Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
Председательствующего судьи: Авериной Е.Г. судей: Синани А.М. и Мотиной И.И.
при секретаре: Гамуровой М.А.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Авериной Е.Г. апелляционную жалобу Белорусова Сергея Николаевича на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 15 мая 2018 года по гражданскому делу по исковому заявлению Белорусова Сергея Николаевича к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым (межрайонное) о признании принятых решений незаконными, зачету стажа восстановления права на получение пенсии того же вида, обязании произвести перерасчет пенсии с сохранением права на вид пенсии как работнику летно-испытательного состава, с выплатой разницы (третье лицо Государственное учреждение Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республики Крым),
УСТАНОВИЛА:
Белорусов С.Н. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Феодосии Республики Крым (межрайонное) указав, что с 1999 г. является получателем пенсии по выслуге лет. В мае 2015 г. получил от Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым (межрайонное) решение N 3601/03-21 от 25.05.2015 г. об отказе в назначении пенсии за выслугу лет по причине отсутствия специального стажа на соответствующих видах работ. 14.10.2015 г. на основании ст. 2, 3 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города Севастополя" истец обратился в Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Феодосии Республики Крым (межрайонное) с заявлением о перерасчете размера пенсии с добавлением стажа как работнику летно - испытательного состава, а также стажа, как пилоту гражданской авиации на которое ответа не получил, в связи с чем, написал дополнительное заявление от 12.11.2015 г. В результате переписки Белорусовым С.Н. получен ответ N 1901/14-39-Б01 от 15.12.2015 г, в котором ответчик ссылается на отсутствие специального стажа, в связи с чем пенсия ему выплачивается в сохраненном размере.
Кроме того, в адрес истца поступило решение от 25.04.2016 г. во изменение решения от 25.05.2015 г. согласно которому стаж на соответствующих видах работ истцу учтен в размере 9 лет 6 месяцев 11 дней, тогда как ранее
2
принятое решение, указывало на стаж на соответствующих видах работ - 24 года 6 месяцев 16 дней.
Далее, решением N 0001 (без даты) ответчик перевел истца с 01.01.2015 г. с пенсии по выслуге лет (в связи с отсутствием специального стажа) на пенсию по старости в возрасте 55 лет, хотя согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет.
Полагая пенсионные права нарушенными истец просил: Решение Государственного учреждения - Пенсионный Фонд Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым (межрайонное) N 0001 без даты о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) признать незаконным; Решение Государственного учреждения - Пенсионный Фонд Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым (межрайонное) N 3601/03-21 от 25.05.2015 г. об отказе в назначении пенсии за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению из-за отсутствия требуемого стажа признать незаконным Решение Государственного учреждения - Пенсионный Фонд Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым (межрайонное) от 25.04.2016 г. во изменение решения N 3601/03-21 от 25.05.2015 г. об отказе в назначении пенсии за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению ввиду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ признать незаконным; обязать ответчика засчитать Белорусову С.Н. в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по выслуге лет периоды работы в Феодосийском филиале НИИ автоматических устройств: с 21.01.1985 по 31.05.1989 года в должности инженера экспериментатора; с 24.04.1994 по 13.02.1996 года в должности старшего пилота - испытателя заместителя начальника Центра воздухоплавания; с 14.02.1996 по 20.02.1997, с 21.03.2000 по 02.04.2000 в должности заместителя начальника отдела по летной службе - старшего пилота - инструктора; с 21.02.1997 по 25.01.1999 года в должности пилота испытателя - заместителя начальника по летной службе; с 03.04.2000 по 22.01.2002 в должности заместителя начальника Центра воздухоплавания; с 23.01.2002 по 09.10.2002, с
по 26.10.2004 в должности механика; восстановить нарушенное право на получение того вида пенсии, который был назначен Пенсионным фондом Украины в 1999 г. - пенсии по выслуге лет как работнику летно- испытательного состава; обязать Государственное учреждение - Пенсионный Фонд Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым (межрайонное) произвести перерасчет размера пенсии с 01.01.2015 с сохранением права на вид пенсии, назначенной Пенсионным фондом Украины, как работнику летно-испытательного состава и выплатить истцу разницу между фактически полученной пенсией и причитающейся после перерасчета начиная с 01.01.2015 года.
Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 15 мая 2018 года исковые требования Белорусова С.Н. оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции Белорусовым С.Н. подана апелляционная жалоба, в которой ставиться вопрос об отмене решение суда первой инстанции и принятии по делу нового решения, об отказе в удовлетворении требований истца в полном объеме. По мнению апеллянта, материалами пенсионного дела подтверждается, что выслуга его лет составила более 25 лет,
3
данный факт установлен судом первой инстанции и не оспаривался ответчиком. Согласно ч.2 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2014г. N208-ФЗ при перерасчете пенсии право на пенсию не пересматривается. Кроме того, законность и действительность документов о назначении пенсии по выслуге лет как работнику летно-испытательного состава в соответствии с законодательством, действующим на территории Украины, в том числе, подтверждается и не подлежит пересмотру в соответствии со ст. 11 "Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения". Согласно указанной норме по мнению заявителя, необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых государств и государств, входящих в состав СССР или до 1 декабря 1991г. принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.
На указанную апелляционную жалобу Государственным учреждением - Управлением Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым (межрайонное) поданы возражения, в которых выражается несогласие с доводами апелляционной жалобы и приводятся доводы законности решения суда первой инстанции.
Заслушав докладчика, истца Белорусова С.Н. и его представителя Новикову Е.А, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя Государственного Учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым Грушу И.И, возражавшего против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решения суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Судом первой инстанции и материалами дела установлено, что Белорусову С.Н. Пенсионным фондом Украины, с 28.01.1999 года назначена пенсия по выслуге лет в соответствии с ранее действующим законодательством Украины, (ст. 51-52 ст. 54 Закона Украины "О пенсионном обеспечении" N 1788- XII, 05.11.1991.)
С 01.01.2004 года в Украине действует Закон Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" N 105 8-1V от
года, которым не предусматривалось пенсий по выслуге лет в связи с чем, Белорусову С.Н. пенсия назначенная на основании применения норм ранее действующего в Украине законодательства продолжала выплачиваться.
Частью 1 ст. 23 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ от 21.03.2014 г. "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ) установлено, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Статьей 6 Закона N 6-ФКЗ установлено, что со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской
4
Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
Частью 6 ст. 11 Закона N 6-ФКЗ предусмотрено, что законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 1 января 2015 года, за исключением случаев, предусмотренных частью 6.1 настоящей статьи.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального Закона от 21.07.2014 N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" с 01.01.2015 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В Российской Федерации с 01.01.2015 г. основания назначения пенсии предусмотрены Федеральным Законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", поскольку согласно ч. 1 и 3 ст. 36 данного закона со дня его вступления в силу (т.е. с 01.01.2015) Федеральный Закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с данным законом в части, не противоречащей данному закону.
Из материалов пенсионного дела следует, что на дату назначения Белорусову С.Н. пенсии, на 22.09.1999 года ему учтено 32 года 8 месяцев и 16 дней общего стажа: в том числе с учетом периодов: с 01.09.1976 г. по 15.02.1982 г. - учеба в Харьковском авиационном институте (5 лет 05 месяцев, 14 дней); с 01.03.1982 г по 13.03.1984 г служба в Советской Армии (2 года 12 дней); периоды работы в "НИИ Аэороупругих систем": с 11.06.1984г. по 20.01.1985г. в должности инженера (7 месяцев 10 дней); с 21.01.1985 г. по 31.05.1989 г. работа в должности инженера-экспериментатора, из которых: с 21.01.1985 г. по 31.12.1985 г. (11 мес. 11 дн. - обычный стаж); с 01.01.1986 г. по 31.12.1986 г. (1 г 6 мес. испыт. стаж по налету часов 63 часа кратность (1,5) - 2 года 3 мес.); с 01.01.1987 г. по 31.12.1987 г. (1 г. 6 мес. испыт. стаж по налету часов 53 часа кратность (1,5) - 2 года 3 мес.); с 01.01.1988 г. по 31.12.1989 г. (1 год. 5 мес. обычный стаж); с 0.06.1989 г. по 31.12.1998 г. (9 лет 7 мес. испыт. стаж, кратность(2) - 19 лет 2 мес.); с 01.01.1999 г. по 28.01.1999 г. (28 дней обычный стаж).
