Дата вступления в законную силу - 14 августа 2018 г.
Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Государственного казенного учреждения Республики Крым "Служба автомобильных дорог Республики Крым" ФИО2 на постановление судьи Раздольненского районного суда Республики Крым от 28 июня 2018 года по делу N 5-149/2018,
установил:
постановлением судьи Раздольненского районного суда Республики Крым от 28 июня 2018 года по делу N 5-149/2018 Государственное казенное учреждение Республики Крым "Служба автомобильных дорог Республики Крым" (далее Учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Не согласившись с принятым постановлением, представитель Государственного казенного учреждения Республики Крым "Служба автомобильных дорог Республики Крым" ФИО2 подала жалобу в Верховный Суд Республики Крым, в которой просит отменить постановление Раздольненского районного суда Республики Крым от 28 июня 2018 года по делу N 5-149/2018, производство по делу прекратить.
Жалоба мотивирована тем, что в действиях учреждения отсутствует объективная сторона вмененного административного правонарушения, поскольку Служба автомобильных дорог не является производственным предприятием, возложенные на него функции выполняются посредством заключения государственных контрактов на осуществление дорожной деятельности с подрядными организациями. Обязанность по содержанию указного в постановлении участка автодороги возложена на подрядчика ГУП Республики Крым "данные изъяты"" согласно государственному контракту N 13/ЕП/18 от 21.03.2018 г. на содержание автомобильных дорог общего пользования Республики Крым.
Таким образом, по мнению заявителя, нарушения, установленные в акте выявленных недостатков и явившихся основанием для привлечения Государственного казенного учреждения Республики Крым "Служба автомобильных дорог Республики Крым" к административной ответственности по ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ допущены по вине ГУП РК " "данные изъяты" Согласно п. 11.11 заключенного государственного контракта N 13/ЕП/18 от 21.03.2018 г. на содержание автомобильных дорог общего пользования Республики Крым с ГУП Республики Крым " "данные изъяты"", административную ответственность по ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ при выполнении работ по контракту несет подрядчик и его должностные лица.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и рассматривает дело в полном объеме.
В соответствии со ст.ст. 24.1, 26.1, 26.2 КоАП РФ по делу об административном правонарушении обстоятельства правонарушения должны быть выяснены всесторонне, полно, объективно и своевременно в их совокупности. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
По делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно ч.1 ст.12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объективную сторону указанного административного правонарушения составляют действия (бездействие) юридических и физических лиц, выразившиеся в несоблюдении (нарушении) требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог и иных дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению угрожающих безопасности дорожного движения помех.
Как усматривается из материалов дела, основанием для вынесения постановления от 28 июня 2018 года по делу N 5-149/2018 в отношении Государственного казенного учреждения Республики Крым "Служба автомобильных дорог Республики Крым", явилось несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог в соответствии с требованиями стандартов.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Статьей 4 названного Закона установлено, что законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.
Согласно положениям статьи 12 Закона N 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) установлено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Закон N 257-ФЗ содержание и ремонт автомобильных дорог является разновидностью дорожной деятельности.
П.1 ст. 17 Закона N 257-ФЗ установлено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Постановлением Совета министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090 "О правилах дорожного движения" утверждены Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (далее - Основные положения).
Согласно пункту 13 Основных положений должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны, в том числе содержать эти объекты в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11 октября 1993 г. N 221 утвержден "ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", который устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.
В соответствии с п. 3.1.1 ГОСТ Р 50597-93 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине 60 см и глубине 5 см (п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93).
Согласно пунктам 4.1.1, 4.1.2 ГОСТ Р 50597-93 автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размещенными по ГОСТ 23457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией. Поверхность знаков должна быть чистой, без повреждений, затрудняющих их восприятие.
Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 года N 121-ст утвержден ГОСТ Р 52290-2004. "Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования".
Согласно п. 3.14 ГОСТ Р 52290-2004, на знаках 1.1 - 2.4, 2.6, 3.2 - 3.33, 4.8.1 - 4.8.3, 5.23.2, 5.24.2, 6.13, 6.15.1 - 6.16, 6.18.1 - 6.21.2 ширина наружной каймы должна быть 10 мм, на знаках 2.5, 2.7, 3.1, 4.1.1 - 4.7, 5.1 - 5.22, 5.27 - 5.34, 6.1 - 6.8.3, 7.1 - 7.20 - 20 мм.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2007 г. N 270-ст утвержден ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования".
