Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Быстровой М.Г,
судей Авходиевой Ф.Г, Сучковой Е.Г,
при секретаре Кайдалиной Н.М,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сучковой Е.Г. гражданское дело по иску Хорошевой Натальи Валентиновны к Администрации села Байкит Эвенкийского муниципального района Красноярского края признании незаконным отказа в проведении текущего ремонта в жилом помещении, о понуждении провести замену радиаторов в жилом помещении, о возмещении расходов,
по апелляционной жалобе истца Хорошевой Н.В.
на решение Байкитского районного суда Красноярского края от 22 мая 2018 года, которым постановлено:
"Хорошевой Наталье Валентиновне в иске к Администрации села Байкит Эвенкийского муниципального района Красноярского края о признании незаконным отказа в проведении текущего ремонта в жилом помещении, о понуждении провести замену радиаторов в жилом помещении, о возмещении расходов - отказать".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Хорошева Н.В. обратилась в суд с иском к Администрации села Байкит Эвенкийского муниципального района Красноярского края о понуждении провести замену радиаторов в жилом помещении, о возмещении расходов по замене электросчетчика.
Заявленные исковые требования мотивированы тем, что она является нанимателем жилого помещения - "адрес" в с. Байкит Эвенкийского района Красноярского края. Наймодателем жилого помещения является Администрация с. Байкит. Она регулярно оплачивает коммунальные услуги, несет расходы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома. В её квартире вышли из строя радиаторы отопления, в связи с чем, она обратилась с заявлением в Администрацию села Байкит. Система отопления в жилом доме, включая все стояки и радиаторы отопления, находящиеся как в общих помещениях, так и в квартире, относится к общедомовому имуществу. Считает, что в случае необходимости проведения ремонта радиаторов отопления, их необходимо ремонтировать как общедомовое имущество. Администрация села Байкит отказалась проводить ремонт радиаторов, сославшись на решение Байкитского сельского Совета депутатов от 03.06.2014 г. N 3-371 "Об утверждении перечня работ, выполняемых за счет собственных средств, проживающих в муниципальном жилищном фонде", согласно которому работы по замене радиатора относятся к перечню работ, выполняемых за счет собственных средств лиц, проживающих в муниципальном жилищном фонде, то есть за её счет. По мнению истца, данное Решение нельзя применять, так как подлежат применению Правила содержания и ремонта общедомового имущества, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 N 491. Кроме того, она вынуждена была за свой счет приобрести и установить электросчетчик в квартире. Просила признать отказ Администрации от проведения ремонта радиатора отопления в "адрес" в с. Байкит незаконным, обязать Администрацию произвести ремонт двух радиаторов отопления в вышеуказанной квартире и возместить расходы по приобретению и установке счетчика электроэнергии в размере 1 179 рублей.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе истец Хорошева Н.В. просит отменить решение суда, указывая на то, что суд первой инстанции при разрешении настоящего гражданского дела неправильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал неверную оценку представленным доказательствам. Полагает ошибочными и не соответствующими действующему законодательству выводы суда первой инстанции о том, что радиаторы отопления, находящиеся в занимаемой ею квартире, не относятся к общедомовому имуществу, принадлежат собственнику жилого помещения, в связи с чем, работы по их ремонту относятся к текущему ремонту жилого помещения, и выполнить эти работы обязан наниматель жилого помещения. Считает, что установка запорных устройств непосредственно после или во время ремонта радиаторов отопления не свидетельствует о том, что данные радиаторы отопления перестали относиться к общему имуществу многоквартирного дома. Указывает, что поскольку система отопления в ее квартире является двухтрубной и обеспечивает все квартиры, вся эта система отопления квартиры относится к общему имуществу дома. Также полагает необоснованную ссылку суда на Решение Байкитского сельского Совета депутатов от 03 июня 2014 за N 3-371, которым утверждён Перечень работ, выполняемых за счет собственных средств лиц, проживающих в муниципальном жилищном фонде.
Проверив материалы дела и решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте заседания суда апелляционной инстанции, заслушав истца Хорошеву Н.В, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пунктах 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Принятое по делу судебное постановление отвечает указанным требованиям.
