Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Габидуллиной А.Г,
судей Абдуллиной Г.А, Чекалкиной Е.А,
при секретаре судебного заседания Фатыховой А.М,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Абдуллиной Г.А. гражданское дело по апелляционной жалобе Ихсановой Х.А. на решение Московского районного суда города Казани от 31 мая 2018 года, которым постановлено:
В удовлетворении иска Ихсановой Х.А. к ТСЖ "Молодая семья" об обязании предоставить документы о деятельности товарищества и решения общего собрания для ознакомления, о взыскании неустойки и компенсации морального вреда - отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, заслушав объяснения Ихсановой Х.А, поддержавшей доводы жалобы, представителя ТСЖ ""Молодая семья" Орловой Г.И, возражавшей против доводов жалоб, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ихсанова Х.А. обратилась в суд с иском к ТСЖ "Молодая семья" с требованиями о возложении обязанности предоставить документы о деятельности товарищества и решения общего собрания для ознакомления, о взыскании неустойки и компенсации морального вреда
В обоснование заявленных требований указывается, что на основании договора купли-продажи от 15 ноября 2012 года истице принадлежит нежилое помещение, офис.., площадью 85 квадратных метров, расположенное в "адрес". Управление многоквартирным домом осуществляется созданным в нем ТСЖ "Молодая семья", с которым истицей заключен договор NВЗ 09/02/12 от 28 февраля 2013 года. В соответствии с указанным договором, ответчик обязался предоставлять для ознакомления истцу документы о своей деятельности (пункт 2.1.5 Протокола разногласий к договору) и уплатить истцу неустойку в размере 200 руб. за каждый день просрочки (пункты 4.5 - 4.6 Протокола разногласий к договору) в случае нарушения указанного права. 28 ноября 2017 года и 2 февраля 2018 года Ихсанова Х.А. обращалась в адрес ТСЖ "Молодая семья" с просьбой предоставить ей документы для ознакомления, однако ответчик отказался их предоставлять.
На основании изложенного Ихсанова Х.А, уточнив требования, просила суд возложить обязанность на ТСЖ "Модная семья" предоставить для ознакомления документы, в объеме, предусмотренном Стандартом раскрытия информации, реестр членов ТСЖ "Молодая семья", заявления собственников помещений о вступлении в членство в ТСЖ "Молодая семья", протокол внеочередного общего собрания от 28 марта 2017 года, решение указанного собрания и бюллетени для голосования по поставленным на повестку дня указанного собрания вопросам, выписку из проектно-сметной документации офиса N3, площадью 85 квадратных метров, расположенного в "адрес", выписки движения денежных средств за 2017 год по счетам 50, 51 и 70 бухгалтерского учета, а также кассовую книгу за тот же период, взыскать с ответчика неустойку в сумме 18400 руб. за просрочку в исполнении требований и компенсировать моральный вред, как потребителю услуг, в сумме 5000 руб.
В заседании суда первой инстанции Ихсанова Х.А. и ее представитель Леонтьева Л.С. исковые требования поддержали в полном объеме.
Представители ответчика Орлова Г.И. и Мустафина Э.И. иск не признали.
Суд первой инстанции, отказав в удовлетворении иска, постановилрешение в приведённой выше формулировке.
В апелляционной жалобе Ихсанова Х.А. просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований.
При этом указывает, что судом первой инстанции не приняты во внимание ее доводы о том, что возникшие правоотношения между сторонами регулируется законом о защите прав потребителей. Также обращается внимание на то, что предоставление запрашиваемой документации была осуществлена только в ходе судебного разбирательства.
Кроме того в жалобе отмечается, что суд неверно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, установив, что запрашиваемая Ихсановой Х.А. информация о деятельности ТСЖ является общедоступной и размещена на соответствующем сайте в сети Интернет, где опубликованы, в том числе, данные о финансовой деятельности ТСЖ. Однако на данных сайтах имеется не весь перечень документов, запрашиваемых истцом, а именно отсутствуют протоколы общего собрания жильцов, бюллетени для голосования, реестр членов ТСЖ и реестр собственников жилых помещений.
