Судья Верховного Суда Республики Крым Агин В.В.,
с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, горного инженера ООО "ЮГТРАНС" Потапова В.Н. и его
защитника Гуменчук Т.М,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Симферополе
15 августа 2018 года
жалобу горного инженера "данные изъяты"" ФИО7 на решение судьи Белогорского районного суда Республики Крым от 20 июня 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении горного инженера "данные изъяты"" (далее - ООО "ЮГТРАНС" либо Общество) ФИО1,
установил:
постановлением заведующего сектором экологического надзора г. Белогорска и Белогорского района управления экологического надзора Центрально-Крымского региона - старшего государственного инспектора Республики Крым Лактионова А.И. от ДД.ММ.ГГГГ N горный инженер ООО "ЮГТРАНС" Потапов В.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 11000 руб.
В порядке пересмотра дела по жалобе должностного лица ООО "ЮГТРАНС" - горного инженера Потапова В.Н. на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении судьей Белогорского районного суда Республики Крым 20 июня 2018 года постановлено решение, которым постановление заведующего сектором экологического надзора г. Белогорска и Белогорского района управления экологического надзора Центрально-Крымского региона - старшего государственного инспектора Республики Крым Лактионова А.И. от ДД.ММ.ГГГГ N по делу об административном правонарушении, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, в отношении должностного лица ООО "ЮГТРАНС" - горного инженера Потапова В.Н, оставлено без изменения, а жалоба Потапова В.Н. - без удовлетворения.
Не согласившись с решением судьи районного суда и постановлением должностного лица экологического надзора, Потапов В.Н. подал в Верховный Суд Республики Крым жалобу, в которой просил отменить вышеуказанные акты. В обоснование указано, что судья при вынесении оспариваемого решения нарушил нормы материального и процессуального права и неправильно оценил установленные обстоятельства.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте его рассмотрения извещены надлежащим образом.
Выслушав Потапова В.Н. и его защитника Гуменчук Т.М, поддержавших жалобу, проверив в полном объеме материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Как следует из материалов дела, на основании задания на проведение рейдового обследования и приказа Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N в ходе проведения в период с ДД.ММ.ГГГГ ООО "ЮГТРАНС" внеплановой выездной проверки установлено, что на основании лицензии N, выданной Обществу Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым, последнее выполняет работы по разведке и добыче песков участка Западный Крымскорозовского месторождения.
Согласно договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между физическим лицом и ООО "ЮгТранс", последнему с целью размещения участка недр Западный Крымскорозовского месторождения во временное пользование переданы 12 земельных участков сельскохозяйственного назначения общей площадью "данные изъяты" кв.м N).
Согласно материалам инвентаризации отходов производства и потребления на производственной площадке карьер Западный Крымскорозовского месторождения при осуществлении хозяйственной деятельности ООО "ЮГТРАНС" образуются следующие виды отходов:
обтирочный материал, загрязнённый нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15 %) - код о хода по ФККО 9 19 204 02 60 4 (класс опасности не подтвержден);
светильники со светодиодными элементами в сборе, утратившие потребительские свойства - код отхода по ФККО 4 82 427 11 52 4 (класс опасности не подтвержден);
мусор от офисных и бытовых помещений организаций практически неопасный - код отхода по ФККО 7 33 100 02 72 5 (класс опасности не подтвержден);
смёт с территории предприятия практически неопасный - код отхода по ФККО 7 33 390 02 71 5 (класс опасности не подтвержден).
При проведении обследования территории участка Западный Крымскорозовского месторождения полезных ископаемых, в присутствии горного инженера Потапова В.Н, установлено, что в процессе осуществления деятельности ООО "ЮГТРАНС" также образуются следующие виды отходов:
покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные - код отхода по ФККО 9 21 130 02 50 4 (класс опасности не подтвержден);
упаковка полипропиленовая, загрязненная нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов 15% и более) - код отхода по ФККО 4 3 8 1 23 0 6 51 3 (класс опасности не подтвержден);
песок, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15 %) - код отхода по ФККО 9 19 201 02 39 4 (класс опасности не подтвержден);
грунт, образовавшийся при проведении землеройных работ, не загрязненный опасными веществами - код по ФККО - 8 11 100 01 49 5 (класс опасности не подтвержден).
