Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Сокол В.С,
судей Онищенко Т.С, Пономаренко А.В,
при секретаре Николаевой А.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коцюра Натальи Евгеньевны к администрации Николаевского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым о признании права на приватизацию земельного участка
по апелляционной жалобе Коцюра Натальи Евгеньевны на решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 7 мая 2018 года,
УСТАНОВИЛА:
Коцюра Н.Е. в марте 2018 года обратилась в суд с настоящим иском, в котором просит признать за ней право на приватизацию земельного участка, расположенного по адресу: Республики Крым, "адрес", "адрес", площадью "данные изъяты" га, для строительства индивидуального гаража (кадастровый N) в порядке наследования по закону после смерти сына ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Исковые требования мотивированы тем, что истец является единственным наследником первой очереди, принявшим наследство после смерти сына ФИО2, которому при жизни решением Николаевского поселкового совета от 25 декабря 2009 года было дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу с правом передачи в собственность земельного участка площадью до 0,01 га для строительства индивидуального гаража, расположенного в "адрес", однако, наследодатель ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ, не успев завершить процесс оформления права на землю, в связи с чем нотариусом было отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону на указанный земельный участок.
Решением Симферопольского районного суда Республики Крым от 7 мая 2018 года заявленные исковые требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Коцюра Н.Е. просит решение суда отменить и принять новое решение, которым иск удовлетворить.
Указывает на то, что суд неправомерно не принял во внимание доводы истца и фактические обстоятельства дела о том, что при жизни наследодатель выразил свою волю относительно приватизации земельного участка и заявление не отзывал, решение о выделе Коцюра К.А. земельного участка под строительство гаража не было отменено.
Также судом не учтены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Стороны в судебное заседание Верховного Суда Республики Крым не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просят рассмотреть дело в свое отсутствие, в связи с чем, с учетом ст.ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Заслушав доклад судьи проверив материалы дела, законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии с частью 1 ст. 327.1 ГПК РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемое решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Согласно части 1 ст.195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О судебном решении" N23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а так же тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Обжалуемое решение суда первой инстанции соответствует изложенным требованиям закона.
Судом первой инстанции из материалов дела установлено, что на основании решения 41 сессии 5 созыва Николаевского поселкового совета Симферопольского района АР Крым от 25 декабря 2009 года ФИО2 было дано разрешение на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка площадью до "данные изъяты" га для строительства индивидуального гаража, расположенного в "адрес" из земель запаса жилой и общественной застройки с правом передачи в собственность; на ФИО2 возложена обязанность в течение одного года предоставить проект землеустройства на рассмотрение совета.
Решением Николаевского поселкового совета от 19 ноября 2013 года продлен срок действия вышеуказанного решения от 25 декабря 2009 года.
Решениями Николаевского поселкового совета от 29 декабря 2010 года земельному участку, предоставленному ФИО2 для строительства индивидуального гаража, присвоен адрес: "адрес".
По заказу ФИО2 ООО " "данные изъяты""в 2013 году составлен проект землеустройства по отводу земельного участка площадью "данные изъяты" га гражданину Украины ФИО2 в собственность для строительства индивидуального гаража "адрес", заключением от ДД.ММ.ГГГГ N Горрайонного управления Госземагенства в г. Симферополе и Симферопольском районе АР Крым проект землеустройства не согласован в связи с недействительностью решения 41 сессии 5 созыва Николаевского поселкового совета Симферопольского района АР Крым от 25.12.2009 года; решение 3 сессии 6 созыва Николаевского поселкового совета АР Крым от 29.12.2010 года б\н не заверено в установленном законом порядке; на плане границ земельного участка экспликация земельных угодий не заполнено согласно с учетными данными.
На земельный участок площадью 100+\- 4 кв.м. по "адрес" Республики Крым составлен кадастровый паспорт ДД.ММ.ГГГГ, присвоен кадастровый N.
ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ, на момент его смерти проект землеустройства по отводу земельного участка в собственность для строительства индивидуального гаража органом местного самоуправления не утверждался, земельный участок в собственность не передавался.
Согласно материалам наследственного дела N наследство приняли мать умершего ФИО1, ФИО9 от имени малолетней дочери наследодателя ФИО10, отец ФИО2- ФИО11 отказался от наследства в пользу истца Коцюра Н.Е, в состав наследственного имущества вошла 1\3 доля "адрес" Республики ФИО5.
ДД.ММ.ГГГГ Коцюра Н.Е. получила свидетельство о праве на наследство по закону после смерти ФИО2 на 2\9 доли "адрес" Республики Крым.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ года N нотариусом Симферопольского районного нотариального округа Республики Крым ФИО12отказано Коцюра Н.Е. в выдаче свидетельства о праве на наследство на земельный участок площадью до "данные изъяты" га, расположенного в "адрес", в связи с отсутствием правоустанавливающего документа наследодателя на данное имущество и регистрации права собственности.