Также в жалобе указывается, что законом установлена обязанность, а не право предоставления реестра собственников помещений в многоквартирном доме правлением ТСЖ в течение пяти дней с момента получения такого обращения в письменной форме. В этой связи, отсылка судом собственника помещения для обращения в органы Росреестра, с целью получения Реестра собственников помещений в МКД, не соответствует закону.
Кроме того апеллянт указывает, что судом первой инстанции не проверено и не установлено обстоятельство действия договора N ВЗ 09/02/13 на возмещение затрат по содержанию общедомового имущества от 28 февраля 2013 года с учетом протокола разногласий к нему от 28 февраля 2013 года, в котором установлена ответственность ТСЖ за непредставление и просрочку представления информации, запрашиваемую Заказчиком. Характер действий ТСЖ по длительному уклонению ТСЖ от обязанности в предоставлении информации заявителю привело к тому, что судом неправомерно отказано Ихсановой Х.А. во взыскании компенсации морального вреда, договорной неустойки и отсутствию возможности получить необходимую информацию о ТСЖ.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ТСЖ "Молодая семья" ссылается на законность и обоснованность решения суда, выражая согласие с выводами суда и установленными судом обстоятельствами дела.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с частью 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
В силу части 10.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе. Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N731 утвержден "Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами" (далее также - Стандарт), который устанавливает требования к видам, порядку, способам и срокам раскрытия информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, заключенного в соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 1).
Под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации (пункт 2 Стандарта).
К информации, которую управляющая организация обязана раскрывать, перечисленной в пункте 3 Стандарта, в том числе относится: общая информация об управляющей организации, в том числе об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности, а также сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами; информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг; информация об оказываемых коммунальных услугах; информация о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме; отчет об исполнении управляющей организацией договора управления, отчет об исполнении смет доходов и расходов товарищества, кооператива за год.
Согласно пункту 4 Стандарта, отказ в предоставлении информации может быть обжалован в установленном законодательством Российской Федерации судебном порядке.
Пунктом 5 Стандарта установлены способы раскрытий информации управляющей организацией о своей деятельности по управлению многоквартирным домом, согласно подп. "г" которого информация предоставляется на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде.
Согласно пункту 21 Стандарта, предоставление информации по письменному запросу осуществляется управляющей организацией, товариществом или кооперативом в течение 10 рабочих дней со дня его поступления посредством направления почтового отправления в адрес потребителя, либо выдачи запрашиваемой информации лично потребителю по месту нахождения управляющей организации, органов управления товарищества или кооператива, либо направления информации по адресу электронной почты потребителя в случае указания такого адреса в запросе.
На основании пункта 17 Стандарта, раскрытие информации может осуществляться на основании письменного запроса и запроса в электронном виде. В случае если запрашиваемая информация раскрыта в необходимом объеме на официальном сайте в сети Интернет и (или) в официальных печатных изданиях, управляющая организация, товарищество и кооператив вправе, не раскрывая запрашиваемую информацию, сообщить адрес указанного официального сайта и (или) наименования и реквизиты официальных печатных изданий, где размещена информация.
Судом первой инстанции установлено, что основании договора купли-продажи нежилого помещения от 15 ноября 2012 года Ихсанова Х.А. является собственником нежилого помещения.., площадью 85 квадрантных метров, расположенного в "адрес".
Управление указанным многоквартирным домом осуществляется ТСЖ "Молодая семья", с которым истицей заключен договор N ВЗ 09/02/12 от 28 февраля 2013 года на возмещение затрат по содержанию общедомового имущества.
28 ноября 2017 года 2 февраля 2018 года Ихсанова Х.А. обратилась с заявлениями о предоставлении ей выписки из проектно-сметной документации на принадлежащее ей помещение, протокола общего собрания ТСЖ "Молодая семья" от 28 марта, вместе с решениями собрания и бюллетенями для голосования, реестра членов ТСЖ "Молодая семья", заявления собственников о вступлении в товарищество.
В ответ на обращение истицы, 5 марта 2018 года ТСЖ "Молодая семья" сообщило, что официальная информация о деятельности товарищества размещена в открытом доступе на интернет-ресурсе товарищества, а по запрашиваемым реестрам и заявлениям отказало в предоставлении копии указанных документов, поскольку товарищество не вправе раскрывать третьим лицам информацию, содержащую персональные данные граждан, поскольку заявления о вступлении в членство ТСЖ "Молодая семья" содержат паспортные и анкетные данные собственников помещений многоквартирного дома.
