Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
Председательствующего судьи: Авериной Е.Г.
судей: Синани А.М. и Мотиной И.И.
при секретаре: Гамуровой М.А.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Авериной Е.Г. апелляционные жалобы Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г.Керчи Республики Крым на решение Керченского городского суда Республики Крым от 27 апреля 2018 года и на дополнительное решение Керченского городского суда Республики Крым от 29 мая 2018 года по гражданскому делу по исковому заявлению Патриной Нины Владимировны к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым о признании неправомерным и отмене решений об отказе в перерасчете пенсии и возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛА:
Патрина Н.В. обратилась с настоящим иском в суд к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым указав, что ответчик при назначении ей пенсии исключил из ее страхового стажа период учебы и период работы предшествующий данной учебе, а поэтому применил коэффициент "69" вместо "75", ухудшив таким образом ее положение. Указывает, что решением Керченского городского суда от 15.11.2016г. ответчик был обязан включить в ее страховой стаж период работы с 01.01.2002г. по июнь 2014г. для начисления пенсии, однако, ответчик включив в ее стаж указанный период не произвел перерасчет пенсии, ссылаясь на отсутствие в решении суда такой обязанности. На основании изложенного истец считает, что такие действия ответчика незаконны, в связи с чем просит признать неправомерным и отменить решение ответчика от 08.08.2016 г. об отказе ей в зачете в страховой стаж периода ее учебы в Донецком медицинском институте с 01.08.1961г. по 22.06.1967г. и обязать ответчика включить указанный период в ее страховой стаж. Кроме того, просит признать неправомерным и отменить решение ответчика от 22.02.2018 года об отказе в проведении перерасчета размера страховой пенсии по страховому стажу с 01.01.2002 года по 15.06.2014г. и обязать ответчика произвести такой перерасчет в сторону увеличения стажевого коэффициента.
Решением Керченского городского суда Республики Крым от 27 апреля 2018 года исковые требования Патриной И.В. удовлетворены частично.
Признаны неправомерными действия Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым об отказе Патриной Нине Владимировне в проведении перерасчета размера страховой пенсии по страховому стажу с 01.01.2002г. по 15.06.2014г. и на указанный орган возложена обязанность произвести перерасчет размера ее пенсии с учетом заработной платы, получаемой нею за период с 01.01.2002 г по 15.06.2014г.
24 мая 2018 года поступило заявление от истицы Патриной Н.В. о вынесении дополнительного решения по указанному гражданскому делу, так как суд, принимая решение о возложении обязанности на ответчика произвести перерасчет размера её страховой пенсии по страховому стажу с 01.01.2002 г. по 15.06.2014 г. не указал дату, с которой этот перерасчет должен быть произведён, а именно с 01.03.2016 года, которая была указана в её исковых требованиях и отражена в решении Керченского городского суда от 15.11.2016 года по гражданскому делу N 2-6041/16.
Дополнительным решением Керченского городского суда Республики Крым от 29 мая 2018 года заявление Патриной И.В. удовлетворено
Не согласившись с решением суда первой инстанции и дополнительным решением Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым поданы апелляционные жалобы, в которых ставиться вопрос об отмене решение суда первой инстанции и дополнительного решения и принятии по делу нового решения, об отказе в удовлетворении требований истца в полном объеме.
В качестве доводов апеллянт указал, что решение Керченкского городского суда от 15.11.2016г. исполнено в полном объеме. Решение об отказе в перерасчете пенсии управлением не принималось. Кроме того, размер страховой части трудовой пенсии зависит от общего трудового стажа застрахованного лица, определенного на 1 января 2002 года, и суммы уплаченных после 1 января 2002 г. страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица. Таким образом, в совокупности положений Соглашения с нормами Закона N173-фз Управлением учтена заработная плата Патриной Н.В. за периоды до 01.01.2002. Иного законодательство не предусматривает.
На указанную апелляционную жалобу Патриной Н.В. поданы возражения, в которых выражается несогласие с доводами апелляционной жалобы и приводятся доводы законности решения суда первой инстанции.
Заслушав докладчика, представителей Государственного Учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Керчи Республики Крым Шевченко О.В. и Галкину Н.И, поддержавших доводы апелляционной жалобы, истца Патрину Н.В, возражавшую против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решения суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела и обстоятельств, установленных судом первой инстанции следует, что Патрина Н.В. являлась получателем пенсии по старости на территории Украины.
В связи с переездом в г.Керчь истец представила в пенсионный орган выплатное пенсионное дело и вид на жительство подтверждающий законость ее проживания на территории Республики Крым.
Пенсия ей назначена в соответствии с Соглашением стран СНГ от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", регламентирующем назначение пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Не согласившись с размером пенсии, истец обратилась в суд с иском о перерасчете размера пенсии, с учетом периодов ее работы не принятых во внимание пенсионным органом.
Решением Керченского городского суда от 15.11.2016г. N 2-6041/16 исковые требования Патриной Н.В. удовлетворены, на Управление возложена обязанность включить в страховой стаж с 01.02.2016г. период ее работы с 01.01.2002г. по июнь 2014г.
17.05.2017г. истица обратилась к ответчику о перерасчете размера пенсии, предоставив решение Керченского городского суда от 15.11.2016 года. Решением от 23.05.2017 г. N 1 пенсионный орган отменил решение о назначении истице пенсии от 21.06.2016г. и 23.05.2017г, и принял новое решение о назначении пенсии с учетом включения в страховой стаж истице периоды ее работы на территории Украины с 01.01.2002г. по 15.06.2014г, однако при этом размер пенсии истицы не увеличился, остался прежним. Решение об отказе истицу в перерасчете пенсии на основании решения суда ответчиком не принималось.
