Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Лозового С.В,
судей Пономаренко А.В, Чистяковой Т.И,
при секретаре Чирко А.Л,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Красногвардейского района Республики Крым в интересах Беспалько Елены Петровны к администрации Красногвардейского района Республики Крым, администрации Колодезянского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым, третьему лицу Министерству образования, науки и молодежи Республики Крым о предоставлении жилого помещения
по апелляционной жалобе администрации Красногвардейского района Республики Крым на решение Красногвардейского районного суда Республики Крым 5 марта 2018 года,
УСТАНОВИЛА:
в январе 2018 г. прокурор Красногвардейского района Республики Крым обратился в суд в интересах Беспалько Е.П. с указанным иском, в котором просил обязать администрацию Красногвардейского района Республики Крым предоставить Беспалько Е.П, ДД.ММ.ГГГГ года рождения благоустроенное жилое помещение по норме предоставления не менее 25 м2 общей площади жилого помещения вне очереди.
Исковые требования обоснованы тем, что распоряжением государственной администрации Красногвардейского района в АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО1 имеет статус ребенка-сироты, распоряжением администрации Красногвардейского района Республики Крым от 10.02,2016 N-р "О включении в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями Беспалько Елены Петровны" Беспалько Е.П. признана нуждающейся в обеспечении жилым помещениями и включена в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Решением исполнительного комитета Колодсзянского сельского совета Красногвардейского района АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ N "О соблюдении жилищного законодательства" Беспалько Е.П. семьей в составе 1 человек включена в список граждан, имеющих право на внеочередное обеспечение жильем, как ребенка - сироту, лишенного родительского попечения.
Однако органами местного самоуправления распорядительный акт о предоставлении Беспалько Е.П. жилого помещения до настоящего времени не издан, жилое помещение не предоставлено, чем нарушены ее жилищные права. Нанимателем или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, а также собственником жилого помещения Беспалько Е.П. не является
Определением суда от 12 февраля 2018 года к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований привлечено Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым
Решением Красногвардейского районного суда Республики Крым от 5 марта 2018 года исковые требования удовлетворены. Администрация Красногвардейского района Республики Крым обязана предоставить Беспалько Е.П, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение по норме предоставления не менее 25 кв.м. общей площади жилого помещения вне очереди. Из числа ответчиков исключена администрация Колодезянского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым, поскольку обязанность по обеспечению жильем лиц указанной выше категории возложена на администрацию Красногвардейского района Республики Крым.
В апелляционной жалобе администрация Красногвардейского района просит решение суда отменить и в иске отказать, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение норм материального и процессуального права.
При этом указывает, что судом не было принято во внимание, что право получения жилья Беспалько Е.П. подлежит реализации в порядке очереди на жилье данной категории лиц и при наличии бюджетных ассигнований. Обязанность по финансированию мероприятий, связанных с обеспечением жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на орган исполнительной власти Республики Крым - Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым.
Судом необоснованно не учтены положения Закона Республики Крым N 46-ЗРК/2014, которым предусмотрено, что предоставление субвенций осуществляется в адрес органа местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым. Полагает решение в оспариваемом виде не исполнимым ввиду отсутствия необходимого финансирования.
В письменных возражениях старший помощник прокурора Красногвардейского района Республики Крым Е.О. Кошевая, а также представитель Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым Боцаненко Д.Н. в пояснениях на апелляционную жалобу настаивают на законности решения суда первой инстанции и просят отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Ответчик и третье лицо в судебное заседание Верховного Суда Республики Крым не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело без их участия, с учетом ст.ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Заслушав доклад судьи, возражения против апелляционной жалобы прокурора и Беспалько Е.П, проверив материалы дела, законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии с частью 1 ст. 327.1 ГПК РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемое решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Удовлетворяя исковые требования прокурора к администрации Красногвардейского района Республики Крым, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с нормами действующего законодательства именно данный ответчик в рамках предоставленных ему полномочий обязан предоставить Беспалько Е.П, имеющей статус ребенок-сирота, жилое помещение для проживания.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствует обстоятельствам дела и требованиям закона.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что Беспалько Е.П. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка "адрес" АР Крым в соответствии с распоряжением государственной администрации Красногвардейского района в АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ N имеет статус ребенка-сироты.
Распоряжением администрации Красногвардейского района Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N-р "О включении в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями Беспалько Елены Петровны" Беспалько Е.П. признана нуждающейся в обеспечении жилым помещениями и включена в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Решением исполнительного комитета Колодезянского сельского совета Красногвардейского района АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ N "О соблюдении жилищного законодательства" Беспалько Е.П. семьей в составе 1 человек включена в список граждан, имеющих право на внеочередное обеспечение жильем, как ребенка - сироту лишенного родительского попечения.