В силу п. 9 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится, в том числе осуществление муниципального жилищного контроля.
Согласно п. 1 ст. 671 Гражданского кодекса РФ по договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем.
В силу п. 1 и п. 2 ст. 672 Гражданского кодекса РФ в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения, по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Проживающие по договору социального найма жилого помещения совместно с нанимателем члены его семьи пользуются всеми правами и несут все обязанности по договору найма жилого помещения наравне с нанимателем.
Статья 678 Гражданского кодекса РФ относит к обязанности нанимателя обеспечение сохранности жилого помещения и поддержание жилого помещения в надлежащем состоянии, в связи с чем, осуществление текущего ремонта жилого помещения также является обязанностью нанимателя.
Согласно ст. 210 ГК РФ, ч. 3 ст. 30, ст. 39 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
На основании п. 2 ст. 676, п. 1 ст. 681 Гражданского кодекса РФ, п. 4 ч. 3 ст. 67 Жилищного кодекса РФ наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное внаем жилое помещение, предоставлять или обеспечивать предоставление нанимателю за плату необходимых коммунальных услуг, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении.
В соответствии со статьями 65 и 67 Жилищного кодекса РФ, предусматривающих права и обязанности наймодателя и нанимателя жилого помещения по договору социального найма, наймодатель жилого помещения обязан осуществлять капитальный ремонт жилого помещения, а наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан, в том числе, проводить текущий ремонт жилого помещения, а также выполнять и другие обязанности, предусмотренные жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения.
Таким образом, Закон распределяет бремя ремонта (капитальный и текущий) жилого помещения, однако определение ремонта жилищного фонда, в зависимости от вида работ, осуществляемых наймодателем и нанимателем, не дает, поэтому работы, относящиеся к текущему ремонту, определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 г. N 170, к компетенции которого и отнесено разрешение этих вопросов.
В соответствии с абз. 4 раздела II Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.
Согласно приложению N 7 к указанным Правилам, перечень работ, относящихся к текущему ремонту помещения, включает, в том числе установку, замену и восстановление работоспособности отдельных элементов и частей элементов внутренних систем центрального отопления включая домовые котельные (п. 11).
В приложении 8 к вышеназванным Правилам приведен перечень работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда, к которому относится, в том числе полная замена существующих систем центрального отопления, горячего и холодного водоснабжения (в т.ч. с обязательным применением модернизированных отопительных приборов и трубопроводов из пластика, металлопластика и т.д. и запретом на установку стальных труб).
В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 состав общего имущества определяется собственниками помещений в многоквартирном доме в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества (пп. "а" п. 1).
Согласно п. 5 и п. 6 Правил в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Из содержания приведенных норм следует, что оборудование, находящееся в многоквартирном доме, может быть отнесено к общему имуществу только в случае, если оно обслуживает более одного жилого или нежилого помещения.
Кроме того, пункт 5 Правил закрепляет, что в состав общего имущества входят внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
Следовательно, по смыслу пункта 6 Правил во взаимосвязи с подпунктом "д" пункта 2 и пунктом 5 Правил в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются лишь те обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), которые обслуживают более одной квартиры (находятся за пределами квартир на лестничных клетках, в подвалах и т.п.).
С учетом изложенного системное толкование пункта 6 Правил не дает оснований для вывода о том, что обогревающие элементы внутридомовой системы отопления, обслуживающие только одну квартиру, включаются в состав общего имущества собственников многоквартирного дома.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов настоящего гражданского дела, муниципальное образование с. Байкит Эвенкийского района Красноярского края является собственником здания общежития, находящегося по адресу: "адрес" которое относится к жилищному фонду социального использования.
На основании договора найма специализированного жилого помещения N 12 от 04 октября 2012 года Администрация с. Байкит (Наймодатель) на основании Положения о порядке управления и распоряжения муниципальным жилищным фондом сельского поселения с. Байкит, утвержденного решением Собрания представителей местного самоуправления с. Байкит N 172 от 14.06.2007 года, передала Хорошевой Н.В. и членам её семьи за плату во владение и пользование жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, расположенное по адресу: "адрес", для временного проживания в нем.