Проверив после 01.01.2015 года пенсионное дело Белорусова С.Н. на соответствие законодательству Российской Федерации, ответчиком принято решение N 3601/03-21 от 25.05.2015 г. об отказе в назначении пенсии за выслугу лет по причине отсутствия специального стажа на соответствующих видах работ.
Далее, решением от 25.04.2016 года изменено решение от 25.05.2015 года, где стаж на соответствующих видах работ истцу учтен в размере 9 лет 6 месяцев 11 дней, тогда как ранее принятое решение, указывало на стаж на
5
соответствующих видах работ - 24 года 6 месяцев 16 дней.
Решением N 0001 (без даты) ответчик перевел истца с 01.01.2015 г. с пенсии по выслуге лет (в связи с отсутствием специального стажа) на пенсию по старости в возрасте 55 лет.
Обращаясь в суд, истец просил признать указанные решения не правомерными, нарушающими его право на пенсионное обеспечение, поскольку с учетом периодов его работы и часов налета, его трудовой льготный стаж составляет более 25 лет.
Отказывая Белорусову С.Н. в удовлетворении исковых требований, суд пришел к выводу об отсутствии у истца необходимого специального стажа, дающего основание для назначения пенсии, поскольку как указал суд первой инстанции, при первоначальном назначении ему пенсии всего учтено: 32 года 08 мес. 16 дней общего стажа, при этом в льготный стаж в соответствии с законодательством Украины включена учеба в ВУЗе и служба в Советской Армии 7 лет 5 месяцев и 26 дней, работа в НИИ АУС - 5 лет 11 месяцев 21 день и работа в Центре воздухоплавания - 9 лет 7 месяцев, а всего 23 года 1 месяц 15 дней в календарном порядке на дату назначения пенсии (т.2 л.д. 1-100).
Кроме того, суд, ссылаясь на статью 31 Закона N 400 ФЗ "О страховых пенсиях" указал, что Белорусов С.Н. должен иметь стаж непосредственно в летных испытаниях не менее двух третьих от стажа в 25 лет, то есть не менее шестнадцати лет и 6 месяцев непосредственно испытательной работы, тогда как, согласно имеющимся документам, последний имеет стаж летной работы по налету часов, рассчитанной по правилам для летного состава гражданской авиации, в соответствии с п. 13 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" 24 года 5 месяцев и 3 дня, а стаж летно - испытательной работы 9 лет 6 месяцев и 11 дней, с учетом кратности, что не дает ему право на страховую пенсию независимо от возраста по законодательству Российской Федерации в соответствии со ст. 31 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Такое суждение суда по делу является неправильным, поскольку оно не соответствует установленным по делу обстоятельствам и требованиям действующего законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 1 января 2015 г, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно ч. 1 ч. 2 ст. 31 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400- ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается независимо от возраста при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам и женщинам, проработавшим соответственно не менее 25 и не менее 20 лет в летно-испытательном составе, непосредственно занятым в летных испытаниях (исследованиях) опытной и серийной авиационной, аэрокосмической, воздухоплавательной и парашютно-десантной техники, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья мужчинам и женщинам, проработавшим соответственно не менее 20 и не менее 15 лет в летно-испытательном составе на указанных работах.
Список соответствующих должностей, с учетом которых назначается
трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
При этом периоды военной службы в должностях летного состава и (или) периоды работы в должностях летного состава гражданской авиации засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, если у гражданина из числа работников летно-испытательного состава не менее двух третьих указанного стажа приходится на периоды работы (деятельности) в должностях, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Ст. 27.1 Федерального закона от 17.12.2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" N 173-ФЗ было предусмотрено досрочное назначение пенсии гражданам из числа работников летно-испытательного состава, которым трудовая пенсия по старости назначается независимо от возраста мужчинам и женщинам, проработавшим соответственно не менее 25 и не менее 20 лет в летно-испытательном составе, непосредственно занятым в летных испытаниях (исследованиях) опытной и серийной авиационной, аэрокосмической, воздухоплавательной и парашютно-десантной техники, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья мужчинам и женщинам, проработавшим не менее 20 лет и не менее 15 лет в летно-испытательном составе на указанных работах.
