Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи
Сокол В.С.
судей
Онищенко Т.С, Пономаренко А.В,
при секретаре
Николаевой А.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Феодосии в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Школа N 12 города Феодосии Республики Крым", администрации города Феодосии Республики Крым, муниципальному казенному учреждению "Управление капитального строительства администрации города Феодосии Республики Крым" и муниципальному казенному учреждению "Управление образования администрации города Феодосии Республики Крым" о возложении обязанности устранить нарушения противопожарной безопасности
по апелляционной жалобе администрации города Феодосии Республики Крым на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 26 апреля 2018 года,
УСТАНОВИЛА:
в марте 2018 года прокурор города Феодосии в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным иском, в которым просил обязать ответчиков устранить нарушения противопожарной безопасности в образовательном учреждении, расположенном по адресу: Республика Крым, "адрес", а именно оборудовать объект автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Заявленные требования обоснованы тем, что проведенной прокуратурой города проверкой в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении "Школа N 12 города Феодосии Республики Крым" установлены нарушения законодательства о пожарной безопасности, выразившиеся в отсутствии автоматической установки пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. По результатам проверки в адрес главы администрации г. Феодосии 01.09.2017 года внесено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства, однако, до настоящего времени указанные нарушения не устранены. Неприятие всех мер пожарной безопасности со стороны ответчиков представляет реальную угрозу для жизни и здоровья несовершеннолетних, что является недопустимым. При таких обстоятельствах не обеспечено право детей на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 26 апреля 2018 года исковые требования прокурора города Феодосия удовлетворены частично.
На Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Школа N 12 города Феодосии Республики Крым", а также на администрацию города Феодосии Республики Крым, Муниципальное казенное учреждение "Управление образования администрации города Феодосии Республики Крым" возложена обязанность - устранить нарушения противопожарной безопасности в образовательном учреждении, расположенном по адресу: Республика Крым, г. Феодосия, ул. Дружбы, 44, а именно: оборудовать объект автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
В удовлетворении исковых требований, заявленных к Муниципальному казенному учреждению "Управление капитального строительства администрации города Феодосии Республики Крым" отказано.
В апелляционной жалобе представитель администрации города Феодосии Республики Крым - Крох Г.Э. просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального и процессуального права.
Указывает на то, что в обоснование заявленных требований истец ссылается на Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования, буквальное толкование которых позволяет заключить, что данные правила как нормативный документ учитываются при проектировании автоматических противопожарных установок, являются добровольными и не являются обязательными к исполнению, в связи с чем, обязанность по такой установке в школе у администрации муниципального образования прокурором не доказана.
Полагает заявленные требования прокурором преждевременными, необоснованными и безосновательными. Судом не учтено, что администрация города Феодосии, Муниципальное казенное учреждение "Управление образования администрации города Феодосии Республики Крым" и образовательные учреждения города в добровольном порядке предпринимают меры по усилению противопожарной безопасности.
Судом не принято к сведению, что расходы на вышеуказанные мероприятия финансируются из бюджета субъекта в рамках региональной программы и должны закладываться заблаговременно, а бюджет муниципального образования городской округ Феодосия на 2018 год и плановый 2019 - 2020 годы уже сформирован в режиме жесткой экономии бюджетных средств.
При вынесении решения суд не указал в решении срок исполнения требований прокурора г. Феодосии, что затрудняет исполнение решения и не соответствует положениям закона к содержанию решения суда.
В возражениях помощник прокурора города Феодосии Карпов А.Г. указывает на необоснованность приведенных в апелляционной жалобе доводов, просит оставить жалобу без удовлетворения, решение суда - без изменений.
Прокурор и представители ответчиков в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, администрация города Феодосии Республики Крым и Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Школа N 12 г. Феодосии Республики Крым" направили заявление о рассмотрении дела без их участия, что с учетом положений части 3 ст.167 ГПК РФ не препятствует рассмотрению дела.
Заслушав доклад судьи, проверив материалы дела, законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии с частью 1 ст. 327.1 ГПК РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемое решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Как установлено судом из материалов дела, прокуратурой города Феодосии проведена проверка соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности, санитарно-эпидеологического законодательства в образовательных учреждениях муниципального образования городской округ Феодосия.
В ходе проверки установлено, что Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Школа N 12 г. Феодосии Республики Крым" в нарушение ч.2 ст. 54 Федерального закона от 22.07.2008 N 123- ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" не оборудовано автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
По результатам проведенной проверки Прокуратурой г. Феодосии в адрес главы администрации г. Феодосии Республики Крым 01 сентября 2017 года внесено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства, однако до настоящего времени вышеуказанные нарушения не устранены, что подтверждается информацией отдела надзорной деятельности по г. Феодосии Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Республике Крым от 31.01.2018 года N 57-54, а также Муниципального казенного учреждения "Управление образования Администрации города Феодосии Республики Крым" от ДД.ММ.ГГГГ N.
Непринятие всех мер пожарной безопасности со стороны ответчиков представляет реальную угрозу для жизни и здоровья несовершеннолетних, что является недопустимым. При таких обстоятельствах руководством учебного заведения не обеспечено право детей на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
Основанием для предъявления прокурором в суд данного искового заявления послужило невыполнение образовательным учреждением возложенной действующим законодательством на образовательные учреждения обязанности по обеспечению безопасности обучающихся во время образовательного процесса, а как следствие нарушение их прав.