Статьей 118 Земельного кодекса Украины, действовавшей на момент принятия решения 41 сессии 5 созыва Николаевского поселкового совета Симферопольского района АР Крым от 25 декабря 2009 года о разрешении ФИО2 составления проекта землеустройства по отводу земельного участка для строительства индивидуального гаража определен порядок бесплатной приватизации земельных участков гражданами.
Согласно положений данной статьи граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для ведения фермерского хозяйства, ведения личного сельского хозяйства, ведения садоводства, строительства и обслуживании жилого дома, хозяйственных строений и сооружений (приусадебного участка), индивидуального дачного строительства, строительства индивидуальных гаражей в пределах норм бесплатной приватизации, подают ходатайства в соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, который передает земельные участки государственной или коммунальной собственности в собственность в соответствии с полномочии, определенными статьей 122 этого Кодекса. В ходатайстве указываются целевое назначение земельного участка и ориентировочные размеры. К ходатайству прилагаются графические материалы, на которых указано желательное место расположение земельного участка, согласование землепользователя (в случае изъятия земельного участка, который находится в пользование иных лиц) и документы, которые подтверждают опыт работы в сельском хозяйстве или наличие образования, полученного в аграрном учебном заведении (в случае предоставлении земельного участка для ведения фермерского хозяйства). В случае если земельный участок государственной собственности расположен за пределами населенных пунктов и не входит в состав соответствующего района, заявление подается в Совет министров Автономной Республики Крым. Верховному Совету Автономной Республики Крым, Совету министров Автономной Республики Крым, органам исполнительной власти или органам местного самоуправления, которые передают земельные участки государственной или коммунальной собственности в собственность в соответствии с полномочиями, определенными статьей 122 этого Кодекса, запрещается требовать дополнительные материалы и документы, не предусмотренные этой статьей.
Соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, который передает земельные участки государственной или коммунальной собственности в собственность в соответствии с полномочиями, определенными статьей 122 этого Кодекса, рассматривает ходатайство в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или дает мотивированный отказ в его предоставлении. Основанием для отказа в предоставлении такого разрешения может быть лишь несоответствие места расположения объекта требованиям законов, принятых в соответствии с ними нормативно-правовых актов, генеральных планов населенных пунктов и иной градостроительной документации, схем землеустройства и технико-экономических обоснований использования и охраны земель административно-территориальных единиц, проектов землеустройства относительно упорядочения территорий населенных пунктов, утвержденных в установленном законом порядке.
Проект землеустройства об отводе земельного участка разрабатывается гражданами субъектами хозяйствования, которые являются исполнителями работ по землеустройству в соответствии с законом, в сроки, которые определяются соглашением сторон.
Проект землеустройства по отводу земельного участка согласовывается в порядке, установленном статьей 186-1 этого Кодекса.
Соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, который передает земельные участки государственной или коммунальной собственности в соответствии с полномочиями, определенными статьей 22 этого Кодекса, в двухнедельный срок со дня получения согласованного проекта землеустройства по отведению земельного участка (а в случае необходимости осуществления обязательной государственной экспертизы землеустроительной документации согласно с законом - после получения положительного заключения такой экспертизы) принимает решение обутверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и предоставлении его в собственность.
Отказ орган исполнительной власти или органа местного самоуправления в передаче земельного участка в собственность или оставление ходатайства без рассмотрения может быть обжалованы в уде.
В случае отказа органам исполнительной власти ли органа местного самоуправления в передаче земельного участка в собственность или оставление заявления без рассмотрения вопроса разрешаются в судебном порядке (статья 118).
Частями 1, 2 ст.186-1 Земельного кодекса Украины предусмотрено, что проект землеустройства по отводу земельных участков всех категорий и форм собственности подлежит обязательному согласованию с территориальным органом центрального органа исполнительной власти, который осуществляет реализацию государственной политики в сфере земельных отношений. Проект землеустройства по отводу земельного участка в границах населенного пункта или земельного участка за границами населенного пункта, на котором размещен объект строительства или планируется размещение такого объекта, подается также на согласование в структурные подразделения районных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций в сфере градостроительства и архитектуры, а если город не входит в территорию определенного районного, - до исполнительного органа городского совета в сфере градостроительства и архитектуры, а в случае если такой орган не создан, - до органа исполнительной власти Автономной Республики Крым по вопросам градостроительства и архитектуры или структурного подразделения областной государственной администрации по вопросам градостроительства и архитектуры.
При жизни согласованный проект землеустройства по отведению земельного участка для строительства гаража в компетентный орган для его утверждения ФИО2 не передал.