Из Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 следует, что в силу пункта 2 статьи 27.1 Федерального закона N 173-ФЗ при исчислении стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, к гражданам из числа работников летно-испытательного состава применяются постановление Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2009 года N 883 "О некоторых вопросах пенсионного обеспечения граждан из числа космонавтов и работников летно-испытательного состава" и Положение о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава, утвержденное постановлением Совета Министров РСФСР от 5 июля 1991 года N 384 (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 12 августа 1992 года N 577, от 2 ноября 2009 года N 883).
При разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15 мая 1990 года "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
7
11 декабря 1987 года Постановлением Совета Министров СССР N 1412 утверждено Положение о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет отдельным категориям работников гражданской авиации и летно-испытательного состава.
Согласно данному Положению пенсии за выслугу лет назначаются работникам летного (летно-испытательного) состава, работникам, осуществляющим управление воздушным движением, и работникам инженерно- технического состава независимо от ведомственной подчиненности предприятий, учреждений и организаций, в которых они работают.
При назначении и выплате пенсий за выслугу лет работникам гражданской авиации и летно-испытательного состава соответственно применяются пункты 5, 9, 11 - 14, 111, 117, 119, 122, 124, 129, 140 - 143, 149 - 157, 159 - 168, 173 - 181 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 (с учетом последующих изменений и дополнений).
Пунктом 5, 6 Положения, пенсии за выслугу лет работникам летного и летно-испытательного состава назначаются по перечню должностей согласно Приложению N 1.
Пенсии за выслугу лет работникам летного и летно-испытательного состава назначаются: мужчинам при выслуге не менее 25 лет и женщинам - не менее 20 лет в должностях, дающих право на пенсию за выслугу лет.
Согласно Перечню должностей летно - испытательного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет перечислены члены экипажей воздушных судов и летательных аппаратов, работники летных (учебно-летных, летно-методических и летно-испытательных) подразделений, а также работники министерств, ведомств, управлений, объединений, предприятий, учреждений и организаций, осуществляющие руководство (инспектирование) летными (учебнолетными, летно-методическими и летно-испытательными) службами, при наличии летного свидетельства и при условии выполнения установленной нормы налета часов.
Инженеры и техники всех наименований, совершающие полеты по испытаниям, исследованиям, сдаче, приемке воздушных судов и их агрегатов, оборудования и приборов, парашютной и другой техники.
В связи с поступавшими запросами по применению Положения "О порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет отдельным категориям работников гражданской авиации и летно-испытательного состава", утвержденного Совета Министров СССР от 11.12.1987 N 1412, Министерством социального обеспечения РСФСР в Инструктивном письме от 31.01.1989 N 1-18-И даны разъяснения о том, что при определении занятости отдельных категорий работников на работах в службах: летной, управления воздушным движением и в инженерно-авиационной следует руководствоваться Перечнями, разработанными Министерством гражданской СССР и Министерством авиационной промышленности СССР (Приложения N 1, N 2, N 3).
С введением в действие с 1 января 1992 г. Закона от 20 ноября 1990 г. N 340-1 изменился порядок и условия назначения пенсий за выслугу лет работникам гражданской авиации.
8
Так, порядок и условия назначения пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава стали регулироваться постановлением Совета Министров РСФСР от 5 июля 1991 г. N 384 "О порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава", работникам летного и инженерно-технического состава авиации - постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. N 459 "Об утверждении Списков должностей работников летного и инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно- технического состава, а также службы управления воздушным движением".
В соответствии с Положением о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 05.07.1991 года N 384 (в редакции Постановления Правительства РФ от 02.11.2009 г. N 883) (далее по тексту - Положение), право на пенсию за выслугу лет имеют:
а) летный состав, непосредственно выполняющий испытательные полеты на штатных рабочих местах летательных аппаратов и парашютно- десантной техники; летчики (пилоты) - испытатели, штурманы-испытатели, бортинженеры-испытатели, ведущие инженеры-испытатели всех наименований, занятые летными испытаниями авиационной техники и входящие в состав штатного летного экипажа, бортмеханики-испытатели, бортэлектрики-испытатели, бортрадисты-испытатели, бортоператоры-испытатели, парашютисты-испытатели;
б) инженерно-технический состав, совершающий полеты по испытаниям (исследованиям), сдаче, приемке летательных аппаратов, их систем, агрегатов, приборов и оборудования, парашютно-десантной техники (при наличии действующего свидетельства о допуске к проведению летных испытаний): инженеры, техники, механики, операторы и экспериментаторы всех наименований;
Пунктом 4 Положения установлено, что при наличии исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсии работникам летно-испытательного состава считается: один год работы в должностях, указанных в подпункте "б" пункта 3 настоящего Положения - при налете в год 120 часов и более часов - за два года, от 50 до 120 часов - за полтора года, менее 50 часов - за одни год.