Согласно п. 4.6.1 ГОСТ Р 52766-2007, стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают: на автобусных остановках, пешеходных переходах, велосипедных дорожках, на участках концентрации дорожно-транспортных происшествий в темное время суток, у расположенных вблизи от дороги клубов, кинотеатров и других мест сосредоточения пешеходов в населенных пунктах, где нет уличного освещения, при расстоянии до мест возможного подключения к распределительным сетям не более 500 м.
Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 года N 120-ст утвержден ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств, которым установлены правила применения технических средств организации дорожного движения: дорожных знаков по ГОСТ Р 52290, дорожной разметки по ГОСТ Р 51256, дорожных светофоров по ГОСТ Р 52282, а также дорожных ограждений и направляющих устройств на всех улицах и дорогах.
Пунктом 5.3.2 ГОСТ Р52289-2004 предусмотрено, что Знак 2.1 "Главная дорога" устанавливают в начале участка дороги с преимущественным правом проезда нерегулируемых перекрестков. В населенных пунктах знак устанавливают перед каждым перекрестком на главной дороге. Перед нерегулируемыми перекрестками, на которых главная дорога проходит в прямом направлении, а пересекающая дорога имеет не более четырех полос, допускается устанавливать знак размером 350x350мм. В населенных пунктах знак допускается не устанавливать на противоположной примыканию стороне перед примыканием второстепенной дороги к главной. Знак 2.1 с табличкой8.13 устанавливают перед перекрестками, на которых главная дорога изменяет направление, а также перед перекрестками со сложной планировкой. В населенных пунктах знак 2.1 с табличкой8.13 устанавливают перед перекрестком, а вне населенных пунктов - предварительно на расстоянии 150-300м до перекрестка и перед перекрестком. На пересечениях дорог с несколькими проезжими частями знак устанавливают перед пересечениями проезжих частей, на которых возможно неоднозначное определение главенства дорог.
Пунктом 5.1.4 ГОСТ Р 52289-2004 предусмотрено, что расстояние видимости знака должно быть не менее 100 м.
Согласно п. 5.6.23 ГОСТ Р 52289-2004, знаки 5.16 "Место остановки автобуса и (или) троллейбуса", 5.17 "Место остановки трамвая" и 5.18 "Место стоянки легковых такси" применяют для обозначения остановочных пунктов соответствующих видов маршрутных транспортных средств и стоянки легковых такси. Знаки должны быть двусторонними. Односторонние знаки допускается применять вне населенных пунктов на участках дорог с разделительной полосой, на которых отсутствует движение пешеходов вдоль дорог. Знаки 5.16 устанавливают в начале посадочной площадки. При наличии на остановочном пункте павильона допускается устанавливать знаки на павильоне над его ближайшим по ходу движения краем или на самостоятельной опоре.
В соответствии с п. 5.9.1 ГОСТ Р 52289-2004 знаки дополнительной информации (таблички) применяют для уточнения или ограничения действия других дорожных знаков, а также для сообщения участникам движения иной информации. Таблички располагают под знаками, кроме случаев, оговоренных настоящим стандартом. С одним знаком, за исключением знака 6.4, допускается применять не более двух табличек.
Согласно п. 6.2.2 ГОСТ Р 52289-2004, в населенных пунктах горизонтальную разметку применяют на магистральных дорогах и улицах, дорогах и улицах местного значения, а в сельских поселениях - на дорогах и улицах, по которым осуществляется движение маршрутных транспортных средств. Вне населенных пунктов горизонтальную разметку применяют на дорогах с проезжей частью шириной не менее 6 м при интенсивности движения 1000 авт./сут. и более.
