Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Кричкер Е.В,
судей Сентяковой Н.Н, Соловьева В.А,
при секретаре Пенькиной Н.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ижевске 20 августа 2018 года дело по апелляционной жалобе представителя Администрации города Ижевска на решение Октябрьского районного суда города Ижевска от 15 июня 2018 года, которым административные исковые требования Шакирзянова И. И. к Администрации города Ижевска удовлетворены.
Признан незаконным пункт 4.62 Протокола заседания Комиссии по землепользованию и застройке города Ижевска от 8 февраля 2018 года N5, в соответствии с которым отказано в предварительном согласовании предоставления в аренду Шакирзянову И. И. земельного участка площадью 2003 кв.м. для индивидуального жилищного строительства, расположенного относительно адресного ориентира: "адрес"
На Администрацию города Ижевска возложена обязанность утвердить схему расположения земельного участка "адрес", на кадастровом плане территории, изготовленную кадастровым инженером Пономаревым А.В. с обозначениями и координатами характерных точек границ.
На администрацию города Ижевска возложена обязанность в течение 10 дней с момента вступления в силу решения суда обеспечить опубликование извещения о предоставлении в аренду земельного участка "адрес", в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов Уставом города Ижевска, по месту нахождения земельного участка, разместить извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
С Администрации МО "город Ижевск" в пользу Шакирзянова Ильдара Инглисовича взысканы судебные расходы в размере 300 рублей.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Сентяковой Н.Н, выслушав представителя Администрации города Ижевска Казакову Н.В. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ, диплом N, регистрационный N от ДД.ММ.ГГГГ), поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя административного истца Бажайкина А.Л.(доверенность от ДД.ММ.ГГГГ сроком на три года, диплом ШВ N, регистрационный N от ДД.ММ.ГГГГ), полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам
установила:
Шакирзянов И.И. (далее - административный истец) обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации города Ижевска (далее - административный ответчик) о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка, обеспечить опубликование извещения о предоставлении земельного участка.
Требования мотивированы тем, что 15 января 2018 года административным истцом в Администрацию города Ижевска подано заявление о предоставлении в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельного участка площадью 2003 кв.м для индивидуального жилищного строительства, расположенного относительно адресного ориентира: "адрес". К заявлению была приложена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Письмом от 13 февраля 2018 года в адрес Шакирзянова И.И. направлена выписка из протокола заседания комиссии по землепользованию и застройке города Ижевска от 8 февраля 2018 года N5, в соответствии с пунктом 4.62 которого принято решение об отказе административному истцу в предварительном согласовании предоставления земельного участка на основании подпункта 1 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ, в связи с тем, что схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка не соответствует требованиям, предусмотренным пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ. Шакирзянов И.И. полагает, что вышеуказанный отказ не соответствует действующему законодательству и нарушает права административного истца.
В судебное заседание административный истец не явился, представил заявление о рассмотрении дела без его участия.
Представитель административного истца Бажайкин А.Л. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что обязанность разработать проект межевания территории на административного истца законом не возложена. ЗК РФ прямо предусматривает возможность утверждения схемы расположения земельного участка в отсутствие проекта межевания территории. Испрашиваемый земельный участок расположен в стороне от запланированных объектов общественно-социальной сферы, не налагается на них, а также не пересекает красные линии под размещение уличной сети.
Представитель административного ответчика Казакова Н.В. требования административного истца не признала, полагая их незаконными. В суде пояснила, что в отсутствие проекта межевания невозможно точно установить координаты расположения запланированных объектов общественно-социальной сферы и красных линий.