Списком должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 79 Закона о государственных пенсиях, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. N 459, предусмотрен исчерпывающий перечень должностей, дающих право на досрочную трудовую пенсию по старости работникам летного состава гражданской авиации. К ним отнесены члены экипажей воздушных судов и других летательных аппаратов; летно-инструкторский состав; командно-летный состав: руководители (их заместители), инспекторы и другие специалисты по летной службе (летной работе) министерств, ведомств, управлений, объединений, предприятий, учреждений, организаций и их структурных подразделений, имеющие действующее летное свидетельство и участвующие в полетах в составе экипажа воздушного судна или другого летательного аппарата; парашютисты всех наименований, спасатели, а также десантники-пожарные всех наименований, инструкторы авиапожарной службы, руководители парашютных (парашютно-
9
спасательных, поисково-спасательных) подразделений, работники внештатных и штатных парашютно-десантных групп, совершающие прыжки с парашютом или спуски (подъемы) на специальных спусковых (подъемных) устройствах с вертолетов, находящихся в режиме висения на высоте не менее 10 метров.
Списком N 459 от 04.09.1991 и Перечнем N 1-18-И фактически признается тождественность характера работ по техническому обслуживанию воздушных судов в гражданской, экспериментальной и государственной авиации, при этом Списком N 459 виды авиации не уточняются.
В соответствии с п. 9 Раздела II Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.03.2011 N 258н "Об утверждении Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости" периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, отдельных категорий работников авиации подтверждаются;
для работников летного состава - трудовой книжкой и на основании летной (парашютной) книжки. В случае отсутствия летной (парашютной) книжки или недостаточности содержащихся в ней сведений налет часов может подтверждаться выписками из приказов, справками и другими документами, выдаваемыми работодателями в установленном порядке;
для работников инженерно-технического состава авиации - трудовой книжкой, а также на основании справок, выдаваемых работодателями в подтверждение непосредственной занятости полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов и других летательных аппаратов.
Таким образом, должность истца как инженера, инженера- экспериментатора также, дает ему право на назначение пенсии за выслугу лет как работнику летно-испытательного состава, поскольку в спорный период истец занимался летно-испытательной работой в качестве ведущего инженера по летным испытаниям и имеет свидетельство о допуске к летным испытаниям, был занят летными испытаниями авиационной техники и входил в состав штатного летного экипажа.
Так, согласно представленным в дело сведениям о работе Белорусов С.Н. осуществлял трудовую деятельность в Феодосийском филиале НИИ автоматических устройств, с 11.06.1984 года принят на работу инженером; с 21.01.1985 по 31.05.1989 года переведен на должность инженера экспериментатора; с 24.04.1994 по 13.02.1996 года работал в должности старшего пилота - испытателя заместителя начальника Центра воздухоплавания; с 14.02.1996 по 20.02.1997 в должности заместителя начальника отдела по летной службе - старшего пилота - инструктора, с 21.02.1997 по 25.01.1999 года в должности пилота испытателя - заместителя начальника по летной службе; с 21.03.2000 по 02.04.2000 в должности заместителя начальника отдела по летной службе - старшего пилота - инструктора; с 03.04.2000 по 22.01.2002 в должности заместителя начальника Центра воздухоплавания; с 23.01.2002 по 09.10.2002, с 27.01.2003 по 26.10.2004 в должности механика.
При этом, в период работы истца с 1985 года по 1999 года он имел
10
налет часов и допускался к полетам в должности пилота - испытателя с 14.01.1993 года, а до указанного времени допускался к полетам как инженер - экспериментатор, борткинооператор; в 1992 году в качестве пилота - испытателя парапланов и самостоятельно в качестве пилота воздухоплавательной техники и пилота испытателя парапланерной техники.
Указанные обстоятельства подтверждаются летными книжками истца, а также приказами о допуске к испытательным полетам на самолете АН-12 и вертолетах МИ-6 и МИ-8.
