Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
Председательствующего судьи: Авериной Е.Г.
судей: Синани А.М, Мотиной И.И.
при секретаре: Калиниченко В.С.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Авериной Е.Г. апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым (межрайонное) на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 17 мая 2018 года по гражданскому делу по исковому заявлению Мирошник Ларисы Борисовны к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым (межрайонное) о признании решения об отказе в назначении досрочной пенсии незаконным, обязательстве включить в стаж периоды работы, назначить досрочную страховую пенсию,
УСТАНОВИЛА:
Мирошник Л.Б. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в гор. Феодосия Республики Крым (межрайонному) указав, что в связи с наличием у истца стажа педагогической деятельности более 25 лет, 16.10.2017 года она обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 года N 400-ФЗ. Решением Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в гор. Феодосия Республики Крым (межрайонное) от 20.12.2017 года ей отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с тем, что по предоставленным документам ее специальный стаж составляет 23 года 04 месяца 07 дней. В педагогический стаж, дающий право на назначения досрочной страховой пенсии по старости, ответчиком необоснованно не были включены ряд периодов. Не согласившись с решением пенсионного органа истец просит признать незаконным решение Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в гор.
Феодосия Республики Крым (межрайонного) от 20 декабря 2017 года об отказе в досрочном назначении ему страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях", обязать ответчика засчитать в стаж ее работы, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии следующие периоды: с 15.01.1990 г..по 28.02.1990 г..- работы в должности воспитателя детского сада; с 01.09.2010 г..по 31.08.2011 г..- в должности учителя и в должности заместителя директора школы по воспитательной работе; с 01.09.2016 г..по 31.08.2017 г..- работы в должности учителя на 0,5 ставки заместителя директора по воспитательной работе; с 21.06.1995 г..по 09.08.1996 г..- нахождение в отпуске по уходу за ребенком; с 06.10.2000 г..по 20.08.2001 г..- нахождение в отпуске по уходу за ребенком; 20.10.2003 г..по 01.11.2003 г, с 13.10.2008 г..по 01.11.2008 г, с 10.06.2013 г..по 27.06.2013 г, с 18.09.2017 г..по 22.09.2017 г, с 04.10.2017 г..по 06.10.2017 г..- нахождения на курсах повышения квалификации и обязать ответчика назначить ей досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" согласно поданного ею заявления от 16.10.2017 года.
Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 17 мая 2018 года исковые требования Мирошник Л.Б. удовлетворены.
Решение Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в гор. Феодосия Республики Крым (межрайонного) от 20 декабря 2017 года об отказе в досрочном назначении Мирошник Ларисе Борисовне страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" признано незаконным.
На Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в гор. Феодосия Республики Крым (межрайонное) возложена обязанность засчитать в стаж работы Мирошник Ларисы Борисовны, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии, следующие периоды: с 15.01.1990 г. по 28.02.1990 г. работы в должности воспитателя детского сада; с 01.09.2010 г по 31.08.2011 г. работы в должности учителя и в должности заместителя директора школы по воспитательной работе; с 01.09.2016 г. по 31.08.2017 г. работы в должности учителя и на 0,5 ставки в должности в должности заместителя директора по воспитательной работе; с 21.06.1995 г. по 09.08.1996 г. нахождение в отпуске по уходу за ребенком; с 06.10.2000 г. по 20.08.2001 г. - нахождение в отпуске по уходу за ребенком; 20.10.2003 г. по 01.11.2003 г.; с 13.10.2008 г. по 01.11.2008 г.; с 10.06.2013 г. по 27.06.2013 г.; с 18.09.2017 г. по 22.09.2017 г.; с 04.10.2017 г. по 06.10.2017 г. нахождение на курсах повышения квалификации.
На Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в гор. Феодосия Республики Крым (межрайонное) возложена обязанность назначить Мирошник Ларисе Борисовне досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" с 16.10.2017 года.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым подана апелляционная жалоба, в которой ставиться вопрос об отмене решение суда первой инстанции и принятии по делу нового решения, об отказе в удовлетворении требований истца в полном объеме. Доводы апелляционной жалобы схожи с доводами возражений на исковое заявление.
В качестве доводов апеллянт указал, что Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым принято законное и обоснованное решение об отказе в назначении пенсии Мирошник Л.Б.
На заседание судебной коллегии представитель Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым не явился, извещен надлежащим образом, причина неявки не известна. В силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом мнения представителя ответчика, полагавшего возможным рассмотреть апелляционную жалобу судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.
Заслушав докладчика, Мирошник Л.Б. и ее представителя ПотаповаА.Н, возражавших против доводов апелляционной жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Из материалов дела и обстоятельств, установленных судом первой инстанции следует, что 16.10.2017 года Мирошник Л.Б. обратилась к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г.Феодосии Республики Крым (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 года N 400-ФЗ.
Решением Государственного учреждения Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым (межрайонное) от 20.12.2017 года Мирошник Л.Б. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" ввиду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ, дающего право на досрочную пенсию в соответствии с подпунктом 19 части 1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Так, в стаж истца, дающий право на назначения досрочной страховой пенсии по старости, не включены следующие периоды: с 15.01.1990 г. по 28.02.1990 г. работа в должности воспитателя детского сада; с 01.09.2010 г по 31.08.2011 г. работа в должности учителя и в должности заместителя директора школы по воспитательной работе; с 01.09.2016 г. по 31.08.2017 г. работа в должности учителя на 0,5 ставки в должности в должностях заместителя директора по воспитательной работе; с 21.06.1995 г. по 09.08.1996 г. - нахождение в отпуске по уходу за ребенком; с 06.10.2000 г. по 20.08.2001 г. - нахождение в отпуске по уходу за ребенком; с 20.10.2003 г. по 01.11.2003 г, с 13.10.2008 г. по 01.11.2008 г, с 10.06.2013 г. по 27.06.2013 г, с 18.09.2017 г. по 22.09.2017 г, с 04.10.2017 г. по 06.10.2017 г. - нахождения на курсах повышения квалификации. В связи с чем, ответчик пришел к выводу о том, что подтвержденный стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочную пенсию, составляет 23 года 0 месяцев 07 дней.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходя из положений Федерального закона РФ от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" пришел к выводу об отсутствии у ответчика правовых оснований, для исключения из специального стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости, периодов работы Мирошник Л.Б. в должности воспитателя детского сада, в должности учителя и в должности заместителя директора школы по воспитательной работе, а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации.
Данные выводы суда, судебная коллегия находит законными и обоснованными, постановленным в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно части 1 статьи 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно данной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 29 декабря 2013г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Подпунктом "м" пункта 1 названного постановления предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"(далее - Список N 781), и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила N 781);
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с " педагогической " деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей" (далее - Список N 1067), и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" (далее - Список N 463), утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Из приведенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и в определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Из материалов дела и обстоятельств, установленных судом первой инстанции следует, что согласно записям в трудовой книжке N, приказам о назначении и увольнении, архивным справкам от 25.08.2017 г. N 388, от 10.08.2017 г. N 711, от 10.08.2017 г. N 710, от 25.08.2017 г. N М-274/04-04, справке от 13.10.2017 г. N 335, справке от 13.10.2017 г. N 332. Мирошник Л.Б. работала: с 15.01.1990 г. по 28.02.1990 г. - воспитателем детского сада; в МБОУ "Дмитровская средняя школа" Советского района Республики Крым: с 31.09.1990 г. по 09.08.1996 г. - воспитателем группы продленного дня; с 15.08.1996 г. по 31.08.2010 г. - учителем истории; с 01.09.2010 г. по 31.08.2011 г. - учителем истории и заместителем директора по воспитательной работе; с 01.09.2011 г. по 01.09.2016 г. - учителем истории и обществознания; с 01.09.2016 г. по 31.08.2017 г. - заместителем директора школы по воспитательной работе (на 0,5 ставки по совместительству); с 01.09.2017 г. в должности учителя истории и обществознания.