Пунктом 6.2.3 ГОСТ Р 52289-2004 предусмотрено, что разметку 1.1 применяют в следующих случаях:
1)для разделения потоков транспортных средств, движущихся в противоположных направлениях (осевая линия) на дорогах, имеющих две или три полосы для движения в обоих направлениях: - на участках дорог, где зоны с видимостью встречного автомобиля менее допустимой перекрывают друг друга; - на всем протяжении кривых в плане, радиус которых не превышает 50м, а также на примыкающих к ним участках с переменным радиусом. На дорогах, имеющих две полосы, разметку наносят так, чтобы было выдержано отношение ширины внутренней полосы к внешней в соответствии с требованиями, указанными в таблице 8 данных правил. На дорогах, имеющих три полосы, данное отношение принимают для крайних полос, а средняя полоса в этом случае может использоваться как разделительная или для движения в направлении, для которого предназначена внешняя полоса;- перед перекрёстками при интенсивности движения по пересекающей дороге не менее 50 авт./сут. Разметку наносят на протяжении не менее чем за 20 (40)*(6) м от края пересекающей проезжей части;
-перед железнодорожными переездами - на протяжении 100м от ближнего рельса;
- на участках дорог, где не обеспечено расстояние видимости встречного автомобиля;
- перед препятствием (опорой путепровода, островком безопасности, бордюром и т.п.), находящимся ближе 0,3м от границы полосы движения, либо сужающим полосу, а также при уменьшении числа полос в данном направлении с наклоном к оси дороги не более 1:20 (1:50) (переходная линия). На дорогах с тремя полосами для движения в обоих направлениях допускается наносить две параллельные переходные линии на расстоянии не менее 20 (40) м;
- перед пешеходными переходами, пересечениями с велосипедными дорожками - на расстоянии 20 (40)м;
- на участках дорог с тремя полосами для движения в обоих направлениях. Протяженность участков дороги с соотношением числа полос движения во встречных направлениях (2:1 или 1:2) определяют с учетом продольного и поперечного профилей дороги, организации левых поворотов на перекрестках, с учетом возможности опережения попутных транспортных средств;
- на участках дорог с полосой для маршрутных транспортных средств, движущихся навстречу общему потоку транспортных средств; на мостовых сооружениях и под ними, а также в тоннелях.
2) для обозначения границ полос движения на дорогах с двумя и более полосами для движения в одном направлении:
- перед перекрестками, пешеходными переходами и железнодорожными переездами - не менее чем за 20 (40) м от разметки 1.12 или 1.13;
- на участках дорог с полосой для маршрутных транспортных средств, движущихся попутно общему потоку транспортных средств.
3) для обозначения границ участков проезжей части, на которые въезд запрещен (островки безопасности, направляющие островки и т.п.).
4) для обозначения границ стояночных мест на площадках, предназначенных для стоянки транспортных средств, или на околотротуарных стоянках. Минимальные размеры одного стояночного места при последовательном размещении автомобилей вдоль края проезжей части или края стояночной площадки должны быть не менее 2,5 х 7,5м, (2,5-6,5 м)*(7) для легковых и 3,0х11,0м - для грузовых автомобилей без прицепов, при параллельном размещении автомобилей относительно друг друга - соответственно 2,5х5,0ми 3,5х8,5м.
Согласно п. 6.2.17 ГОСТ Р 52289-2004 разметку 1.14.1 и 1.14.2 применяют для обозначения мест, выделенных для пересечения проезжей части пешеходами. Ширину размечаемого пешеходного перехода определяют по интенсивности пешеходного движения из расчета 1 м на каждые 500 пеш./ч, но не менее 4 м. Разметку 1.14.1 применяют на пешеходных переходах, ширина которых не превышает 6 м. При ширине пешеходного перехода более 6 м применяют разметку 1.14.2. Линии разметки 1.14.1 и 1.14.2 наносят параллельно оси проезжей части. Между линиями разметки 1.14.1 и 1.14.2 допускается окрашивать покрытие проезжей части краской для дорожной разметки желтого цвета или устраивать желтое покрытие противоскольжения.
Приказом Минтранса России от 16.11.2012 года N 402 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (далее Классификация N 402).
Согласно п.п. 2 п. 6 Классификации N 402 в состав работ по содержанию автомобильных дорог, в том числе, входит очистка проезжей части от мусора, грязи и посторонних предметов, мойка покрытий.
Требования государственных стандартов являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Такие требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.
Исходя из положений приведенных выше норм Законов N 196-ФЗ и N 257-ФЗ, субъектами административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются должностные и юридические лица, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений, которые осуществляют дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
Приведенные выше нормы не содержат указаний на исключительные признаки субъекта соответствующего административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственное за состояние дорог и дорожных сооружений.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия).
Таким образом, юридически значимым обстоятельством при рассмотрении данного дела об административном правонарушении является установление лица, ответственного за содержание указанной автомобильной дороги в безопасном для дорожного движения состоянии, в том числе в части установленных должностным лицом органа ГИБДД нарушений требований к эксплуатационному состоянию дороги для безопасного дорожного движения.
