Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Юсуфова Мурада Шевхиевича на решение Белогорского районного суда Республики Крым от 26 июня 2018 г. N 12-55/2018,
установил:
постановлением заведующего сектором экологического надзора г. Белогорска и Белогорского района управления экологического надзора Центрально-Крымского региона - старшего государственного инспектора Республики Крым ФИО3 от 18 апреля 2018 г. N 002941-0308 директор общества с ограниченной ответственностью "Белая Скала" Юсуфов Мурад Шевхиевич признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 100 рублей.
Решением судьи Белогорского районного суда Республики Крым от 26 июня 2018 г. N 12-55/2018 жалоба Юсуфова М.Ш. оставлена без удовлетворения, постановление должностного лица от 18 апреля 2018 г. N 002941-0308 - без изменения.
Не согласившись с принятым решением, Юсуфов М.Ш. подал жалобу в Верховный Суд Республики Крым, в которой просит постановление органа от 18 апреля 2018 г. и решение суда от 26 июня 2018 г. отменить, производство по делу прекратить.
Жалоба мотивирована тем, что вывод суда о том, что на предприятии образуются выбросы вредных веществ в атмосферный воздух, а само предприятие относится к IV категории объектов, негативно влияющих на окружающую среду, поэтому подлежит постановке на Государственный учет ОНВОС, не основан на допустимых доказательствах и сделан в нарушение действующего законодательства Российской Федерации.
Также заявитель указывает на то, что протокол об административном правонарушении не содержит сведения о событии административного правонарушения и причинно-следственные связи.
Изучив материалы дела, проверив изложенные в жалобе доводы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст.ст. 26.1, 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии со ст. 8.46 КоАП РФ невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Объективная сторона правонарушения - бездействие, заключающиеся в несвоевременном выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений.
Субъективная сторона правонарушения характеризуется неосторожностью. Неосторожность характеризуется легкомысленным расчетом на предотвращение вредных последствий деяния лица, либо отсутствием предвидения наступления таких последствий.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативным воздействием на окружающую среду признается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды; объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, признается объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков; стационарным источником загрязнения окружающей среды признается источник загрязнения окружающей среды, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника загрязнения окружающей среды.
К видам негативного воздействия на окружающую среду в соответствии со ст. 16 Федерального закона N 7-ФЗ относятся: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, размещение отходов производства и потребления.
Из указанного следует, что для привлечения лица к административной ответственности по ст. 8.46 КоАП РФ, необходимо две основные составляющие: стационарный источник, оказывающий негативное влияние на окружающую среду, и установленный факт негативного воздействия на окружающую среду.
В соответствии с частью 1 статьи 69.2 Федерального закона N 7-ФЗ объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией. Постановка на учет осуществляется на основании заявки.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 года N 7-ФЗ и отдельные законодательные акты Российской Федерации" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность с использованием объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, обязаны в течение двух лет с момента вступления в силу указанного закона (01 января 2015 года) поставить такие объекты на государственный учет в порядке, установленном статьей 69.2 Федерального закона N 7-ФЗ.
Таким образом, юридические лица, индивидуальные предприниматели должны поставить на государственный учет именно те объекты НВОС, на которых они осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность. Для принятия решения о юридическом лице, индивидуальном предпринимателе, которое обязано поставить объект НВОС на государственный учет, необходимо, в том числе, руководствоваться информацией, регистрируемой в Едином государственном реестре прав (в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним") и содержащейся в лицензиях, выданных для реализации хозяйственной и иной деятельности на объекте НВОС.
Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III категорий утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1029 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий".
Из материалов дела усматривается, что согласно данным из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, ООО "Белая Скала" включено в указанный реестр.
С 12.12.2017 г. по 14.12.2017 г. на основании приказа Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 07.12.2017 г. N 2811, в отношении ООО "Белая Скала" проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой составлен акт от 14.12.2017 г. N 07/06.3.
Согласно указанного акта проверки, ООО "Белая Скала" эксплуатирует Бешаранское - 4 месторождение пильных известняков, расположенное в 2 км юго-западнее с. Тургенево Новожиловского сельского поселения Белогорского района Республики Крым.
Для добычи пильного известняка ООО "Белая Скала" использует передвижные источники выбросов вредных веществ в атмосферный воздух: бульдозер, погрузчик, самосвал, экскаватор, камнерезательные машины КМ-3ФМ2.
Также, на территории карьера расположены и эксплуатируются стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух: склад горюче-смазочных материалов, склад песка, сварочный пост.