Более того, в материалах дела имеются справки подтверждающие работу истца, налет его часов, допуск его к полетам.
Указанный ряд документов, выдан работодателем истца на основании приказов, личных карточек Т-2, табелей учета рабочего времени, сведений о налетах и иных документов, которые также приобщены к материалам настоящего гражданского дела, а также имеются в материалах пенсионного дела.
Многочисленные проверки документов выданных работодателем и имеющихся в пенсионном деле, проводимыми ответчиком, судебная коллегия находит противоречащими Федеральному конституционному закону от 21.03.2014 N 6-ФКЗ (ред. от 31.12.2014) "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
В силу ч. 1 ст. 11 Закона N 6-ФКЗ от 21.03.2014 граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанные гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом или приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, имеют право на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки, а также на охрану здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны
11
государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 данного федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Согласно имеющимся в материалах пенсионного дела приказам (том -2; л.д.122-142), свидетельству ведущего инженера по летным испытаниям, свидетельствам пилота, имеется документальное подтверждение допуска Белорусова С.Н. к полетам.
Согласно справке работодателя (том 2; л.д.144), за период с 1985 по 1998 года включительно Белорусов С.Н. имел налет часов как общий так и испытательный, при этом из указанных 14 лет - 5 лет, подлежит исчислению кратному 1:1; 5 лет исчислению кратному 1:1,5; и четыре года исчислению кратному 1:2 Указанная справка, согласуется со сведениями, имеющимися в летных книжках истца.
В связи с указанным на 01.01.1999 года Белорусов С.Н. имел стаж летно- испытательной работы с размере 20 лет 6 месяцев, без учета его службы в Советской Армии в ВВС СССР с 01.03.1982 года по 13.03.1984, при этом им уже была выработана 2\3 необходимого летного стажа, вопреки выводам суда первой инстанции.
Аналогичные сведения содержат и материалы дела, и материалы пенсионного дела относительно заявленных истцом требований.
Стажа Белорусова С.Н. в должностях летно- испытательного состава, также косвенно подтверждается актом проверки его работы, проведенной пенсионным органом и приобщенной к материалам пенсионного дела. В акте содержатся сведения со ссылкой на приказы, распоряжения Министерства авиационной промышленности СССР, табеля учета рабочего времени.
Таким образом, исходя из документов представленных истцом в материалы дела и имеющихся в материалах пенсионного дела, судебная коллегия приходит к выводу, что Белорусову С.Н. подлежит пересмотру пенсионное обеспечение в соответствии с положениями Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и Федерального закона от 15.12.2001 N 166- ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Граждане из числа летчиков-испытателей - вторая категория граждан, наряду с космонавтами, которым предоставление пенсий в рамках Закона N 166-ФЗ было установлено с 1 января 2010 г. Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ.
Так же как и у космонавтов, пенсионное обеспечение летчиков- испытателей до 1 января 2010 г. осуществлялось на основании п. 3 ст. 31 Закона N 173-ФЗ - с применением норм Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (ст. 79) и Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 5 июля 1991 г. N 384.
С 1 января 2010 г. пенсионное обеспечение граждан из числа летчиков- испытателей осуществляется на основании Закона N 166-ФЗ.
Согласно п.1 комментируемой статьи граждане Российской Федерации
12
из числа работников летно-испытательного состава, занятых в летных испытаниях (исследованиях) опытной и серийной авиационной, аэрокосмической, воздухоплавательной и парашютно-десантной техники, имеют право на пенсию за выслугу лет при наличии выслуги не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья - при выслуге не менее 20 лет у мужчин и не менее 15 лет у женщин.
Таким образом, условия назначения пенсий за выслугу лет гражданам из числа летчиков-испытателей, имевшие место до 1 января 2010 г. на основании нормативных правовых актов, переставших действовать в связи с изменением законодательства и условия назначения пенсий за выслугу лет гражданам из числа летчиков-испытателей, установленные с 1 января 2010 г, совпадают.
Вместе с тем с учетом п. 4 комментируемой статьи пенсия за выслугу лет гражданину из числа летчиков-испытателей не может быть назначена, если этому гражданину не была назначена трудовая пенсия, поскольку данная пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости либо к трудовой пенсии по инвалидности, назначенной в соответствии с Законом N 173-ФЗ, и выплачивается одновременно с ней. Таким образом, на первый взгляд новое пенсионное законодательство ужесточает условия назначения пенсий за выслугу лет рассматриваемой категории граждан.