Кроме того, копии запрашиваемых документов были высланы в адрес Ихсановой Х.А. ТСЖ "Молодая семья" почтовыми отправлениями от 9 марта 2018 года и 28 марта 2018 года.
Разрешая спор, суд первой инстанции, дав оценку собранным по делу доказательствам в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статей 161, 143.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, ФЗ "О персональных данных", Стандартами раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N731 "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами", Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Ихсановой Х.А.
Доводы жалобы о том, что законом установлена обязанность представить реестра собственников помещений в многоквартирном доме правлением ТСЖ в письменной форме, судебной коллегией признаются несостоятельными по следующим обстоятельствам.
В соответствии с пунктом 9 статьи 138 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья обязано вести реестр членов товарищества и ежегодно в течение первого квартала текущего года направлять копию этого реестра в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанные в части 2 статьи 20 настоящего Кодекса.
Согласно статье 144 Жилищного кодекса Российской Федерации органами управления товарищества собственников жилья являются общее собрание членов товарищества, правление товарищества.
В силу пункта 7 статьи 148 Жилищного кодекса Российской Федерации в обязанности правления товарищества собственников жилья, наряду с прочими, входит ведение реестра членов товарищества, делопроизводства.
В соответствии с частью 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со Стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N731.
Следует учитывать, что данная норма указывает на особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), которые устанавливаются этим стандартом раскрытия информации. Контроль за соблюдением этого стандарта раскрытия информации указанными товариществом, кооперативом, управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанными в части 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно Стандарту раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации N731 от 23 сентября 2010 года управляющая организация обеспечивает доступ неограниченного круга лиц к информации, касающейся общей информации об управляющей организации, основных показателей финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления), сведений о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядка и условий оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, сведений о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, сведений о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
Перечень информации, подлежащей раскрытию управляющей организацией, товариществом и кооперативом, в том числе путем предоставления на основании запросов, поданных в письменном виде (пункт 5 (1) Стандарта), предусмотрен пунктом 3 Стандарта и касается общей информации об управляющей организации, о товариществе и кооперативе; основных показателях их финансово-хозяйственной деятельности; сведений о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; порядка и условий оказания услуг; сведений о стоимости работ (услуг); сведений о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
При этом, в силу пункта 8, пункта 8 (1) Стандарта общая информации об управляющей организации, товариществе и кооперативе, подлежащая раскрытию, не включает в себя сведения о членах ТСЖ (реестр).
Согласно статьей 3 Федерального закона от 27 февраля 2006 года N152-ФЗ "О персональных данных" персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
Операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом (статья 7 Закона).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что закон, регулирующий правоотношения сторон, не устанавливает обязанность ТСЖ, правления, председателя правления ТСЖ по выдаче членам товарищества, а также лицам, не являющимся членами товарищества собственников жилья, на основании их обращений, копии реестра членов ТСЖ, в том числе и заверенной, закрепляя при этом право указанных лиц на ознакомление с реестром.
Доводы жалобы о том, что закон обязывает ответчика предоставлять по запросу всю указанную в иске информацию в письменном виде, основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Доводы жалобы о том, что между сторонами имеется протокол разногласий к договору от 28 февраля 2013 года о возмещении затрат по содержанию общедомового имущества, который предусматривает ответственность ТСЖ за непредставлении и просрочку предоставления запрашиваемой информации, судебной коллегией также отклоняются ввиду их несостоятельности. Как было верно отмечено судом первой инстанции, протокол разногласий подписан только Ихсановой Х.А. и с ТСЖ "Молодая семья" не согласован. Отметка в экземпляре договора ТСЖ "Молодая семья" о том, что договор действует с учетом протокола разногласий, не подразумевает его согласование между сторонами.
Доводы апелляционной жалобы не содержат оснований для отмены решения суда первой инстанции, все обстоятельства, изложенные в жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, которым дана надлежащая правовая оценка, не согласиться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона не противоречат, нарушений норм процессуального права судом также не допущено.
При таких обстоятельствах решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 199, 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Московского районного суда города Казани от 31 мая 2018 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Ихсановой Х.А. без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационную инстанцию.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.