Распоряжением Совета министров Республики Крым от 23.12.2014 г. N 1462-р создано Государственное казенное учреждение Республики Крым "Служба автомобильных дорог Республики Крым" путем преобразования Государственного учреждения "Служба автомобильных дорог Республики Крым".
Согласно Уставу ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым", утвержденному Министерством транспорта Республики Крым на основании приказа N 57, целями деятельности Учреждения являются, среди прочего:
- осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и искусственных сооружений на них;
- размещение заказов для обеспечения государственных нужд Республики Крым в сфере дорожной деятельности;
- обеспечение сохранности закрепленной сети автомобильных дорог;
- организация совершенствования и развития сети автомобильных дорог, повышение их технического уровня и транспортно-эксплуатационного состояния;
- обеспечение соответствия состояния автомобильных дорог установленным правилам, стандартам, техническим нормам;
- обеспечение безопасного и бесперебойного движения автомобильного транспорта по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и искусственным сооружениям на них, повышение их пропускной способности, благоустройства, экологической безопасности, безопасности дорожного движения.
Предметом деятельности ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым" является исполнение государственных функций, оказание государственных услуг и (или) выполнение работ в целях обеспечения реализации полномочий Республики Крым в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Крым и искусственных сооружений на них, в рамках реализации долгосрочных целевых и ведомственных целевых программ и инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств бюджета Республики Крым (п. 2.2 Устава).
Как следует из материалов дела, 13 апреля 2018 г. в 08 часов 30 минут при осуществлении повседневного контроля за состоянием улично-дорожной сети на маршруте патрулирования N 6 на участке автомобильной дороги регионального значения 350П РЗ 35К-015 Раздольное - Евпатория с 00 километра + 00 метров по 02 километр + 200 метров в пгт. Раздольное Раздольненского района Республики Крым, были выявлены следующие недостатки в эксплуатационном содержании дороги:
С 0 км по 0 км + 280 метров:
- на проезжей части (обочинах) имеются посторонние предметы в виде пыли от противогололедных материалов в нарушении п. 3 ГОСТ Р 50597- 93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения;
- отсутствует горизонтальная дорожная разметка в нарушении п.п.6.2.2, 6.2.3, 6.2.17 ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств";
С 0 км + 280 метров до 0 км + 330 метров:
- отсутствует горизонтальная дорожная разметка в нарушении п.п.6.2.2, 6.2.3, 6.2.17 ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств";
- отсутствует дорожный знак 1.23 "Дети" в нарушение п.5.2.25 ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств";
- отсутствует с права дорожный знак 2.1 "Главная дорога" в нарушении п. 5.3.2 ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств";
- отсутствует горизонтальная дорожная разметка в нарушении п.п.6.2.2, 6.2.3, 6.2.17 ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств";
С 0 км 330 м по 0 км 440 м:
- в нарушении п.п.3.1.1, 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" имеются повреждения дорожного покрытия, некоторые из них имеют глубину более 5 см, длину более 15 см, ширину более 60 см, что препятствует движению транспортных средств с установленной скоростью движения;
- отсутствует горизонтальная дорожная разметка в нарушении п.п.6.2.2, 6.2.3, 6.2.17 ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств";
с 0 км 440 м по 0 км 550 м:
- отсутствует перед пересечением проезжих частей с ул. 30 лет Победы с лева дорожный знак 2.1 "Главная дорога", в нарушении п. 5.3.2 ГОСТ Р 52289- 2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств";
- отсутствует горизонтальная дорожная разметка в нарушении п.п.6.2.2, 6.2.3, 6.2.17 ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств";
с 0 км 550 м по 0 км 560 м:
- отсутствует горизонтальная дорожная разметка в нарушении п.п.6.2.2, 6.2.3, 6.2.17 ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств";
с 0 км 560 м по 0 км; 650 м:
- отсутствует перед пересечением проезжих частей с ул. 30 лет Победы с дева дорожный знак 2.1 "Главная дорога" в нарушении п. 5.3.2 ГОСТ Р 52289- 2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств";
- отсутствует горизонтальная дорожная разметка в нарушении п.п. 6.2.2, 6.2.3, 6.2.17 ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств";