Таким образом, в ходе проверки установлено, что в процессе осуществления деятельности ООО "ЮГТРАНС" образуются следующие виды отходов:
покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные - код отхода по ФККО 9 21 130 02 50 4 (класс опасности не подтвержден);
упаковка полипропиленовая, загрязненная нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов 15% и более) - код отхода по ФККО 4381 23 0 6 51 3 (класс опасности не подтвержден);
обтирочный материал, загрязнённый нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15 %) - код отхода по ФККО 9 19 204 02 60 4 (класс опасности не подтвержден);
светильники со светодиодными элементами в сборе, утратившие потребительские свойства - код отхода по ФККО 4 82 427 11 52 4 (класс опасности не подтвержден);
мусор от офисных и бытовых помещений организаций практически неопасный - код отхода по ФККО 7 33 100 02 72 5 (класс опасности не подтвержден);
смёт с территории предприятия практически неопасный - код отхода по ФККО 7 33 390 02 71 5 (класс опасности не подтвержден);
песок, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15 %) - код отхода по ФККО 9 19 201 02 39 4 (класс опасности не подтвержден);
грунт, образовавшийся при проведении землеройных работ, не загрязненный опасными веществами - код по ФККО - 8 11 100 01 49 5 (класс опасности не подтвержден).
В ходе проверки также установлено, что ООО "ЮГТРАНС" не разработаны и не поданы в уведомительном порядке в адрес Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым паспорта отходов I-IV класса опасности на:
покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные - код отхода по ФККО 9 21 130 02 50 4 (класс опасности не подтвержден);
упаковку полипропиленовую, загрязненную нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов 15% и более) - код отхода по ФККО 4 3 8 1 23 0 6 51 3 (класс опасности не подтвержден);
обтирочный материал, загрязнённый нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15 %) - код отхода по ФККО 9 19 204 02 60 4 (класс опасности не подтвержден);
светильники со светодиодными элементами в сборе утратившие потребительские свойства - код отхода по ФККО 4 82 427 11 52 4 (класс опасности не подтвержден);
мусор от офисных и бытовых помещений организаций практически неопасный код отхода по ФККО 7 33 100 02 72 5 (класс опасности не подтвержден);
смёт с территории предприятия практически неопасный - код отхода по ФККО 7 33 390 02 71 5 (класс опасности не подтвержден);
песок, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15 %) - код отхода по ФККО 9 19 201 02 39 4 (класс опасности не подтвержден).
Также, в ходе проверки ООО "ЮГТРАНс не предоставлены карта мест обозначения временного хранения отходов производства и потребления на территории Земельного участка, предусмотренная СанПиН 2.1 7.1322-03, а также приказы о назначении должностных лиц, ответственных за эксплуатацию мест складирования отходов I-IV класса опасности на территории западного участка.
При проведении обследования данной территории установлен факт несанкционированного складирования отходов производства и потребления не в специально оборудованных сооружениях, предназначенных для их размещения, площадью 5 кв.м, а именно:
шины пневматические автомобильные отработанные - код отхода по ФККО 9 21 110 01 50 4. Факт размещения вышеуказанных отходов не в специально оборудованных сооружениях, предназначенных для их размещения, подтверждается материалами фотофиксации.
В соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ N "О назначении лица ответственного за охрану окружающей следы", согласно которому лицом, ответственным за охрану окружающей среды, назначен горный инженер Потапов В.Н. (л.д. 115-121).
По данному факту ДД.ММ.ГГГГ в отношении должностного лица ООО "ЮГТРАНС" - горного инженера Потапова В.Н. заведующим сектором экологического надзора г. Белогорска и Белогорского района управления экологического надзора Центрально-Крымского региона - старшим государственным инспектором Республики Крым Лактионовой А.И. составлен протокол об административном правонарушении по признакам ст.8.2 КоАП РФ (л. дела об административном правонарушении 41-42).
Постановлением заведующего сектором экологического надзора г. Белогорска и Белогорского района управления экологического надзора Центрально-Крымского региона - старшего государственного инспектора Республики Крым Лактионова А.И. от ДД.ММ.ГГГГ N должностное лицо ООО "ЮГТРАНС" - горный инженер Потапов В.Н. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 11000 руб. Данное постановление вручено Потапову В.Н. ДД.ММ.ГГГГ года (л. дела об административном правонарушении 57-63).
