Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Гилманова Р.Р,
судей Абдуллиной Г.А. и Габидуллиной А.Г,
при секретаре судебного заседания Карамельском А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьиГилманова Р.Р. гражданское дело по апелляционной жалобе Седышевых Н.П. и М.И, действующих также в интересах несовершеннолетнего Седышева К.Н, на решение Чистопольского городского суда Республики Татарстан от 05 июня 2018 года, которым Седышевым Н.П. и М.И. отказано удовлетворении исковых требований к Исполнительному комитету муниципального образования "город Чистополь" Чистопольского муниципального района Республики Татарстан о признании незаконным решения N 117 от 27 апреля 2018 года об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения Седышева Н.П, поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Седышевы Н.П. и М.И, действующие также в интересах несовершеннолетнего С.К.Н, обратились в суд с иском к Исполнительному комитету муниципального образования "город Чистополь" Чистопольского муниципального района Республики Татарстан (далее - ИК МО "город Чистополь" Чистопольского муниципального района РТ) о признании незаконным решения N 117 от 27 апреля 2018 года об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. В обоснование исковых требований указано, что истцы с сыном - С.К.Н, "дата" года рождения, являющимся инвалидом, проживают по адресу: "адрес". Кроме них в квартире проживают К.И.В, К.Г.И, К.Е.И, К.А.И. 05 марта 2018 года Седышевы обратились к ответчику с заявлением о принятии членов их семьи на учет как нуждающихся в жилом помещении имеющего несовершеннолетнего ребенка-инвалида с тяжелыми хроническими заболеваниями. Однако решением жилищной комиссии истцам отказано в постановке на учет по причине отсутствия статуса малоимущих. Истцы считают указанное решение незаконным, поскольку проживание всей семьей в одной квартире с ребенком, страдающим хронической формой заболевания, нарушает права несовершеннолетнего, в связи с чем просили решение ИК МО "город Чистополь" Чистопольского муниципального района РТ отменить.
Истцы Седышевы Н.П. и М.И, действующие также в интересах несовершеннолетнего С.К.Н, в судебном заседании иск поддержали.
Представитель ответчика ИК МО город Чистополь" Чистопольского муниципального района РТ в судебное заседание не явился, предоставил отзыв на исковое заявление, в котором просил в удовлетворении иска отказать.
Представитель третьего лица Отдела опеки и попечительства ИК МО "город Чистополь" Чистопольского муниципального района РТ в судебном заседании просила иск удовлетворить.
Суд в удовлетворении иска Седышевых отказал.
В апелляционной жалобе Седышевы Н.П. и М.И. просят отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении иска. В жалобе приводятся доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении. При этом отмечается, что жилое помещение по договору социального найма из муниципального жилищного фонда может быть предоставлено как малоимущим, так и иным категориям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Также указано, что сын является инвалидом, страдающим тяжелым заболеванием, что дает право на улучшение жилищных условий во внеочередном порядке.
Истец Седышев Н.П. в суде апелляционной инстанции доводы жалобы поддержал.
Иные лица, участвующие в деле и извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в суд апелляционной инстанции не явились.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
В силу положений ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищном законодательством Российской Федерации. Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно положениям ч.ч. 1, 2 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Пунктом 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Судом установлено, что семья Седышевых в составе 3-х человек: супруги и несовершеннолетний ребенок проживают по адресу: "адрес". В данной квартире также зарегистрированы К.И.В, К.Г.И, К.Е.И, К.А.И.
Несовершеннолетний С.К.Н, "дата", является инвалидом, страдает тяжелым заболеванием, инвалидность установлена на срок до "дата".
05 марта 2018 года Седышева М.И. обратилась к ответчику с заявлением о принятии членов их семьи на учет как нуждающихся в жилом помещении.
Письмом ответчика от 27 апреля 2018 года N 117 заявителю было отказано в постановке на учет по причине того, что размер совокупного дохода, приходящийся на каждого члена семьи составляет 13 937,17 руб, что превышает пороговое значение - 7 318,18 руб. для признания граждан малоимущими на 2018 год.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для удовлетворения иска, указав, что для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении необходимо признание гражданина малоимущим.