- в нарушении п.п. 3.1.1, 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" имеются повреждения дорожного покрытия, некоторые из них имеют глубину более 5 см, длину более 15 см, ширину более 60 см, что препятствует движению транспортных средств с установленной скоростью движения;
с 0 км 650 м по 0 км 750 м:
- отсутствует горизонтальная дорожная разметка в нарушении п.п.6.2.2, 6.2.3, 6.2.17 ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств";
с 0 км 750 м по 1 км 200 м:
- отсутствует горизонтальная дорожная разметка в нарушении п.п.6.2.2, 6.2.3, 6.2.17 ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств";
- в нарушении п.п. 3.1.1, 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" имеются повреждения дорожного покрытия, возле обочин некоторые из них имеют глубину более 5 см, длину более 15 см, ширину более 60 см, что препятствует движению транспортных средств с установленной скоростью движения;
с 1 км 200 м по 1 км 360 м:
- отсутствует горизонтальная дорожная разметка в нарушении п.п. 6.2.2, 6.2.3, 6.2.17 ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств";
- отсутствует перед пересечением проезжих частей с переулком Южный с лева дорожный знак 2.1 "Главная дорога", в нарушении п. 5.3.2 ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств";
с 1 км 360 м по 1 км 460 м:
- отсутствует перед пересечением проезжих частей с переулком Южный с лева дорожный знак 2.1 "Главная дорога" в нарушении п. 5.3.2 ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств";
- отсутствует горизонтальная дорожная разметка в нарушении п.п. 6.2.2, 6.2.3, 6 2.17 ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации, дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств";
с 1 км 460 м по 1 км 750 м:
- отсутствует горизонтальная дорожная разметка в нарушении п.п. 6.2.2, 6.2.3, 6.2.17 ГОСТ Р 52289-2004 "Технические. средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств";
- отсутствует перед пересечением проезжих частей с переулком Южный с лева дорожный знак 2.1 "Главная дорога", в нарушении п. 5.3.2 ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств";
- в нарушении п.п. 3.1.1, 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" имеются повреждения дорожного покрытия, возле обочин некоторые из них имеют глубину более 5 см, длину более 15 см, ширину более 60 см, что препятствует движению транспортных средств с установленной скоростью движения;
с 1 км 750 м по 1 км 800 м:
- отсутствует горизонтальная дорожная разметка в нарушении п.п. 6.2.2, 6.2.3, 6.2.17 ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств";
с 1 км 800 м по 2 км 200 м:
- отсутствует горизонтальная дорожная разметка в нарушении п.п. 6.2.2, 6.2.3, 6.2.17 ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих-устройств";
- в нарушении п.п. 3.1.1, 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" имеются повреждения дорожного покрытия, возле обочин некоторые из них имеют глубину более 5 см, длину более 15 см, ширину более 60 см, что препятствует движению транспортных средств с установленной скоростью движения;
- на остановочном павильоне с лева по ходу обследования отсутствует посадочная площадка, дорожный знак 5.16 "Место остановки автобуса", стационарное электрическое освещение в нарушение п.п. 5.1.4, 5.6.23 ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", п. 3.14 ГОСТ Р 52290 "Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования", п. 4.6.1 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", п.п. 4.1.1, 4.1.2 ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения";
- дорожный знак 2.4 "Уступи дорогу" не соответствует п.п. 5.9.1 ГОСТ Р52289- 2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", п. 3.14 ГОСТ Р 52290 "Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования";
с 0 км по 2 км 200 м:
- на проезжей части (обочинах) имеются посторонние предметы в виде пыли от противогололедных материалов в нарушении п. 3 ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения.
13 апреля 2018 старшим государственным инспектором дорожного надзора отделения ГИБДД отдела МВД России по Раздольненскому району капитаном полиции ФИО3 вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования 77 ОВ N 0364065.
Как указано выше, постановлением судьи Раздольненского районного суда Республики Крым от 28 июня 2018 года по делу N 5-149/2018 ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Материалы дела свидетельствуют о том, что во исполнение возложенных на ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым" функций по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или муниципального значения 21.03.2018 года с ГУП Республики Крым "данные изъяты"" заключен Государственный контракт N 13/ЕП/18 по выполнению работ по содержанию автодорог общего пользования Республики Крым.
