Саха (Якутия).
Доводы административного истца о том, что им в избирательную комиссию протокол об итогах сбора подписей избирателей представлен 26.07.2018, дополнительный нотариально заверенный список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей (в отношении Ф.) на 1 листе - 30.07.2018, письменное уведомление в произвольной форме об отсутствии счетов (вкладов) - 01.08.2018, не служит основанием для отмены оспариваемого решения Набережной ОИК N12/2 от 03.08.2018, поскольку самостоятельным основанием для отказа в регистрации Седалищева Н.И. кандидатом в народные депутаты также послужило предоставление для регистрации кандидатом недостаточного количества достоверных подписей избирателей ( п.3, п.7.1, ч.9 ст. 45, ст. 44 Закона РС(Я) 497-З N 1007-III), что нашло свое подтверждение в ходе судебного заседания.
Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ регистрация кандидата в депутаты органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2, 3, 3.1 статьи 33 данного закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
В соответствии с пунктом 3 этой же статьи законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата количества подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).
Пунктом 6 ст. 44 Закон РС (Я) 497-З N 1007-III по решению избирательной комиссии проверке могут подлежать все представленные подписи или часть этих подписей, но не менее 20 процентов от необходимого для регистрации количества подписей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).
Таким образом, вышеизложенными нормами закона установлены специальные требования к порядку и условиям оформления подписных листов, несоблюдение которых является основанием для признания подписей избирателей в подписных листах недостоверными или недействительными.
Указанные обстоятельства обусловлены публичным характером работы избирательных комиссий, установленными законом сроками проведения проверок документов, представленных на регистрацию кандидатами, принципом равенства всех кандидатов, а также возложенной на кандидатов обязанностью по надлежащему оформлению подписных листов.
При рассмотрении дела судом установлено, что 25 июля 2018 года Седалищев Н.И. представил в Набережную окружную избирательную комиссию N 6 подписные листы избирателей в двух папках на 147 листах, согласно которым в поддержку его выдвижения собрано 627 подписей избирателей, из которых путем случайной выборки для проверки отобрано 128 подписей избирателей, находящихся в папках N 1 и 2.
Из пояснений стороны административного ответчика следует, что административный истец Седалищев Н.И. сам произвёл случайную выборку подписных листов, которые подлежали проверке.
По ведомостям проверки подписных листов рабочей группы по различным основаниям признаны недействительными 127 подписей, по данным ГАС "Выборы" - 36. Кроме того, по результатам проверки, проведенной сотрудниками Управления по вопросам миграции МВД РС(Я) представлена информация, согласно которой количество недействительных подписей установлено в отношении 48 избирателей, указано сколько и какие подписи признаны несоответствующими данным с учетами УВМ МВД РС(Я) (несоответствие адреса регистрации и места жительства избирателей и сборщика), с указанием номера подписного листа.
В основе нарушений усматривается наличие в подписных листах неполных, неверных данных избирателей (коды 26, 29, 30, 31, 32), неверных данных о месте регистрации сборщика (код 21), что послужило основанием для признания избирательной комиссией недействительными 48 подписей избирателей, что составило 37% от представленных для проверки подписей, согласно итоговому протоколу проверки подписных листов от 01.08.2018.
Управление по вопросам миграции МВД РС(Я) является органом, осуществляющем регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и места жительства, именно этот орган обладает полнотой информации и сведениями, необходимыми при сборе подписей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты, в связи с чем располагает необходимой информацией для осуществления проверки представленных сведений.
В соответствии с п.п. "в" пункта 6.4 статьи 38 Закона N 67-ФЗ подпись избирателя признается недействительной при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства.
Оснований ставить под сомнение представленную информацию у суда не имеется.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что 48 подписей избирателей (37%) признаны избирательной комиссией недействительными в соответствии с порядком, предусмотренным избирательным законодательством, на основании документов органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, процедура проверки осуществлена в соответствии с перечисленными выше нормами.
Кроме того, в судебном заседании административный истец, не оспаривая общее количество недействительных подписей избирателей в количестве 48 на основании данных УВМ МВД Республики Саха (Якутия), в письменном виде изложил свой расчет определения процента недействительных подписей избирателей, который, по его мнению, должен составить 7,5% = (48*20%)/128. При этом, указал, что в итоговом протоколе проверки подписных листов от 01.08.2018 указание о наличии 37% является подложным.