Суд постановилвышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Администрации города Ижевска Казакова Н.В. просит решение отменить и принять новое решение, которым в удовлетворении требований Шакирзянова И.И. отказать в полном объеме. При этом ссылается на неправильное применение норм материального права, полагает, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам административного дела. Полагает необоснованным вывод суда о полном соответствии схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, разработанной Шакирзяновым И.И, утвержденному проекту планировки. Проект планировки не устанавливает границы земельных участков, необходимых для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, позволяющих точно определить их расположение в границах микрорайона. Невозможно исключить наложение испрашиваемого земельного участка с земельными участками, необходимыми для строительства объектов микрорайонного значения. Также схема не соответствует требованиям пункта 2 статьи 11.10 ЗК РФ, так как подготовлена без учета территорий общего пользования, границы которых также необходимо определить проектом межевания пункт 2 статьи 11.3 ЗК РФ допускает возможность образования земельных участков в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, но не устанавливает правило образования земельных участков исключительно в соответствии со схемой. В целях комплексного и устойчивого развития территории застройку микрорайона необходимо осуществлять после утверждения проекта межевания территории. Административный истец, как заинтересованное лицо вправе сам выступить с предложением о подготовке проекта межевания территории.
Частью 1 статьи 308 КАС РФ установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Положения части 1 статьи 218 КАС РФ предусматривают, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из системного толкования положений части 2 статьи 62, части 9 статьи 226, пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 КАС РФ, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав и свобод заявителя.
Отсутствие хотя бы одного из указанных условий исключает удовлетворение заявленных требований.
Из материалов дела следует, что 15 января 2018 года Шакирзяновым И.И. в Администрацию города Ижевска подано заявление о предоставлении в соответствии со ст.39.18 Земельного кодекса Российской Федерации земельного участка "адрес". Указанное заявление зарегистрировано Администрацией города Ижевска 15 января 2018 года за N Ш-264/01-36. Поскольку испрашиваемый земельный участок предстоит образовать, к заявлению приложена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Письмом N Ш-264/01-36 от 13 февраля 2018 года Администрацией города Ижевска Шакирзянову И.И. направлена выписка из Протокола заседании Комиссии по землепользованию и застройке города Ижевска от 8 февраля 2018 года N5, из которой следует,
"п.п.4.62 Обращение Шакирзянова И.И. о предоставлении в аренду земельного участка "адрес", для индивидуального жилищного строительства.
Принятое решение: отказать в предварительном согласовании предоставления земельного участка на основании подпункта 1 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ, в связи с тем, что схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка не соответствует требованиям, предусмотренным пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ, а именно:
-согласно подпункту 4 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ представленная схема расположения земельного участка не соответствует утвержденному проекту планировки территории,
-согласно подпункту 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ предоставленная схема разработана с нарушениями требований, предусмотренных пунктом 6 статьи 11.9 ЗК РФ, а именно подготовка схем согласно пункта 2 статьи 11.10 ЗК РФ должна осуществляться с учетом утвержденных документов территориального планирования, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений".
При этом комиссия указала, что рассмотрение вопроса о предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка возможно только после утверждения проекта межевания территории. Шакирзянову И.И. предложено осуществить разработку проекта межевания испрашиваемой территории.
Полагая, что решение Администрации города Ижевска, изложенное в пункте 4.62 Протокола заседания комиссии по землепользованию и застройке города Ижевска от 8 февраля 2018 года N5, не соответствует действующему законодательству и нарушает права административного истца, Шакирзянов И.И. обратился в суд с настоящим административным иском.
Разрешая спор, суд, оценив собранные по административному делу доказательства в их совокупности, с учетом названных в судебном акте норм материального права, суд пришел к выводу о незаконности решения уполномоченного органа.
Удовлетворяя требования административного истца, суд первой инстанции исходил из того, что основание для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, как отсутствие проекта межевания территории, действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено. Напротив, ЗК РФ прямо предусматривает возможность предварительного согласования предоставления земельного участка, в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается.
Отношения по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулированы главой V.1 ЗК РФ, в соответствии с положениям которой предоставление таких земельных участков осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции (статья 39.2 ЗК РФ), в том числе на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления (статья 39.1 ЗК РФ).
В соответствии с пунктами 1.3, 1.3 постановления Администрации города Ижевска от 27 июня 2012 года N 625 "Об утверждении Положения и состава Комиссии по землепользованию и застройке города Ижевска" Комиссия по землепользованию и застройке города Ижевска, являясь постоянно действующим коллегиальным органом при Администрации города Ижевска, формируется в целях реализации Правил землепользования и застройки города Ижевска, а также в целях реализации Администрацией города Ижевска государственной политики в области предоставления земельных участков для строительства и для целей, не связанных со строительством, а также по использованию земель или земельных участков без их предоставления и установления сервитутов.
Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности предусмотрены статьей 39.18 ЗК РФ.
Статьей 39.14 ЗК РФ установлен порядок предоставления в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, предусматривающий, в том числе подготовку схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать, и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; подачу в уполномоченный орган гражданином заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать; принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса.
Согласно статье 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; проектная документация лесных участков; утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 статьи 11.3 ЗК РФ - данная норма содержит императивно установленный перечень случаев, в которых образование земельных участков осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено Земельным кодексом Российской Федерации (пункт 13 статьи 11.10 ЗК РФ).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 39.15 ЗК РФ к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются: схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать земельный участок.
В случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на утверждение схемы его расположения (пункт 11 статьи 39.15 ЗК РФ).
Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать хотя бы одно из оснований отказа, исчерпывающий перечень которых содержится в пункте 8 статьи 39.15 ЗК РФ. Перечень оснований, по которым не может быть утверждена схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставлении земельного участка, предусмотрен в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ.
Из системного толкования приведенных правовых норм следует, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории (с учетом положений пункта 3 статьи 11.3 ЗК РФ).
Право на принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка Комиссией по землепользованию и застройке города Ижевска вытекает из раздела 4 постановления Администрации города Ижевска от 27 июня 2012 года N 625 "Об утверждении Положения и состава Комиссии по землепользованию и застройке города Ижевска".
Отсутствие утвержденного проекта межевания территории не является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и в отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
При этом судебная коллегия отмечает, что материалами дела не подтверждено, что схема расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории не соответствует утвержденному Проекту планировки территории, Генеральному плану города Ижевска, а также нарушает требования к составлению данной схемы, установленные ЗК РФ и другими федеральными законами.
При указанных обстоятельствах, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка административному истцу, содержащееся в пункте 4.62 Протокола заседании Комиссии по землепользованию и застройке города Ижевска от 8 февраля 2018 года N5 нельзя признать законным.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд постановилзаконное и обоснованное решение, выводы суда соответствуют нормам закона, подлежащим применению к рассматриваемым правоотношениям, и фактическим обстоятельствам дела, доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными, основаны на неверном толковании приведенных Администрацией города Ижевска положений действующего законодательства; по сути, они повторяют правовую позицию административного истца в суде первой инстанции, являлись предметом исследования и оценки суда первой инстанции.
На основании части 2 статьи 227 КАС РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В данном случае суд полагает целесообразным, руководствуясь частью 2 статьи 227 КАС РФ, ограничиться возложением на административного ответчика обязанности устранить в полном объеме допущенные нарушения прав административного истца путем повторного рассмотрения заявления.
По мнению судебной коллегии, возложение на административного ответчика обязанности по утверждению схемы расположения земельного участка и обеспечению опубликования извещения о предоставлении в аренду земельного участка приведет к возможности подмены судом функций административного ответчика, поскольку суд не вправе обязывать совершить действия, которые входят в предмет компетенции другого государственного или муниципального органа и тем самым исполнять его функции. Кроме того, совершить названные действия административный ответчик обязан в силу прямого указания закона после повторного рассмотрения заявления административного истца от 15 января 2018 года.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 15 июня 208 года по существу оставить без изменения, изложив его резолютивную часть в следующей редакции:
"Признать незаконным пункт 4.62 Протокола заседания Комиссии по землепользованию и застройке города Ижевска от 8 февраля 2018 года N5, в соответствии с которым отказано в предварительном согласовании предоставления в аренду Шакирзянову И. И. земельного участка "адрес".
Обязать Администрацию города Ижевска повторно рассмотреть заявление Шакирзянова И. И. от 15 января 2018 года о предоставлении в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации земельного участка площадью 2003 кв.м для индивидуального жилищного строительства, расположенного относительно адресного ориентира: "адрес"
Председательствующий судья Е.В. Кричкер
Судьи: Н.Н. Сентякова
В.А. Соловьев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.