Согласно данного Контракта п. 1.1 Государственного контракта от 21.03.2018 года N 13/ЕП/18 ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым" поручает, а ГУП Республики Крым " "данные изъяты"" принимает на себя обязанность выполнить работы по содержанию автомобильных дорог общего пользования Республики Крым, в соответствии с требованиями указанного контракта, включая работы по обеспечению круглогодичного проезда автомобильных транспортных средств, созданию условий для бесперебойного и безопасного дорожного движения, а также по обеспечению сохранности имущественного комплекса, а ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым" берет на себя обязательства оплатить вышеуказанные работы, выполненные с надлежащим качеством.
П. 1.1.2 Государственного контракта от 21.03.2018 года N 13/ЕП/18 ГКУ установлено, что работы по содержанию дорог осуществляются ГУП Республики Крым "данные изъяты"" путем выполнения комплекса работ в соответствии с условиями данного контракта и его приложениями.
В соответствии с п. 8.1.6 Государственного контракта от 21.03.2018 года N 13/ЕП/18 ГКУ ГУП Республики Крым " "данные изъяты"" несет перед ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым" ответственность за неисполнение и/или ненадлежащее исполнение привлеченным субподрядчиком работ и/или услуг.
Согласно п. 7.1.2, 7.1.3 Государственного контракта от 21.03.2018 года N 13/ЕП/18 ГКУ для реализации настоящего Контракта ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым" принимает на себя обязательства по осуществлению контроля исполнения Контракта ГУП Республики Крым " "данные изъяты"" и оплату работ последнего, своевременно информировать ГУП Республики Крым " "данные изъяты" о планируемых изменениях режима эксплуатации участка автомобильной дороги, нормативной документации, о поступающих от пользователей дорог замечаниях, претензиях, жалобах, исках, возникновению которых послужила деятельность ГУП Республики Крым " "данные изъяты"
В соответствии с п. 7.2.3 Государственного контракта от 21.03.2018 года N 13/ЕП/18 ГКУ для реализации настоящего Контракта ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым" имеет право, в том числе, выдавать письменные предписания ГУП Республики Крым " "данные изъяты"" на устранение выявленных фактов ненадлежащего содержания автомобильных дорог, а также предписания о приостановке или прекращении работ.
П. 10.4 Государственного контракта от 21.03.2018 года N 13/ЕП/18 ГКУ установлено, что в случае обнаружения уполномоченным представителем ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым" дефектов содержания, последний выдает в адрес ГУП Республики Крым " "данные изъяты"" предписание об устранении выявленных дефектов содержания.
Согласно п. 5.1 Государственного контракта от 21.03.2018 года N 13/ЕП/18 ГКУ, данный контракт действует до 29.04.2018 года.
Таким образом, выявленные нарушения 13.04.2018 г, имели место в период действия контракта от 21.03.2018 года.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым" во исполнение Государственного контракта от 21.03.2018 года N 13/ЕП/18 ГКУ в период его действия выдавало бы ГУП Республики Крым "данные изъяты"" предписания на устранение нарушений или дефектов содержания дорог, выявление которых послужило основанием для составления акта N 16 от 13.04.2018 г.
Приведенные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что по состоянию на 13.04.2018 года Государственное казенное учреждение Республики Крым "Служба автомобильных дорог Республики Крым" являлось лицом, ответственным за указанные в постановлении о назначении административного наказания факты нарушения норм действующего законодательства.
Доказательств, подтверждающих принятие ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым" своевременных и достаточных мер по выполнению требований вышеуказанных государственных стандартов, материалы дела не содержат.
Судом апелляционной инстанции определением от 31.07.2018 года у ОМВД России по Раздольненскому району были затребована схема дислокации дорожных знаков и нанесения дорожной разметки на участке автомобильной дороги регионального значения 350П РЗ 35К-015 Раздольное - Евпатория с 00 километра + 00 метров по 02 километр + 200 метров в пгт. Раздольное Раздольненского района Республики Крым.
10.08.2018 г. в адрес Верховного Суда Республики Крым поступила пояснительная записка старшего государственного инспектора дорожного надзора отделения ГИБДД ОМВД России по Раздольненскому району ФИО3, согласно которой, им был направлен запрос в ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым" с целью предоставления схем и проектов организации дорожного движения на автодороги, расположенные на территории Раздольненского района Республики Крым.
Согласно полученных сведений из ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым", на автомобильные дороги расположенные на территории Раздольненского района, схемы и проекты организации дорожного движения не разрабатывались и в Учреждении отсутствуют.