Нанимателем или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, а также собственником жилого помещения Беспалько Е.П. не является.
ДД.ММ.ГГГГ Беспалько Е.П. обратилась в прокуратуру Красногвардейского района с заявлением о защите ее прав в рамках исполнения законодательства о защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с частями 1, 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ст. 2 ЖК РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище.
Статьей 98.1 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 ст. 109.1 ЖК РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 3, 9 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12. 1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз. 1 настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз. 1 настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. В список включаются лица, указанные в абз. 1 п. 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
При этом ни статья 8 Федерального закона N 159- ФЗ от 21.12.1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ни иные нормы вышеуказанных законов не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Отношения, связанные с организацией, приобретением и предоставлением детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа (далее - дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей) жилых помещений, в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" на территории Республики Крым регулируются Законом Республики Крым от 18 декабря 2014 года N 46-ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым" (далее - Закон N 46-ЗРК).
В силу ст. 9 Закона N 46-ЗРК органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе по предоставлению жилых помещений детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Согласно п. 1 ст. 3 Закона N 46-ЗРК список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и настоящим Законом, формируется органом исполнительной власти Республики Крым, уполномоченным в сфере опеки и попечительства (далее - уполномоченный орган), на основании списков лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, сформированных в органах местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, городских и сельских поселений в соответствии с пунктом 1 статьи 9 настоящего Закона. Списки лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, сформированные в органах местного самоуправления городских и сельских поселений, направляются в соответствующие органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.
В соответствии с п. 2 ст. 8 Закона N 46-ЗРК жилые помещения специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по норме предоставления не менее 25 м2 общей площади жилого помещения на одного ребенка сироту, детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 9 Закона N 46-ЗРК органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе: - по формированию Списка, установлению факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении; - по формированию специализированного жилищного фонда для обеспечения жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; - по приобретению жилых помещений, предназначенных для предоставления детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; - по предоставлению жилых помещений детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Согласно ст. 11 Закона N 46-ЗРК финансирование расходов, связанных с осуществлением органами местного самоуправления переданных полномочий, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам соответствующих муниципальных образований из бюджета Республики Крым.
Общий объем субвенций на осуществление полномочий, предусмотренных ч.ч. 1 - 4 ст. 8 данного Закона, определяется исходя из количества лиц, имеющих право на предоставление жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и данным Законом, нормы предоставления жилого помещения, установленной настоящим Законом, и стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, утвержденной Министерством регионального развития Российской Федерации.
Субвенции, указанные в ч. ч. 2 и 3 данной статьи, распределяются между всеми городскими округами, муниципальными районами, городскими и сельскими поселениями пропорционально количеству лиц, которым должно быть предоставлено жилое помещение в очередном финансовом году в соответствующем муниципальном образовании, и количеству лиц, имеющих жилые помещения, за которыми сохранено право пользования, и утверждаются Законом Республики Крым о бюджете Республики Крым на очередной финансовый год и плановый период по каждому муниципальному образованию.
Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Следовательно, предоставление жилых помещений указанной категории граждан законом не поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе, от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, а также иных условий.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования прокурора Красногвардейского района Республики Крым в интересах Беспалько Е.П, возложив на администрацию Красногвардейского района Республики Крым обязанность предоставить Беспалько Е.П. благоустроенное жилое помещение по норме предоставления не менее 25 кв.м. общей площади.
Отказывая в удовлетворении апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал доказательства, правильно применил нормы материального и процессуального права, постановилзаконное и обоснованное решение по существу спора в обжалуемой части, оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у судебной коллегии не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела и спор по существу разрешен верно. Процессуальных нарушений, являющихся безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части, не допущено.
Доводы апелляционной жалобы в целом выражают несогласие с оценкой исследованных судом по делу доказательств и не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, направлены на переоценку правильных выводов суда по существу спора и каких-либо новых и существенных для дела фактов, не учтенных судом первой инстанции, не содержат.
Несогласие апеллянта с произведенной судом первой инстанции оценкой представленных доказательств и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам не является основанием для отмены в апелляционном порядке правильного судебного решения.
Учитывая обстоятельства, установленные судебной коллегией в ходе проверки законности и обоснованности обжалуемого судебного акта, оснований к удовлетворению апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, коллегия судей судебной палаты по гражданским делам,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Красногвардейского районного суда Республики Крым от 5 марта 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Красногвардейского района Республики Крым - без удовлетворения.
Председательствующий судья:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.