Судья Верховного Суда Республики Крым Агин В.В.,
с участием защитника Макарова Д.В,
представителя территориального отдела по Бахчисарайскому району Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и городу Севастополю Чепелева М.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Симферополе
16 августа 2018 года
жалобу начальника территориального отдела по Бахчисарайскому району Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю Бониной Л.А. на решение судьи Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 21 июня 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), в отношении директора "данные изъяты" (далее ООО "БРИЗ" либо Общество) ФИО1,
установил:
постановлением начальника территориального отдела по Бахчисарайскому району Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю Бониной Л.А. от ДД.ММ.ГГГГ N директор ООО "БРИЗ" Макарова О.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 10000 руб.
В порядке пересмотра дела по жалобе директора ООО "БРИЗ" Макаровой О.В на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении судьей Бахчисарайского районного суда Республики Крым 21 июня 2018 года постановлено решение, которым указанное постановление должностного лица отменено, производство по административному делу прекращено на основании отсутствия состава административного правонарушения.
Не согласившись с принятым решением судьи районного суда, начальник территориального отдела по Бахчисарайскому району Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю Бонина Л.А. подала в Верховный Суд Республики Крым жалобу, в которой просила отменить решение судьи районного суда, постановление должностного лица оставить без изменения. В обоснование жалобы указано на неверную оценку установленных обстоятельств и на нарушение норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав представителя территориального отдела по Бахчисарайскому району Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и городу Севастополю Чепелева М.А. поддержавшего доводы жалобы, защитника Макарова Д.В, возражавшего против удовлетворения жалобы, изучив материалы дела, проверив изложенные в жалобе и протесте доводы, прихожу к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании распоряжения (приказа) органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ горда N территориальным отделом по Бахчисарайскому району Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и городу Севастополю с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая выездная проверка ООО "БРИЗ" по адресу: "адрес" в ходе которой были выявлены нарушения требований ст.22 Федерального закона N52-ФЗ от 30 марта 1999 г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", а именно:
согласно приложения N1 к Техническому заданию Муниципального контракта N от ДД.ММ.ГГГГ ООО "БРИЗ" обязано производить уборку автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования городское поселение Бахчисарай Бахчисарайского района;
согласно приложения N к Техническому заданию Муниципального контракта N от ДД.ММ.ГГГГ сбор мелкого мусора должен производится ежедневно.
На момент проверки ДД.ММ.ГГГГ в 14 час. 00 мин. вдоль дорог по "адрес" обнаружены фракции мелкого мусора.
Постановлением начальника территориального отдела по Бахчисарайскому району Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю Бониной Л.А. от ДД.ММ.ГГГГ N директор ООО "БРИЗ" Макарова О.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 10000 руб. (л. дела об административном правонарушении 16, 16 об.).
Диспозицией ст.8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, характеризуется противоправным действием (бездействием) которое выражается в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определяет Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 названного Федерального закона отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Положениями Федерального закона об отходах производства и потребления установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
Согласно ст.11 Федерального закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, в том числе, соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами; вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов; проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
В силу п.1 ст.19 Федерального закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Исходя из положений указанных норм, обязанность по проведению инвентаризации отходов и объектов их размещения, представлению необходимой информации в области обращения с отходами, внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов возложена на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, эксплуатирующих предприятия, здания, строения, сооружения и иные объекты в связи с обращением с отходами; обязанность по учету образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов - на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами (деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов).
Судом первой инстанции верно установлено, что сам факт обнаружения в ходе проверки ДД.ММ.ГГГГ в 14 час. 00 мин. фракций мелкого мусора вдоль дорог не свидетельствуют о нарушении ООО "БРИЗ" законодательства об охране окружающей среды, санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательства, регулирующего порядок утилизации отходов, поскольку при рассмотрении дела об административном правонарушении не добыто доказательств того, что ООО "БРИЗ" не выполняет условия контракта по уборке "адрес".
В соответствии со ч.1 ст. 22 Федерального закона N 52-ФЗ от 30 марта 1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территории населенных мест", система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.
Таким образом, факт обнаружения в ходе проверки фракций мелкого мусора вдоль дорог не свидетельствуют о наличии состава административного правонарушения ООО "БРИЗ".
При указанных обстоятельствах судья районного суда обоснованно пришел к выводу, что сам факт обнаружения фракций мелкого мусора вдоль дорог не свидетельствуют о нарушении ООО "БРИЗ" законодательства об охране окружающей среды, санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательства, регулирующего порядок утилизации отходов, факт не выполнения условия контракта по уборке территории "адрес" не доказан, а в соответствии с условиями контракта, обнаруженные мелкие фракции мусора подлежат уборке в период с 23 час 00 мин до 07 час. 00 мин, и что в действиях ООО "БРИЗ" отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.
Доводы должностного лица, изложенные в жалобе, нахожу несостоятельными, так как эти доводы сводятся к переоценке обстоятельств и доказательств, исследованных судом, и получивших надлежащую правовую оценку. Доводы жалобы не опровергают правильность выводов судьи районного суда и не свидетельствуют о незаконности судебного акта.
Кроме того, в силу ч.1 и 4 ст.1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии обстоятельств, предусмотренных ст.24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Полагаю выводы судьи Бахчисарайского районного суда Республики Крым основанными на законе.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела не допущено, оснований для отмены или изменения принятого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 30.2-30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
жалобу начальника территориального отдела по Бахчисарайскому району Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю Бониной Л.А. оставить без удовлетворения,
решение судьи Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 21 июня 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора "данные изъяты" ФИО1", - без изменения.
Судья В.В. Агин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.