Согласно части 2 ст. 23 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ) нормативные правовые акты Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя действуют на территориях соответственно Республики Крым и города федерального значения Севастополя до окончания переходного периода или до принятия соответствующих нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта Республики Крым, нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта города федерального значения Севастополя.
В соответствии с ч. 1 ст. 12.1 Закона N 6-ФКЗ (в редакции, действующей в период спорных правоотношений) до 01.01.2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым установлены Законом Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N 38-ЗРК).
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 13 Закона N 38-3PK завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года и действовавших на эту дату.Предоставление земельных участков, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется без проведения торгов и предварительного согласования места размещения объекта, на следующих условиях: 1) бесплатно - в собственность гражданам Российской Федерации, а также юридическим лицам, указанным в частях 2 и 3 статьи 3 настоящего Закона; 2) за плату - в собственность юридическим лицам, иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам;3) в аренду - лицам, указанным в пункте 2 части 2 настоящей статьи, если данные лица отказались от покупки земельного участка.
В соответствии с Законом N 6-ФКЗ, статьями 83, 84 Конституции Республики Крым, статьей 41 Закона Республики Крым от 29 мая 2014 года N 5-ЗРК "О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым", статьями 3 и 13 Закона N 38-ЗРК, постановлением Совета Министров Республики Крым от 02.09.2014 N 313 был утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участкина территории Республики Крым (в ред. Постановлений Совета министров Республики Крым от 25.12.2014 N 616, от 11.08.2015 N 464, от 07.10.2015 N 603, от 03.11.2016 N 530, от 11.11.2016 N 548, (далее -Порядок).
Пунктом 1 Порядка установлено, что настоящий Порядок устанавливает правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ, на основании документов, указанных в абзаце втором части первой статьи 13 Закона N 38-ЗРК.
В соответствии с пунктом 4 Порядка, завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года.
В данном случае таким документом является решение 41 сессии 5 созыва Николаевского поселкового совета от 25 декабря 2009 года "О даче гр. ФИО2 разрешения на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка для строительства гаража в "адрес" революции".
Исходя из содержания вышеприведенных правовых норм, у ФИО2 при жизни возникло право на завершение оформления прав на земельный участок, расположенный по адресу: Республика Крым, "адрес", которое является личным неимущественным правом и не может быть унаследовано.
В соответствии с п. 5 Порядка, возникновение прав на земельный участок в соответствии с настоящим Порядком осуществляется на основании заявления (далее заявление о предоставление земельного участка), которое заинтересованное лицо подает в соответствующий уполномоченный орган: в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым - в отношении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым; в соответствующие органы местного самоуправления муниципальных образований - в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
При жизни ФИО2 право на обращение в уполномоченный орган с заявлением о предоставление земельного участка в соответствии с требованиями, которые установлены пунктами 5 - 7 Порядка не реализовал.
Представленное истцом письмо администрации Николаевского сельского поселения от 14.08.2015 года N, адресованное ФИО2 по результатам рассмотрения его обращения о передаче в частную собственность земельного участка, согласно которого в удовлетворении заявления отказано в связи с отсутствием земельного участка на имеющейся градостроительной документации (л.д. 17-18), правового значения не имеет.
В силу ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается настоящим Кодексом или другими законами.
Не входят в состав наследства личные неимущественные права и другие нематериальные блага.
Право на подачу в уполномоченный орган в соответствии с Порядком заявления о предоставлении земельного участка, являлось личным неимущественным правом ФИО2, неразрывно связанным с его личностью, носит исключительно субъективный характер, при жизни наследодателем не было реализовано, в связи с чем это право не подлежало включению в состав наследственного имущества, и, соответственно, не могло перейти в порядке наследования к истцам.
Исходя из установленных по делу обстоятельств и вышеприведенных законоположений, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых основания для удовлетворения иска, поскольку право на завершение процедуры завершения оформления права на земельный участок не входит к состав наследства и не может быть унаследовано.
Отказывая в удовлетворении апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал доказательства, правильно применил нормы материального и процессуального права, постановилзаконное и обоснованное решение по существу спора, оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у судебной коллегии не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела и спор по существу разрешен верно. Процессуальных нарушений, являющихся безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не нуждаются в дополнительной проверке, направлены на иную оценку доказательств и обстоятельств дела, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ и сводятся к оспариванию правильности выводов обжалуемого судебного акта относительно установленных обстоятельств по делу.
Несогласие истца с произведенной судом первой инстанции оценкой представленных доказательств и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам не является основанием для отмены в апелляционном порядке правильного судебного решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 7 мая 2018 года оставить без изменений, апелляционную жалобу Коцюра Натальи Евгеньевны - без удовлетворения.
Председательствующий судья:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.