Однако данный расчет административного истца не основан на нормах Федерального закона от 12.06.02 N 67-ФЗ и Закона РС(Я) 497-З N 1007-III.
По этому основанию не могут быть признаны обоснованными и доводы административного истца о том, что активным избирательным правом обладает любой избиратель, независимо от места своей регистрации, поскольку согласно пункту 6 статьи 37 Федерального закона от 12.06.02 N 67-ФЗ подписи в поддержку выдвижения кандидата могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат.
В силу положений статьи 2, пункта 4 статьи 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирателем является гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом; активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Законом активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа.
Факт нахождения места жительства либо пребывания (временного пребывания) гражданина на территории определенного избирательного участка, участка референдума устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 16 указанного Федерального закона). Аналогичные основания установлены пунктом 4 статьи 17 Федерального закона для включения граждан Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке.
В соответствии со ч. 9 ст. 45 Закона РС(Я) 497-З N 1007-III основанием отказа в регистрации кандидата является выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Аналогичные положения установлены подп. "д" п. 24 ст. 38 ФЗ 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
Из итогового протокола проверки подписных листов от 01.08.2018 следует, что в результате проверки подписных листов общее количество недействительных подписей - 48, что составило 37% от представленных для проверки подписей.
Решением Набережной окружной избирательной комиссии N12/2 от 3 августа 2018 года Седалищеву Н.И. отказано в регистрации кандидатом в народные депутаты Республики Саха (Якутия) шестого созыва по Набережному одномандатному избирательному округу N 6 по п.3, п.7.1 ч.9 ст. 45 Закона Республики Саха (Якутия) "О выборах народных депутатов Республики Саха (Якутия)" 497-З N 1007-III.
В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом в порядке, предусмотренном статьей 75 данного Федерального закона, по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 указанного Федерального закона, иных требований, предусмотренных данным Федеральным законом, иным законом.
При указанных вышеизложенных обстоятельствах суд полагает, что у Набережной окружной избирательной комиссии N 6 отсутствовали правовые основания для регистрации Седалищева Н.И. кандидатом в народные депутаты Республики Саха (Якутия) шестого созыва.
Утверждение административного истца о том, что форма итогового протокола проверки подписей от 01.08.2018 не соответствует форме, указанной в приложении N 4 Методической рекомендации, утвержденных Постановлением ЦИК РС(Я) от 09.06.2018, при этом строка "количество достоверных подписей" отсутствует, вследствие чего он является недействительным, не может служить основанием к отмене решения избирательной комиссии от 03.08.2018, поскольку такое основание законом не предусмотрено.
Доводы административного истца о том, что Седалищеву Н.И. несвоевременно вручили копию итогового протокола проверки подписных листов от 01.08.2018 нашел свое подтверждение в судебном заседании. Однако данное обстоятельство не является основанием для признания оспариваемого решения ОИК N 6 незаконным, влекущим за собой отмену решения избирательной комиссии от 03.08.2018.
После сдачи подписных листов в избирательную комиссию, вынесения итогового протокола проверки подписных листов никакие изменения в указанные документы уже не могут быть внесены. Данный документ может стать предметом рассмотрения в суде и основанием для отмены решения избирательной комиссии. Поэтому его изменение может нарушить как права кандидата, так и избирателей.
Доказательств того, что пассивное избирательное право административного истца нарушено, не представлено.
Кроме того, вышеуказанные доводы были предметом обжалования, по результатам которых вынесено постановление ЦИК Республики Саха (Якутия) от 08.08.2018 N65/9-6 об оставлении жалобы Седалищева Н.И. без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 244, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Седалищева Н.И. о признании незаконным решения и отмене решения Набережной окружной избирательной комиссии N6 от 3 августа 2018 года N12/2 "Об отказе в регистрации Седалищева Н.И. кандидатом в народные депутаты Республики Саха (Якутия) шестого созыва по Набережному одномандатному избирательному округу N 6", оставить без удовлетворения.
На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, апелляционное представление прокурора в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение пяти дней со дня принятия решения.
Судья Верховного Суда
Республики Саха (Якутия) С.Н. Сыренова
Решение изготовлено в окончательной форме 17 августа 2018 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.