Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО "ЮгТранс" ФИО2 на решение Белогорского районного суда Республики Крым от 22 июня 2018 г. N 12-63/2018,
установил:
постановлением заведующего сектором экологического надзора г. Белогорска и Белогорского района управления экологического надзора Центрально-Крымского региона - старшего государственного инспектора Республики Крым ФИО3 от 07 мая 2018 г. N 005424-0308 общество с ограниченной ответственностью "ЮгТранс" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 101 000 рублей.
Решением судьи Белогорского районного суда Республики Крым от 22 июня 2018 г. N 12-63/2018 жалоба генерального директора ООО "ЮгТранс" ФИО2 оставлена без удовлетворения, постановление должностного лица от 07 мая 2018 г. N 005424-0308 - без изменения.
Не согласившись с принятым решением, генеральный директор ООО "ЮгТранс" ФИО2 подал жалобу в Верховный Суд Республики Крым, в которой просит решение суда от 22 июня 2018 г. отменить, производство по делу прекратить на основании ст. 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.
Жалоба мотивирована тем, что суд первой инстанции необъективно и не всесторонне исследовал обстоятельства дела, вынес незаконное и необоснованное решение, что является основанием для его отмены.
Кроме того, заявитель ссылается на то, что обществом были предприняты все меры для соблюдения действующего законодательства, в связи с чем имеются основания для применения в отношении последнего положений ст. 2.9 КоАП РФ.
Изучив материалы дела, проверив изложенные в жалобе доводы, заслушав защитника ООО "ЮгТранс" Гуменчук Т.М, поддержавшую доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст.ст. 26.1, 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом указанного правонарушения, являются общественные отношения в области охраны окружающей среды от негативных антропогенных воздействий в результате обращения с опасной группой веществ, соединений, материалов, а также в области обеспечения экологической безопасности населения и территорий. Предметом выступают отходы производства и потребления, а также иные опасные вещества - бактериологические (биологические), химические, токсичные вещества.
Субъектом данного правонарушения, может быть лицо, которое не соблюдает экологические и санитарно-эпидемиологические требования при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду установлены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ).
Статьей 1 Федерального закона N 89-ФЗ установлены следующие основные понятия: отходы производства и потребления (далее отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; паспорт отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, в том числе, соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона N 89-ФЗ, индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу частей 3, 4 статьи 14 Федерального закона N 89-ФЗ на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений. При обращении с группами однородных отходов I - V классов опасности должны соблюдаться требования, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
Частью 8 статьи 18 Федерального закона N 89-ФЗ предусмотрено, что субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
В силу части 1 статьи 19 Федерального закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что в ходе проведения в период с 15.02.2018 г. по 21.02.2018 г. внеплановой выездной проверки установлено, что на основании лицензии на пользование недрами СИМ 50561 ТР, выданной указанному юридическому лицу Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым, ООО "ЮгТранс" выполняет работы по разведке и добыче песков участка Западный Крымрозовского месторождения.
Согласно договору аренды от 10.07.2017 г, заключенному между физическим лицом и ООО "ЮгТранс", последнему с целью размещения участка недр Западный Крымскорозовского месторождения во временное пользование переданы 12 земельных участков сельскохозяйственного назначения, общей площадью 389922 кв.м ( N), расположенные на территории Зуйского сельского поселения Белогорского района.
Согласно материалам инвентаризации отходов производства и потребления на производственной площадке карьер Западный Крымскорозовского месторождения при осуществлении хозяйственной деятельности ООО "ЮгТранс" образуются следующие виды отходов:
- обтирочный материал, загрязнённый нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15 %) - код отхода по ФККО 9 19204 02 60 4 (класс опасности не подтвержден);
- светильники со светодиодными элементами в сборе, утратившие потребительские свойства - код отхода по ФККО 4 82427 11 52 4 (класс опасности не подтвержден);
- мусор от офисных и бытовых помещений организаций практически неопасный - код отхода по ФККО 7 33100 02 72 5 (класс опасности не подтвержден);
- смет с территории предприятия практически неопасный - код отхода по ФККО 7 33390 02 71 5 (класс опасности не подтвержден);
При проведении обследования территории участка Западный Крымскорозовского месторождения полезных ископаемых, в присутствии горного инженера ФИО5, установлено, что в процессе осуществления деятельности ООО "ЮгТранс" также образуются следующие виды отходов:
- покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные - код отхода по ФККО 9 21130 02 50 4 (класс опасности не подтвержден);
- упаковка полипропиленовая, загрязненная нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов 15% и более) - код отхода по ФККО 4 3 8 1 23 0 6 51 3 (класс опасности не подтвержден);
- песок, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15 %) - код отхода по ФККО 9 19201 02 39 4 (класс опасности не подтвержден);
- грунт, образовавшийся при проведении землеройных работ, не загрязненный опасными веществами - код по ФККО - 8 11100 01 49 5 (класс опасности не подтвержден).