При этом, находилась в отпуске по уходу за ребенком с 21.06.1995 г. по 09.08.1996 г, с 06.10.2000 г. по 20.08.2001 г. и на курсах повышениях квалификации с 13.10.2008 г. по 01.11.2008 г.; с 10.06.2013 по 27.06.2013 г.; с 18.09.2017 г. по 22.09.2017 г.; с 04.10.2017 по 06.10.2017г..
Спорные периоды работы частично имели место, когда на территории Республики Крым действовало законодательство Украины.
В соответствии с п. "е", ст.55 Закона Украины "О пенсионном обеспечении" от 05.11.1991 г. N1788-ХП работники образования имеют право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста при наличии специального стажа работы не менее 25 лет в соответствии с Перечнем заведений и учреждений образования, здравоохранения и социальной защиты и должностей, работа на которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением КМУ от 04.11.1993г. N909. В разделе первом этого Перечня определены дошкольные учебные заведения всех типов, а также должности, работа на которых дает право на пенсию за выслугу лет, в том числе должность воспитателя.
Законодательство Украины не предусматривало в качестве условия включения в специальный педагогический стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет, соблюдение нормы часов педагогической нагрузки.
Учитывая представленные суду первой инстанции доказательства, суд правильно пришел к выводу, что спорные период работы истца подлежат включению в стаж, дающий право на получение досрочной пенсии по старости.
При этом, судебная коллегия считает необходимым обратить внимание также на то, что на истца распространяются положения закона, регулирующего правоотношения на момент их возникновения.
В соответствии со ст. 181 Кодекса законов о труде Украины отпуск по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста и отпуск без сохранения заработной платы (части третья и шестая статьи 179 указанного Кодекса) зачисляются как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности.
В соответствии с ч. 3 ст. 179 Кодекса законов о труде Украины по желанию женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста с выплатой за эти периоды пособия в соответствии с законодательством.
Согласно ч. 6 ст. 179 Кодекса законов о труде Украины в случае, если ребенок нуждается в домашнем уходе, женщине в обязательном порядке предоставляется отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью, определенной в медицинском заключении, но не более чем до достижения ребенком шестилетнего возраста.
В соответствии с п. "е" статьи 55 Закона Украины "О пенсионном обеспечении" право на пенсию за выслугу лет имеют работники образования, здравоохранения и социального обеспечения при наличии специального стажа работы от 25 до 30 лет по перечню, утверждаемому в порядке, который определяется Кабинетом Министров Украины, независимо от возраста.
Постановлением Кабинета Министров Украины N 909 от 04.11.1993г. "О перечне заведений и учреждений образования, здравоохранения и социальной защиты и должностей, работа на которых дает право на пенсию за выслугу лет" утвержден соответствующий Перечень в котором указано, что право на пенсию за выслугу лет имеют работники общеобразовательных учебных заведений, военных общеобразовательных учебных заведений, музыкальных и художественных школ (учителя, логопеды, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, преподаватели, сурдопедагоги, тифлопедагоги, воспитатели, заведующие и инструкторы слуховых кабинетов, директора, заведующие, их заместители по учебно-воспитательной, учебно-производственной части или работы по производственному обучения, заведующие учебной и учебно-воспитательной частью, социальные педагоги (организаторы внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми), практические психологи, педагоги-организаторы, мастера производственного обучения, руководители кружков, секций, студий и других форм кружковой работы.
Включение в специальный стаж, который дает право на пенсию за выслугу лет и на льготных условиях время ухода работающего лица за ребенком до достижения им 3-летнего и 6-летнего возраста (в случае оформления соответствующего отпуска) подтверждается письмом Пенсионного фонда Украины от 25.06.2008 г. N 10842/02-10 "О включении в стаж работы периода ухода за ребенком".