Судебная коллегия соглашается с изложенным выводом суда первой инстанции, поскольку он сделан с учетом положений статей 55, 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подтвержден материалами дела и основан на правильном толковании и применении норм материального права к отношениям сторон.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если, в частности, представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Между тем доказательств, подтверждающих право семьи Седышевых состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма применительно к указанным выше положениям жилищного законодательства Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, в материалы дела не представлены, малоимущей семья в установленном законом порядке не признана.
Доводы жалобы не могут являться основанием для отмены решения и удовлетворения иска, поскольку наличие в семье ребенка-инвалида не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения жилым помещением по договору социального найма по правилам пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Выводы суда, изложенные в решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона не противоречат.
Таким образом, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы истца судебная коллегия не находит.
Вместе с тем, судебная считает необходимым с учетом сложившихся правоотношений сторон обратить внимание на нормы республиканского законодательства, регламентирующие порядок предоставления жилищной субсидии семьям, имеющим детей-инвалидов.
Так, в соответствии с положениями статей 2, 3, 8.2 Закона Республики Татарстан от 08 декабря 2004 года N 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан", меры государственной адресной социальной поддержки в порядке, предусмотренном законодательством Республики Татарстан, устанавливаются семьям, имеющим детей-инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний.
Расходы на реализацию мер социальной поддержки, установленных статьей 8.2 настоящего Закона, производятся в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в законе Республики Татарстан о бюджете Республики Татарстан на соответствующий финансовый год и на плановый период уполномоченному Кабинетом Министров Республики Татарстан органу исполнительной власти Республики Татарстан.
Инвалидам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне, предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также семьям, имеющим детей-инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в данном перечне, признанным в установленном порядке нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, вставшим на учет после 1 января 2005 года, предоставляется жилищная субсидия (единовременная денежная выплата) на приобретение жилого помещения.
При наличии у инвалидов и детей-инвалидов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, права на дополнительную жилую площадь, предусмотренного частью шестой статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", жилищная субсидия (единовременная денежная выплата) предоставляется с учетом такого права.
Порядок расчета жилищной субсидии (единовременной денежной выплаты) утверждается Кабинетом Министров Республики Татарстан.
Согласно Постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 18 апреля 2016 года N 236 "О предоставлении жилищной субсидии (единовременной денежной выплаты) на приобретение жилого помещения за счет средств бюджета Республики Татарстан отдельным категориям инвалидов" Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан определено органом, уполномоченным на проведение мероприятий по предоставлению жилищной субсидии (единовременной денежной выплаты) на приобретение жилого помещения инвалидам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне, предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также семьям, имеющим детей-инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в данном перечне, признанным в установленном порядке нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, вставшим на учет после 1 января 2005 года.
Порядок принятия на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, отказа в принятии на учет, а также снятия с учета устанавливается Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 07 июня 2018 года N 432 "Об утверждении Порядка учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования".
Согласно пп. 2 п. 1.5 указанного Постановления жилые помещения могут быть предоставлены по договорам найма гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, и гражданам, признанным по основаниям, установленным другим федеральным законом, указом Президента Российской Федерации, законом Республики Татарстан или актом представительного органа местного самоуправления, нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, в случае, если гражданин не признан и не имеет оснований быть признанным малоимущим в порядке, установленном Законом Республики Татарстан от 13 июля 2007 года N 31-ЗРТ "О реализации прав граждан на предоставление им жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Татарстан и муниципального жилищного фонда по договорам социального найма".
Таким образом, для реализации данной меры социальной поддержки истцы не лишены возможности встать по месту жительства на учет, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования. Отказ в постановке на такой учет может быть обжалован в судебном порядке.
С учетом приведенных выше норм материального права оснований для отмены принятого решения судебная коллегия не находит, поскольку порядок обеспечения жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в настоящее время урегулирован специальным законом, изданным в Республике Татарстан по предмету совместного ведения с Российской Федерацией, и предусматривает предоставление жилищной субсидии (единовременной денежной выплаты) на приобретение жилого помещения, а не жилого помещения на условиях договора социального найма.
Руководствуясь ст. 199, п. 1 ст. 328, ст. 329, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Чистопольского городского суда Республики Татарстан от 05 июня 2018 года по данному оставить без изменения, апелляционную жалобу Седышевых Н.П. и М.И. - оставить без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.