Судья Верховного Суда Республики Крым Агин В.В.,
с участием законного представителя - директора ООО "ЧИСТОТА" Дашавского В.И,
защитника ООО "ЧИСТОТА" Макаровой С.Г,
представителя Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Крым и г. Севастополю Ульянкиной Ю.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Симферополе
16 августа 2018 года
жалобу "данные изъяты"" на решение судьи Феодосийского городского суда Республики Крым от 05 июля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), в отношении "данные изъяты"" (далее ООО "ЧИСТОТА" либо Общество),
установил:
постановлением начальника отдела надзора на море Восточного региона, старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Крым городу Севастополю Кизима Н.В. от ДД.ММ.ГГГГ N ООО "ЧИСТОТА" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 100000 руб.
В порядке пересмотра дела по жалобе ООО "ЧИСТОТА" на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении судьей Феодосийского городского суда Республики Крым 05 июля 2018 года постановлено решение, которым в удовлетворении жалобы ООО "ЧИСТОТА" отказано, а постановление должностного лица надзорного органа оставлено без изменения.
Не согласившись с решением судьи городского суда и постановлением должностного лица органа надзора в сфере природопользования, ООО "ЧИСТОТА" подало в Верховный Суд Республики Крым жалобу, в которой просило отменить вышеуказанные акты. В обоснование указано, что судья при вынесении оспариваемого решения нарушил нормы материального и процессуального права и неправильно оценил установленные обстоятельства.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав законного представителя Общества Дашавского В.И. и защитника Макарову С.Г, поддержавших жалобу, представителя органа надзора Ульянкину Ю.В, возражавшую против удовлетворения жалобы, проверив в полном объеме материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии со ст.24.1, 26.1, 26.2 КоАП РФ по делу об административном правонарушении обстоятельства правонарушения должны быть выяснены всесторонне, полно, объективно и своевременно в их совокупности. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Ст.8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Согласно ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое указанным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Объектом указанного правонарушения, являются общественные отношения в области охраны окружающей среды от негативных антропогенных воздействий в результате обращения с опасной группой веществ, соединений, материалов, а также в области обеспечения экологической безопасности населения и территорий. Предметом выступают отходы производства и потребления, а также иные опасные вещества - бактериологические (биологические), химические, токсичные вещества.
Субъектом данного правонарушения, может быть лицо, которое не соблюдает экологические и санитарно-эпидемиологические требования при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду установлены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Ст.1 Закона N 89-ФЗ установлены следующие основные понятия: отходы производства и потребления (далее отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; паспорт отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.
В соответствии со ст.11 Федерального закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
В силу п.3, 4 ст.14 Федерального закона N 89-ФЗ на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений. При обращении с группами однородных отходов I - V классов опасности должны соблюдаться требования, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
В соответствии с положениями Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов I - IV классов опасности лицензируется.
В соответствии с положениями ч.1 ст.34, ч.2 ст.39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды, заместителем начальника отдела надзора на море Восточного региона Межрегионального управления по надзору в сфере природопользования по Республике Крым и г. Севастополю Бенеш М.А. было вынесено определение N о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении ООО "ЧИСТОТА" в связи с тем, что в ходе обработки и анализа информации, полученной в августе 2017 г, установлено, что ООО "ЧИСТОТА" осуществляет деятельность по обезвреживанию и размещению отходов 4 класса опасности при эксплуатации канализационных очистных сооружений по адресу: "адрес" без лицензии. Направленное ООО "ЧИСТОТА" уведомление об осуществлении указанной деятельности не зарегистрировано, поскольку предприятием не были представлены необходимые документы.
По результатам административного расследования ООО "ЧИСТОТА" привлечено к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ за нарушение требований в области обращения с отходами, а именно требования Федерального Закона от 24.06.1998г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", а также лицензионных требований для субъектов, занимающихся деятельностью по обращению с отходами I-IV класса опасности.
Оставляя без изменения постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды, начальника Отдела надзора на море Восточного региона Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РК и г. Севастополю Кизима Н.В. от ДД.ММ.ГГГГ, а жалобу ООО "ЧИСТОТА" - без удовлетворения, судья Феодосийского городского суда пришел к выводу, что виновность ООО "ЧИСТОТА" в совершении правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, доказана.
Однако такие выводы судьи городского суда являются преждевременными, сделанными без исследования всех обстоятельств дела, без учета требований ст.24.1, 26.1, 26.2 и 26.11 КоАП РФ.
Так, в соответствии с приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов" отходы (осадки) из выгребных ям и хозяйственно-бытовые стоки отнесены к отходам жизнедеятельности населения в неканализованных зданиях и прочие аналогичные отходы, не относящиеся к твердым коммунальным отходам (код согласно ФККО 7 32000 00 00 0) и являются отходами 4 класса опасности (отходы (осадки) из выгребных ям - "данные изъяты" отходы коммунальные жидкие неканализованных объектов водопотребления - "данные изъяты" жидкие отходы очистки накопительных баков мобильных туалетных кабин - "данные изъяты"
По результатам лабораторных исследований проб отходов, взятых из ассенизаторского автотранспорта, который осуществлял слив отходов на канализационные очистные сооружения ООО "ЧИСТОТА", содержимое выгребных ям относится к жидким бытовым отходам 4 класса опасности.
Согласно разъяснительного письма Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ N, в случае, если такие фракции удаляются иным способом, исключающим их сброс в водные объекты или направление в систему оборотного водоснабжения, такие стоки не попадают под определение сточных вод в терминологии Водного кодекса РФ и Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и их следует считать жидкими отходами, дальнейшее обращение с которыми должно осуществляться в соответствии с законодательством об отходах производства и потребления, при этом деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов, отнесенных к I - IV классам опасности, будет подлежать лицензированию.
Как усматривается из оспариваемого решения, судья городского суда не выяснял обстоятельств сброса ООО "ЧИСТОТА" воды после очистки в пруды-накопители и не истребовал документов, регламентирующих законность сброса ООО "ЧИСТОТА" очищенной сточной воды с КОС в пруды-накопители. Таким образом, судья городского суда данным обстоятельствам оценки не дал, то есть не выполнил требования решения судьи Верховного Суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ Кроме того, судьей городского суда не исследовались полномочия органа, осуществившего проверочные мероприятия в отношении ООО "ЧИСТОТА", а также порядок и сроки данной проверки, её законность и законность полученных результатов.
Согласно п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При новом рассмотрении дела необходимо учесть изложенное, устранить допущенные процессуальные нарушения и постановить решение, отвечающее требованиям ст.29.10 и 30.7 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2-30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
жалобу "данные изъяты"" удовлетворить частично,
решение судьи Феодосийского городского суда Республики Крым от 05 июля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении "данные изъяты" отменить,
дело направить на новое рассмотрение в тот же суд со стадии рассмотрения.
Судья В.В. Агин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.