Кроме того, ООО "ЮгТранс" не разработаны и не поданы в уведомительном порядке в адрес Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым паспорта отходов I-IV класса опасности на:
- покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные - код отхода по ФККО 9 21130 02 50 4 (класс опасности не подтвержден);
- упаковка полипропиленовая, загрязненная нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов 15% и более) - код отхода по ФККО 4 3 8 1 23 0 6 51 3 (класс опасности не подтвержден);
- обтирочный материал, загрязнённый нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15 %) - код отхода по ФККО 9 19204 02 60 4 (класс опасности не подтвержден);
- светильники со светодиодными элементами в сборе, утратившие потребительские свойства - код отхода по ФККО 4 82427 11 52 4 (класс опасности не подтвержден);
- мусор от офисных и бытовых помещений организаций практически неопасный - код отхода по ФККО 7 33100 02 72 5 (класс опасности не подтвержден);
- смет с территории предприятия практически неопасный - код отхода по ФККО 7 33390 02 71 5 (класс опасности не подтвержден);
- песок, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15 %) - код отхода по ФККО 9 19201 02 39 4 (класс опасности не подтвержден).
Также, в ходе проверки ООО "ЮгТранс" не предоставлены карта мест обозначения временного хранения отходов производства и потребления на территории Земельного участка, предусмотренная СанПиН 2.1.7.1322-03, а также приказы о назначении должностных лиц, ответственных за эксплуатацию мест складирования отходов I-IV класса опасности на территории западного участка.
При проведении обследования данной территории установлен факт несанкционированного складирования шин пневматических автомобильных отработанных - код отхода по ФККО 9 21110 01 50 4 не в специально оборудованных сооружениях, предназначенных для их размещения, площадью 5 кв.м.
20 марта 2018 г. по вышеуказанным фактам, за нарушение требований статей 11, 14, 18, 19 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", старшим государственным инспектором Республики Крым ФИО3 составлен протокол об административном правонарушении N 005424 в отношении ООО "ЮгТранс" по ст. 8.2 КоАП РФ.
Постановлением заведующего сектором экологического надзора г. Белогорска и Белогорского района управления экологического надзора Центрально-Крымского региона - старшего государственного инспектора Республики Крым ФИО3 от 07 мая 2018 г. N 005424-0308 ООО "ЮгТранс" привлечен к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ.
Факт допущенного правонарушения и виновность ООО "ЮгТранс" в совершении административного правонарушения подтверждены: письмом заместителя начальника Управления ФСБ России по Республике Крым и г. Севастополю от 06.02.2018 г. N 171/6/693; рейдовым заданием; актом рейдового обследования от 09.02.2018 г. N 24/06.3 и фототаблицей; приказом Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым о проведении внеплановой выездной проверки от 13.02.2018 г. N 283; актом проверки от 27.02.2018 г. N 13-283/03.1.3; протоколом об административном правонарушении от 20.03.2018 г. N 005424; фототаблицей к акту проверки и др.
С учетом изложенного, апелляционная инстанция соглашается с выводом суда первой инстанции о соответствии фактическим обстоятельствам дела выводов должностного лица о виновности ООО "ЮгТранс" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, основанных на содержащихся в материалах дела доказательствах, которым судом дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Судьей районного суда, с учетом приведенных законоположений, исследованы все имеющиеся по делу доказательства, которые являются последовательными, не противоречивыми, достаточными и допустимыми, а поэтому обоснованно положены судьей в основу вынесенного решения.
Вопреки доводам жалобы, ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в данном случае применению не подлежит.
В силу положений ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные рассматривать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не влекущие существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Судом первой инстанции обоснованно учтено, что выявленные нарушения создают существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, посягают на государственный порядок правоотношений в сфере охраны окружающей среды, направленный на создание благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической и санитарно-эпидемиологической безопасности населения и территорий.
При таких условиях совершенное заявителем правонарушение правомерно не оценено в качестве малозначительного.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для иной оценки установленных по делу обстоятельств и применения положений статьи 2.9 Кодекса в данном деле.
Доказательств, подтверждающих принятие юридическим лицом всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законодательством обязанностей, в материалы дела не представлено.
Порядок и срок привлечения ООО "ЮгТранс" к административной ответственности соблюдены.
Принцип презумпции невиновности должностным лицом, судьей районного суда не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые могли быть истолкованы в пользу ООО "ЮгТранс", не усматривается, наказание назначено в соответствии с положениями ст. 4.1, 4.4 КоАП РФ с учетом характера и степени общественной опасности содеянного, имущественного и финансового положения юридического лица, в пределах санкции ст. 8.2 КоАП РФ, и оснований для отмены либо изменений судебного решения и постановления должностного лица не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым,
решил:
жалобу генерального директора ООО "ЮгТранс" ФИО2 на решение Белогорского районного суда Республики Крым от 22 июня 2018 г. N 12-63/2018 - оставить без удовлетворения.
Решение Белогорского районного суда Республики Крым от 22 июня 2018 г. N 12-63/2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ООО "ЮгТранс" - оставить без изменения.
Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья подпись Е.Г. Тимошенко
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.