При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы истца ответчика в части неправомерности включении в специальный педагогический стаж отпуска по уходу за ребенком до трех лет - с 21.06.1995 г. по 09.08.1996 г. и с 06.10.2000 г. по 20.08.2001 г, не могут быть приняты во внимание, поскольку не содержат факты, влияющие на обоснованность и законность судебного постановления.
Более того, судом правомерно указано, что пунктом 8 Правил исчисления периодов работы, дающей право на назначение трудовой пенсии по старости лица, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в стаж работы засчитывается работа в должности директора (начальника, заведующего) учреждений, указанных в пунктах 1.1, 1.2 и 1.3 (кроме детских домов, в том числе санаторных, специальных (коррекционных) для детей с отклонениями в развитии) и пунктах 1.4-1.7, 1.9 и 1.10 раздела "Наименование учреждений" списка, за период до 1 сентября 2000 года независимо от ведения преподавательской работы. Указанная работа за период начиная с 1 сентября 2000 года засчитывается в стаж работы при условии ведения преподавательской работы в том же или в другом учреждении для детей в объеме не менее 6 часов в неделю (240 часов в год).
Из справки N 332 от 13 октября 2017 года, уточняющей условия труда, необходимые для назначения досрочной пенсии и подтверждающая постоянную занятость в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N781 и постановлением правительства РФ от 11.07.2002 N 516, выданной МБОУ "Дмитровская средняя школа" следует, что норма рабочего времени Мирошник Л.Б. 2001/2002-13,5 часов, 2002/2003-24,5 часов, 2003/2004-19 часов, 2004/2005-21 час, 2005/2006-24часа, 2006/2007-24,5 часов, 2007/2008-18,5 часов, 2008/2009-22,446 часов, 2009/2010-22,42 часов, 2010/2011-18,83 часов, 2011/2012-21,5 часов, 2012/2013-19,5 часов, 2013/2014-19,5 часов, 2014/2015-23 часа, 2015/2016-22 часа, 2016/2017-22 часа.
Учитывая изложенное возможно прийти к выводу, что в спорные периоды (в том числе на момент обращения в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Феодосии Республики Крым (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" - 16 октября 2017 года) истец имела педагогическую и учебную нагрузку превышающую норму рабочего времени, установленную за ставку заработной платы, в связи с чем, у пенсионного органа отсутствовали основания для отказа во включении периодов ее работы в педагогический стаж.
Разрешая требования в части включения в подсчет специального стажа периодов нахождения на курсах повышения квалификации, суд также правомерно со ссылкой на нормы материального права удовлетворил требования Мирошник Л.Б. в указанной части.
Периоды учебы на курсах повышения квалификации и семинарах включаются в специальный педагогический стаж, поскольку за работником в вышеперечисленные периоды на основании ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации сохраняется место работы и средняя заработная плата по основному месту работы.
Включение учебы на курсах повышения квалификации в специальный педагогический стаж ориентировано законодательством Российской Федерации.
Периоды пребывания на курсах повышения квалификации, семинарах также включаются в специальный стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет согласно украинского законодательства и право на включение в льготный стаж указанных периодов не может быть утрачено в дальнейшем в силу ч. 2 ст. 55 Конституции Российской Федерации, согласно которой в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умоляющие права и свободы гражданина.
В силу ч. 1 ст.22 ФЗ N 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Поскольку на момент обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии Мирошник Л.Б. у нее имелся в наличии необходимый льготный стаж, судебная коллегия находит вывод суда первой инстанции о назначении ему пенсии с 16 октября 2017 года законным и соответствующим нормам материального права.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к выводу, что при разрешении возникшего спора суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановилрешение, основанное на оценке собранных по делу доказательств и отвечающее требованиям вышеуказанных норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы ответчика не содержат правовых оснований к отмене или изменению решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 17 мая 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым (межрайонное) - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.