Однако следует иметь в виду, что граждане из числа летчиков- испытателей с 1 января 2010 г. на основании Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ получили право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (ст. 27.1 Закона N 173-ФЗ). При этом основные условия назначения данной трудовой пенсии и рассматриваемой пенсии за выслугу лет совпадают. Соответственно, приобретя право на досрочную трудовую пенсию по старости, летчик-испытатель одновременно должен приобрести и право на пенсию за выслугу лет.
В выслугу лет гражданам из числа работников летно-испытательного состава также засчитываются:
время службы в должностях летного состава Вооруженных Сил СССР и работа в должностях летного состава гражданской авиации - в порядке, установленном для назначения пенсий соответственно военнослужащим и летному составу гражданской авиации. При этом согласно абз. 2 п. 2 комментируемой статьи указанные периоды военной службы в должностях летного состава и периоды работы в должностях летного состава гражданской авиации засчитываются в выслугу, если у гражданина из числа работников летно-испытательного состава не менее двух третьей выслуги, необходимой для установления пенсии за выслугу лет, приходится на периоды работы (деятельности) в должностях, дающих право на пенсию за выслугу лет (т.е. в должностях, перечисленных в п. 3 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава);
У граждан из числа летчиков-испытателей, получающих до 1 января 2010 г. соответствующие пенсии по нормам ранее действующего законодательства, имеется право выбора. Соответствующие нормы закреплены в ч. 6 ст. 37 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ.
Так, если такие граждане получали трудовые пенсии по старости, то
IB
они могут продолжить получение указанных пенсий в сохраненных размерах. По желанию граждан им может быть установлена пенсия за выслугу лет, предусмотренная Законом N 166-ФЗ, и трудовая пенсия по старости (трудовая пенсия по инвалидности), рассчитываемая согласно Закону N 173-ФЗ по нормам, действующим с 1 января 2010 г.
Пенсии за выслугу лет работникам летно-испытательного состава, установленные до 1 января 2010 г. в соответствии с п. 3 ст. 31 Закона N 173-ФЗ (в ранее действовавшей редакции), подлежат пересмотру путем установления им пенсии за выслугу лет по Закону N 166-ФЗ и трудовой пенсии по старости (трудовой пенсии по инвалидности) в соответствии с Законом N 173-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ). При этом, если размер получаемой до 1 января 2010 г. пенсии за выслугу лет превышает размер пенсии за выслугу лет, предусмотренный Законом N 166-ФЗ, за гражданином сохраняется пенсия за выслугу лет в более высоком размере.
Согласно ст. 7.2 Федерального закона от 15.12.2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) граждане Российской Федерации из числа работников летно-испытательного состава, занятых в летных испытаниях (исследованиях) опытной и серийной авиационной, аэрокосмической, воздухоплавательной и парашютно-десантной техники, имеют право на пенсию за выслугу лет при наличии выслуги не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья при выслуге не менее 20 лет у мужчин и не менее 15 лет у женщин.
Список соответствующих должностей, с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
При этом периоды военной службы в должностях летного состава и периоды работы в должностях летного состава гражданской авиации засчитываются в выслугу, если у гражданина из числа работников летно-испытательного состава не менее двух третьих выслуги, необходимой для установления пенсии за выслугу лет, приходится на периоды работы (деятельности) в должностях, дающих право на пенсию за выслугу лет.
Пенсия за выслугу лет не выплачивается в период выполнения работы в должностях, дающих право на указанную пенсию.
Пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости либо к трудовой пенсии по инвалидности, назначенной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и выплачивается одновременно с ней.
Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 02.11.2009 года N 883 "О некоторых вопросах пенсионного обеспечения граждан из числа космонавтов и работников летно-испытательного состава" при назначении в соответствии с Федеральными законами "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" пенсии за выслугу лет и трудовой пенсии по старости гражданам из числа работников летно-испытательного состава засчитывается соответственно в выслугу лет и стаж
14
работы в летно-испытательном составе, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, работа в должностях, предусмотренных пунктом 3 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 5 июля 1991 г. N 384, в порядке, установленном пунктом 4 указанного Положения.