Согласно условиям договора найма, жилое помещение предоставляется истцу на период трудовых отношений с "данные изъяты" с. Байкит ЭМР Красноярского края. В квартиру вселяются совместно с нанимателем её дочь ФИО12
В соответствии с пп. 5 п. 7 Договора, Наниматель обязан, кроме прочего, проводить текущий ремонт жилого помещения; при обнаружении неисправностей жилого помещения или санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем. Немедленно принимать возможные меры к их устранению и в случае необходимости сообщать о них Наймодателю или в соответствующую эксплуатирующую либо управляющую организацию.
Как следует из заявления Хорошевой Н.В. в Администрацию с. Байкит от 11 мая 2017 года, она просит заменить батарею в квартире в связи с ее протечкой. На основании данного заявления МБУ с. Байкит "Дирекция эксплуатации зданий" по поручению Администрации с. Байкит произвела осмотр квартиры Хорошевой Н.В.
Согласно Акту осмотра квартиры, составленному ведущим инженером МБУ с. Байкит "ДУЗ" ФИО7 от 19 мая 2017 года в ходе осмотра квартиры установлено, что алюминиевый радиатор из 10-ти секций, установленный в детской комнате "адрес" имеет дефект первой секции -протечка, дефект находится на поверхности радиатора недоступной для осмотра.
Актом осмотра спорной квартиры и фотодокументов к нему от 16 мая 2018 года установлено, что два радиатора отопления, находящихся в двух комнатах "адрес" в с. Байкит, требуют ремонта - замены ввиду образовавшихся дефектов.
Протоколом N 1 внеочередного общего собрания собственников помещений МКД, расположенного по адресу: "адрес" в форме очного голосования избран непосредственный способ управления многоквартирным домом, а также утвержден перечень общего имущества дома, в который включена система отопления, состоящая из стояков, ответвлений от стояков, находящихся в доме за пределами жилых помещений (квартир) в местах общего пользования.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, дав надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам, доводам и возражениям сторон, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истца о признании отказа в проведении текущего ремонта в жилом помещении, о понуждении провести замену радиаторов, поскольку ремонт радиаторов, находящихся в занимаемой истцом квартире, в том числе путем их замены, относится к текущему ремонту жилого помещения, обязанность по проведению которого законом и условиями договора найма жилого помещения возложена на нанимателя.
В соответствии с абз. 3 п. 145 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04 мая 2012 года N 442 (далее - Основные положения), обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета.
Аналогичная обязанность предусмотрена и п. 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354 (далее - Правила), согласно которому оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Таким образом, проведение мероприятий по замене прибора учета электрической энергии, по его опломбированию, вводу его в эксплуатацию и бремя затрат в связи с проведением таких мероприятий возложены на собственника жилого помещения.
Судебная коллегия, учитывая вышеприведенные нормы законодательства, исходя из установленных судом первой инстанции обстоятельств, заслушав истца в судебном заседании суда апелляционной инстанции, пояснившей, что электросчетчик она поменяла по собственной инициативе, никаких документов, актов о нуждаемости замены электросчетчика у нее нет, с заявлением о замене электросчетчика к собственнику жилого помещения не обращалась, руководствуясь, в том числе ст. 56 ГПК РФ, приходит к выводу об обоснованном отказе суда первой инстанции в удовлетворении заявленных исковых требований истца и в части взыскания с ответчика затрат на покупку и установку электросчетчика.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда первой инстанции правильными, так как они соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения и фактическим обстоятельствам дела.
Оснований не согласиться с данными выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, поскольку они мотивированы, соответствуют вышеприведенным нормам материального права и представленным в дело доказательствам, оценка которым дана по правилам ст. 67 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены или не учтены судом первой инстанции при разрешении спора и опровергали бы выводы суда первой инстанции или влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Судом первой инстанции всесторонне и объективно исследованы все фактические обстоятельства дела, им дана надлежащая правовая оценка, правильно применены нормы материального права, и постановлено законное решение.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 ГПК РФ безусловными основаниями для отмены решения, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Байкитского районного суда Красноярского края от 22 мая 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Хорошевой Натальи Валентиновны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.