При эксплуатации указанных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух образуются следующие загрязняющие вещества: азота диоксид, углерод (сажа), серы диоксид, дигидросульфид, углерод оксид, бенз/а/пирен, формальдегид, керосин, взвешенные вещества, пыль органическая, которые пределены в соответствии с: "Методикой проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для баз дорожной техники (расчетным методом)"; "Методика расчета вредных выбросов (сбросов) для комплекса оборудования открытых горных работ (на основе удельных показателей); "Методика расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных дизельных установок"; "Методика расчета выделений (выбросов) загрязняющих веществ в атмосферу при сварочных работах (на основе удельных показателей)"; "Методические указания по определению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу из резервуаров".
Кроме того, в ходе проверки установлено, что согласно постановления Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1029 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий", карьер ООО "Белая Скала" относится к IV категории, в соответствии с чем подлежит постановке на Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Однако, согласно данным Государственного реестра объектов НВОС ООО "Белая Скала" не зарегистрировано в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (IV категории).
Таким образом, в результате внеплановой выездной проверки ООО "Белая Скала" выявлено нарушение, допущенное по вине должностного лица - директора Юсуфова М.Ш. - не обеспечена постановка ООО "Белая Скала" на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
14 декабря 2017 года по данному факту старшим государственным инспектором Республики Крым ФИО3 составлен протокол об административном правонарушении N 002941 в отношении директора ООО "Белая Скала" Юсуфова М.Ш. по ст. 8.46 КоАП РФ, за нарушение требований статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Постановлением заведующего сектором экологического надзора г. Белогорска и Белогорского района управления экологического надзора Центрально-Крымского региона - старшего государственного инспектора Республики Крым ФИО3 от 18 апреля 2018 г. N 002941-0308 директор ООО "Белая Скала" Юсуфов М.Ш. привлечен к административной ответственности по ст. 8.46 КоАП РФ.
Факт допущенного правонарушения и виновность директора ООО "Белая Скала" Юсуфова М.Ш. в совершении административного правонарушения подтверждены: приказом Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым о проведении внеплановой выездной проверки от 07.12.2017 г. N 2811; актом проверки от 14.12.2017 г. N 07/06.3; протоколом об административном правонарушении от 14.12.2017г. N 002941; фототаблицей к акту проверки и др.
С учетом изложенного, апелляционная инстанция соглашается с выводом суда первой инстанции о соответствии фактическим обстоятельствам дела выводов должностного лица о виновности директора ООО "Белая Скала" Юсуфова М.Ш. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, основанных на содержащихся в материалах дела доказательствах, которым судом дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Судьей районного суда, с учетом приведенных законоположений, исследованы все имеющиеся по делу доказательства, которые являются последовательными, не противоречивыми, достаточными и допустимыми, а поэтому обоснованно положены судьей в основу вынесенного решения.
Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены надлежащим должностным лицом, в соответствии с требованием закона, не доверять сведениям, указанным в них, оснований не имеется, в связи с чем, судья правильно признал их допустимыми доказательствами и положил в основу обжалуемого постановления.
Ссылка заявителя на то, что судом неполно и необъективно исследованы материалы дела, не установлены все обстоятельства по делу, вина директора ООО "Белая Скала" Юсуфова М.Ш. не доказана, является несостоятельной. Совокупность исследованных доказательств позволяет установить обстоятельства правонарушения и вину директора ООО "Белая Скала" Юсуфова М.Ш. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.46 КоАП РФ.
В настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у директора ООО "Белая Скала" Юсуфова М.Ш. имелась возможность для соблюдения природоохранного законодательства РФ, за нарушение которого ст. 8.46 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При рассмотрении настоящего дела судьей районного суда не нарушены требования ст. 1.5 КоАП РФ, каких-либо данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости судьи, в материалах дела не имеется, принцип презумпции невиновности судьей не нарушен, неустранимых сомнений, которые должны быть истолкованы в пользу директора ООО "Белая Скала" Юсуфова М.Ш. по делу не усматривается.
Порядок и срок привлечения директора ООО "Белая Скала" Юсуфова М.Ш. к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в пределах санкции ст. 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было, нормы материального права применены правильно.
Учитывая, что жалоба на решение судьи Белогорского районного суда Республики Крым от 26 июня 2018 г. N 12-55/2018, не содержит правовых и фактических обстоятельств, влекущих отмену принятого по делу судебного акта, основания для отмены указанного решения суда отсутствуют.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым,
решил:
жалобу Юсуфова Мурада Шевхиевича на решение Белогорского районного суда Республики Крым от 26 июня 2018 г. N 12-55/2018 - оставить без удовлетворения.
Решение Белогорского районного суда Республики Крым от 26 июня 2018 г. N 12-55/2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.46 КоАП РФ, в отношении директора ООО "Белая Скала" Юсуфова Мурада Шевхиевича - оставить без изменения.
Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 КоАП РФ.
Судья подпись Е.Г. Тимошенко
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.