По мнению суда апелляционной инстанции, отсутствие утвержденной в установленном законом порядке дислокации дорожных знаков и разметки, не освобождает ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым" от выполнения требований, касающихся обеспечения безопасности дорожного движения при эксплуатации дорог.
Вместе с тем, согласно протоколу об административном правонарушении серии 61 АГ 313563 от 07.06.2018 г, ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым" вменено: на участках дороги с 0 км 330 м по 0 км 440 м, с 0 км 560 м по 0 км 650 м, с 0 км 750 м по 1 км 200 м, с 1 км 460 м по 1 км 750 м, с 1 км 800 м по 2 км 200 м, в нарушении п.п.3.1.1, 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" имеются повреждения дорожного покрытия, некоторые из них имеют глубину более 5 см, длину более 15 см, ширину более 60 см, что препятствует движению транспортных средств с установленной скоростью движения.
Однако, в акте выявленных недостатков в содержании дороги, в протоколе об административном правонарушении и в постановлении суда первой инстанции отсутствуют данные о размерах повреждений дорожного покрытия, замеры выбоин в акте выявленных недостатков также не отражены.
В связи с указанным, из мотивировочной части постановления Раздольненского районного суда Республики Крым от 28.06.2018 года по делу N 5-149/2018 подлежат исключению указание на нарушение ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым" ГОСТов, связанных с повреждением покрытия проезжей части.
Также, ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым" вменено то, что на участке дороги с 1 км 800 м по 2 км 200 м: на остановочном павильоне с лева по ходу обследования отсутствует посадочная площадка, дорожный знак 5.16 "Место остановки автобуса", стационарное электрическое освещение в нарушение п.п. 5.1.4, 5.6.23 ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", п. 3.14 ГОСТ Р 52290 "Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования", п. 4.6.1 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", п.п. 4.1.1, 4.1.2 ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения"; а также дорожный знак 2.4 "Уступи дорогу" не соответствует п.п. 5.9.1 ГОСТ Р52289 - 2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", п. 3.14 ГОСТ Р 52290 "Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования".
Между тем, в акте выявленных недостатков в содержании дороги, в протоколе об административном правонарушении и в постановлении суда первой инстанции отсутствуют доказательства, подтверждающие, что на указанном участке дороги предусмотрено стационарное электрическое освещение, не установлено в чем конкретно заключалось несоответствие дорожного знака 2.4 "Уступи дорогу" требованиям ГОСТ.
Таким образом, из мотивировочной части постановления Раздольненского районного суда Республики Крым от 28.06.2018 года по делу N 5-149/2018 также подлежат исключению указание на нарушения ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым" ГОСТов, связанных с отсутствием посадочной площадки, дорожного знака 5.16 "Место остановки автобуса", стационарного электрического освещения, несоответствия дорожного знака 2.4 "Уступи дорогу" требованиям ГОСТов.
Вина ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым" в совершении административного правонарушения в остальной части подтверждается собранными по делу доказательствами.
Вид и размер административного наказания определен в соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ, исходя из санкции ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах имеются основания для изменения постановления Раздольненского районного суда Республики Крым от 28 июня 2018 года по делу N 5-149/2018.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Верховный Суд Республики Крым,
решил:
жалобу представителя Государственного казенного учреждения Республики Крым "Служба автомобильных дорог Республики Крым" ФИО2 на постановление судьи Раздольненского районного суда Республики Крым от 28 июня 2018 года по делу N 5-149/2018 - оставить без удовлетворения.
Постановление судьи Раздольненского районного суда Республики Крым от 28 июня 2018 года по делу N 5-149/2018 в отношении Государственного казенного учреждения Республики Крым "Служба автомобильных дорог Республики Крым" - изменить.
Исключить из мотивировочной части постановления Раздольненского районного суда Республики Крым от 28 июня 2018 года по делу N 5-149/2018 указания на нарушения ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым" ГОСТов, связанных с повреждением покрытия проезжей части, ГОСТов, связанных с отсутствием на участке дороги посадочной площадки, дорожного знака 5.16 "Место остановки автобуса", стационарного электрического освещения, несоответствия дорожного знака 2.4 "Уступи дорогу" требованиям ГОСТов.
В остальной части постановление Раздольненского районного суда Республики Крым от 28 июня 2018 года по делу N 5-149/2018 оставить без изменений.
Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья подпись Е.Г. Тимошенко
Копия верна
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.