Разрешая по существу заявленные прокурором города Феодосии требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 34, 37 Федерального закона N 69-ФЗ от 21.12.1994 года "О пожарной безопасности", статей 5, 54 Федерального закона от 22.07.2008 N 123 - ФЗ "Технический регламент о пожарной безопасности", а также "СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности", утвержденным Приказом МЧС России от 25.03. 2009 года N173, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, пришел к выводу о необходимости устранения нарушений противопожарной безопасности, поскольку в ходе рассмотрения дела установлено, что здание школы подлежит оборудованию автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, и возложил обязанность по устранению нарушений требований пожарной безопасности не только на образовательное учреждение, но и на учредителя данной организации, а также на учреждение, выполняющие функции и полномочия учредителя.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, заявленных прокурором к МКУ "Управление капитального строительства Администрации г. Феодосия Республики Крым", суд исходил из того, что данный ответчик не наделен функциями и полномочиями по оборудованию автоматической установки пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в школе.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и не усматривает оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Правовое регулирование в сфере обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации основано на Конституции Российской Федерации и включает в себя Федеральный закон от 21.12.1994 года N69-ФЗ "О пожарной безопасности", а также принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Приведенные правовые акты устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Нормативное регулирование в области пожарной безопасности предполагает неукоснительное соблюдение уполномоченными государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами, организациями и гражданами установленных и обязательных для исполнения требований пожарной безопасности.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный закон "Технический регламент о пожарной безопасности" от 22.07.2008 года N123-ФЗ, который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
В соответствии со ст.37 Федерального закона "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях.
Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Федеральный закон от 21.11. 2011 года N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, и определяет: правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан; права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав; полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья; права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья.
Статьей 9 указанного Закона установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, медицинские организации и иные организации осуществляют взаимодействие в целях обеспечения прав граждан в сфере охраны здоровья. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 части 1 ст. 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают следующими полномочиями: создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Согласно пункту 5 части 1 ст. 9 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В силу ст. 9.2 Федерального закона от 12.01. 1996 года N7-ФЗ "О некоммерческих организациях", имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.
Согласно пункту 3 ст.123.21 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 ст. 123.22 и пунктом 2 ст. 123.23 настоящего Кодекса, несет собственник соответствующего имущества.
В соответствии с пунктом 1.5 Устава Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Школа N 12 г. Феодосии Республики Крым", утвержденным Постановлением администрации города Феодосии Республики Крым от 22.12.2014 года, Учредителем и собственником имущества Образовательного учреждения является Муниципальное образование городской округ Феодосии Республики Крым, в лице Администрации города Феодосии Республики Крым, функции и полномочия Учредителя осуществляет Муниципальное казенное учреждение "Управление образования Администрации города Феодосии Республики Крым"
Из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что обеспечение требований пожарной безопасности является обязанностью не только образовательного учреждения, но и органов местного самоуправления.
Поскольку факт наличия в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении "Школа N 12 г. Феодосии Республики Крым" на момент принятия решения судом первой инстанции нарушений требований пожарной безопасности нашел подтверждение, в ходе рассмотрения дела установлен, доказательств устранения ответчиками не представлено, указанное общеобразовательное учреждение является учреждением с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних детей, и людей, находящихся в помещениях в силу трудовых обязанностей, соответственно, имеется угроза нарушения прав лиц, посещающих здание школы.
Осуществление деятельности Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Школа N 12 г. Феодосии Республики Крым" с выявленными нарушениями является недопустимым, в связи с чем, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции пришел к верному выводу об удовлетворении заявленных прокурором города Феодосии, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, требований, обязав ответчиков устранить выявленные нарушения требований законодательства о противопожарной безопасности.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии в бюджете денежных средств, необходимых для оборудования здания школы такой системой, не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку действующее законодательство не ставит выполнение органами местного самоуправления указанных мероприятий в зависимость от их финансовых возможностей.
Школа относится к числу важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения (объект с массовым пребыванием людей, в том числе, несовершеннолетних граждан) и выполнение противопожарных мероприятий направлено на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, своевременную эвакуацию и спасение людей на случай пожара и других чрезвычайных ситуаций.
То обстоятельство, что ответчиками в настоящее время проводится ряд мероприятий по устранению допущенных нарушений, не является основанием для отмены вынесенного судом решения.
Отклоняя довод жалобы о необходимости установления срока для исполнения решения суда, судебная коллегия исходит из характера имеющихся нарушений правил пожарной безопасности в здании школы, создающих опасность для жизни и здоровья граждан, учитывает, что предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности направлялось еще в сентябре 2017 года и до настоящего времени не исполнено, и приходит к выводу, что имеющиеся нарушения правил и норм пожарной безопасности должны устраняться незамедлительно до начала учебного года.
Отказывая в удовлетворении апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал доказательства, правильно применил нормы материального и процессуального права, постановилзаконное и обоснованное решение по существу спора в обжалуемой части, оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у судебной коллегии не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела и спор по существу разрешен верно.
Процессуальных нарушений, являющихся безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, не допущено.
Доводы апелляционной жалобы в целом были проверены судом первой инстанции, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку направлены на переоценку правильных выводов суда по существу спора и каких-либо новых и существенных для дела фактов, не учтенных судом первой инстанции, не содержат.
Несогласие апеллянта с произведенной судом первой инстанции оценкой представленных доказательств и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам не является основанием для отмены в апелляционном порядке правильного судебного решения.
Учитывая обстоятельства, установленные судебной коллегией в ходе проверки законности и обоснованности обжалуемого судебного акта, оснований к удовлетворению апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 26 апреля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Феодосии Республики Крым - без удовлетворения.
Председательствующий судья:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.