При установлении таких пенсий периоды работы (службы) и иные периоды, предусмотренные абзацами вторым - шестым пункта 5 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава, засчитываются в стаж работы в летно-испытательном составе, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, а предусмотренные абзацами вторым, пятым и шестым этого пункта - в выслугу лет для назначения пенсии за выслугу лет.
В соответствии с Положением о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий, утвержденным приказом Министерства труда и социального обеспечения от 04.10.1991 года N 190, трудовой стаж устанавливается на основании документов, выданных с места работы, службы. Основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка.
П. 8 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" установлено, что граждане из числа работников летно-испытательного состава имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет, предусмотренной настоящим Федеральным законом, и доли страховой части трудовой пенсии по старости, устанавливаемой к указанной пенсии за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" исходя из расчетного пенсионного капитала, сформированного за счет общей суммы страховых взносов, поступивших на застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации после назначения пенсии за выслугу лет за период не менее 12 полных месяцев работы и (или) иной деятельности, включая суммы ее увеличения в связи с индексацией (дополнительным увеличением) и перерасчетом (корректировкой) в соответствии с пунктом 6 статьи 17 и статей 17.2 указанного Федерального закона.
В силу ст. 17.2 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", которая введена Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ, гражданам из числа работников летно-испытательного состава при наличии выслуги не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин, у которых не менее двух третьих указанной выслуги приходится на непосредственное выполнение испытательных полетов на штатных рабочих местах членов летных экипажей летательных аппаратов и парашютно- десантной техники, пенсия за выслугу лет назначается в размере, равном 1000 процентов размера социальной пенсии, предусмотренного подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона, за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости либо за вычетом трудовой пенсии по инвалидности, установленной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". За каждый полный год выслуги сверх 25 и 20 лет (для мужчин и женщин соответственно), пенсия за выслугу лет увеличивается на 25 процентов размера социальной пенсии, предусмотренного подпунктом 1 пункта 1
15
статьи 18 настоящего Федерального закона, но не более чем до 1500 процентов размера указанной социальной пенсии (данные положения вступили в законную силу с 01 января 2010 года).
Пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости либо к трудовой пенсии по инвалидности, назначенной в соответствии с ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", и выплачивается одновременно с ней, в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 г. N 213-ФЗ.
Судебная коллегия также обращает внимание, что документальное подтверждение непосредственной занятости работника в летных испытаниях (исследованиях) в числе летного состава (в составе штатного летного экипажа летательного аппарата, подпункт "а" пункта 3 Положения) относится к компетенции работодателя.
Таким образом, судебная коллегия пришла к выводу о наличии у Белорусова С.Н. права на пересмотр его пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации с 01.01.2015 года с учетом положений вышеназванных Федеральных Законов.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции, как постановленное с нарушением норм материального права подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований истца.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 15 мая 2018 года отменить и принять по делу новое решение, которым исковые требования Белорусова С.Н. - удовлетворить.
Признать решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым (межрайонное) N 0001 без даты, решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым (межрайонное) N 3601/03-21 от 25.05.2015 г, решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым (межрайонное) от 25.04.2016 г. принятое во изменение решения N 3601/03-21 от 25.05.2015 г. об отказе в назначении пенсии - незаконными.
Обязать Государственное учреждение - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым (межрайонное) засчитать Белорусову С.Н. в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по выслуге лет периоды работы в Феодосийском филиале НИИ автоматических устройств: с 21.01.1985 по 31.05.1989 года в должности инженера экспериментатора; с 24.04.1994 по 13.02.1996 года в должности старшего пилота - испытателя заместителя начальника Центра воздухоплавания; с 14.02.1996 по 20.02.1997, с 21.03.2000 по 02.04.2000 в должности заместителя начальника отдела по летной службе - старшего пилота -
16
инструктора; с 21.02.1997 по 25.01.1999 года в должности пилота испытателя - заместителя начальника по летной службе; с 03.04.2000 по 22.01.2002 в должности заместителя начальника Центра воздухоплавания; с 23.01.2002 по 09.10.2002, с
по 26.10.2004 в должности механика.
Обязать Государственное учреждение - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым (межрайонное) произвести Белорусову С.Н. перерасчет размера пенсии с учетом положений Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", и Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", начиная с 01.01.2015 года, назначив к выплате недополученную сумму пенсии.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.