Диспозицией ст.8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, характеризуется противоправным действием (бездействием) которое выражается в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее Закон N89-ФЗ).
В силу ст. 1 Закон N89-ФЗ под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Состав правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.
Ст.3 Федерального закона от 10 января 2002 N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее Закон N 7-ФЗ) установлены основные принципы охраны окружающей среды, основными из которых являются: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственность за нарушение природоохранного законодательства.
В соответствии с п.1 ст.34 Закона N7-ФЗ размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Согласно п.2 ст.39 п.1 ст.34 Закона N7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.
В силу п. 1 ст. 51 ФЗ от 10 января 2002 N7-Ф3 "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу п. 2 ст. 11 Закона N89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
Согласно п. 3 ст. 14 Закона N89-ФЗ на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
Согласно п.4 ст.18 Закона N89-ФЗ индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п.1 ст.19 Закона N89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
Несоблюдение вышеуказанных норм законодательства, регулирующего порядок обращения с отходами, образует событие административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.
Проверив собранные по делу доказательства, дав им надлежащую оценку по правилам ст.26.11 КоАП РФ, должностное лицо контролирующего органа и судья районного суда правильно установили обстоятельства дела и обоснованно пришли к выводу о доказанности виновности должностного лица горного инженера ООО "ЮГТРАНС" Потапова В.Н. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.
Доводы горного инженера ООО "ЮГТРАНС" Потапова В.Н, изложенные в жалобе, нахожу несостоятельными, поскольку они основаны на неверном толковании законодательства об охране окружающей среды. Кроме того, данные доводы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, который дал им оценку.
С доводом о малозначительности выявленных нарушений согласиться нельзя по следующим основаниям.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 ст. 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Согласно ст.1.2 КоАП РФ, задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.
Оснований для признания правонарушения, вмененного должностному лицу малозначительным, или признания наказания чрезмерно суровым, не имеется, с учетом характера административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования.
Применение ст.2.9 КоАП РФ, является правом, а не обязанностью суда.
Должностным лицом - горным инженером ООО "ЮГТРАНС" Потаповым В.Н. совершено административное правонарушение в области охраны окружающей среды и природопользования и представляет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, заключающуюся в пренебрежительном отношении ее к исполнению своих публично-правовых обязанностей по соблюдению требований природоохранного законодательства при осуществлении хозяйственной деятельности, неразрывно связанной с повышенным экологическим воздействием на окружающую среду и угрозой безопасности людей.
Состав данного административного правонарушения является формальным, не предполагает наступления каких-либо неблагоприятных материально-правовых последствий, либо вреда, в связи с чем довод жалобы об отсутствии доказательств причинения вреда окружающей среде и наступления каких либо вредных последствий не влечет отмену оспариваемых актов.
Доводы жалобы горного инженера ООО "ЮГТРАНС" Потапова В.Н. относительно указания в решении суда первой инстанции на подтверждение наличия состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ, не могут служить основанием для отмены решения судьи и постановления должностного лица, поскольку это является явной технической опиской и поскольку указанная техническая описка в решении может быть исправлена в соответствии с положениями ст. 29.12.1 КоАП РФ
Другие доводы жалобы не влияют на правильность постановленного судом решения и не могут служить основанием для отмены решения судьи.
Каких-либо существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы дать основания для отмены решения судьи Белогорского районного суда Республики Крым от 20 июня 2018 года, не установлено.
Таким образом, прихожу к выводу, что горный инженер ООО "ЮГТРАНС" Потапов В.Н. обоснованно и на законных основаниях привлечен к административной ответственности.
При определении горному инженеру ООО "ЮГТРАНС" Потапову В.Н. административного наказания должностным лицом надзорного органа учтены все заслуживающие внимание обстоятельства, ему назначено наказание, предусмотренное санкцией ст.8.2 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах полагаю, что нет оснований для удовлетворения жалобы и отмены судебного решения.
Руководствуясь статьями 30.2-30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
жалобу горного инженера "данные изъяты" ФИО1 оставить без удовлетворения,
решение судьи Белогорского районного суда Республики Крым от 20 июня 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении горного инженера "данные изъяты"" ФИО1, - без изменения.
Судья В.В. Агин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.