Обращаясь в суд, истец указала, что с 03.08.1978 года по 15.08.2014г. работала в должности врача акушера-гинеколога в Центральной городской больнице г. Ждановка Донецкой области.
Согласно представленной справке N 172 от 11.03.2016г, выданной Центральной городской больницей г. Ждановка Донецкой области следует, что с января 2011 года по август 2014 года истец получала заработную плату, из которой отчислялись страховые взносы в Пенсионный фонд Украины.
Справка N 220 от 24.03.2016г, выданная Центральной больницей гор. Ждановка Донецкой области содержит сведения о заработной плате истца за период с января 2000 года по декабрь 2010 года.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Патриной Н.В, суд первой инстанции, сославшись на положения пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ и пункта 2 статьи 6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, пришел к выводу о том, что на пенсионный орган необходимо возложить обязанность произвести перерасчет размера ее пенсии Патриной Н.В. с учетом заработной платы, получаемой ею в период с 01.01.2002г. по 15.06.2014г.
Судебная коллегия по гражданским делам считает, что вывод суда первой инстанции основан на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
В соответствии со ст. 8 ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с вредными условиями труда не менее 10 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы.
В силу ч. ч. 3, 4 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
13 марта 1992 г. между государствами - участниками СНГ Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной, Республикой Молдова подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения.
Как следует из содержания п. 2 ст. 6 названного Соглашения, при установлении пенсий гражданам государств - участников Соглашения стран СНГ учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств (независимо от времени приобретения), а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, т.е. до 13 марта 1992 г.
В соответствии со ст. 11 Соглашения необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников СНГ и государств, входивших в состав СССР или до 01 декабря 1991 года, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.
В соответствии с ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Из разъяснений, содержащихся в п. 1 Письма Минсоцзащиты Российской Федерации от 31.01.1994 N 1-369-18 "О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств, ранее входивших в состав СССР" следует, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992 учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13.03.1992, а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения от 13.03.1992.
В силу п. 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, являющихся Приложением N 1 к распоряжению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР", для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29.01.2003 N 203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
При этом периоды работы по найму после 01.01.2002 (после вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13.03.1992 подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Из анализа перечисленных выше документов, которые для территориального пенсионного органа являются руководящими, общепризнанных принципов и норм международного права, буквального толкования положений ч. 2 статьи 6 Соглашения, содержащих указание на ограничение действия Соглашения до 13.03.1992, исключительно в отношении учета трудового (страхового) стажа, приобретенного на территории бывшего СССР, следует, что приобретенный после указанной даты трудовой (страховой) стаж на территории любого из государств - участников Соглашения учитывается независимо от времени его приобретения, в данном случае в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее Закон N 173-ФЗ), введен в действие с 01.01.2002 г.
По смыслу статьи 30 Федерального Закона N 173-ФЗ в связи с введением с 01.01.2002 нового правового регулирования территориальные органы Пенсионного фонда РФ должны были по выбору пенсионера произвести оценку его пенсионных прав по состоянию на 1 января 2002 года. В случае отсутствия данных о волеизъявлении пенсионера оценка пенсионных прав должна была быть произведена ответчиком по более выгодному для застрахованного лица варианту.
Из содержания ст. 11 Федерального Закона N 173-ФЗ следует, что период обучения в учебном заведении не засчитывается в страховой стаж.
В целях сохранения ранее приобретенных прав на трудовую пенсию статьей 30 Закона N 173-ФЗ предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
Расчетный размер трудовой пенсии в силу пункта 2 статьи 30 Закона N 173-ФЗ определяется по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 названной статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 названной статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 названной статьи.
В силу п. 3, п. 4 ст. 30 Закона N 173-ФЗ в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002 г. В названных пунктах приведены конкретные перечни трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002 г, которые учитываются в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с указанными пунктами.
Так, пункт 3 ст. 30 Закона N 173-ФЗ не предусматривает учет в общий трудовой стаж периодов учебы (подготовки к профессиональной деятельности).
При оценке пенсионных прав по пункту 4 ст. 30 Закона N 173-ФЗ в общий трудовой стаж учитываются периоды подготовки к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования (в средних специальных и высших учебных заведениях), пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре. Кроме того учитываются периоды ухода неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет и 70 дней до его рождения, но не более девяти лет в общей сложности; периоды проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства.
Истец является получателем трудовой пенсии по старости, расчет которой произведен в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Закона N 173-ФЗ без учета периода учебы с 01.09.1965 по 10.06.1969.
Совокупность вышеуказанных положений Закона допускает определение расчетного размера трудовой пенсии с учетом того вида стажа, который позволяет исчислить пенсию в более высоком размере (по выбору застрахованного лица) и направлена на реализацию права граждан на пенсионное обеспечение.
Учитывая отсутствие волеизъявления истца по выбору порядка конвертации пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал, Пенсионный орган произвел оценку по наиболее выгодному для истца варианту.
Возможности смешения формул подсчета размеров трудовых пенсий граждан, указанных соответственно в пунктах 3 и 4 ст. 30 Закона N 173-ФЗ, действующее законодательство не предусматривает.
Согласно ст. 30 Федерального закона N 173-ФЗ оценка пенсионных прав застрахованных лиц на 01.01.2002 осуществляется из среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 года в течение трудовой деятельности на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что размер страховой пенсии Патриной Н.В. по старости за период до 01.01.2002 года начислен исходя из имеющегося страхового стажа и заработной платы за наиболее выгодный период, что следует из ответов Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым.
Таким образом, произведенный Управлением в отношении истца расчет трудовой пенсии по старости является правильным, соответствующим действующему пенсионному законодательству, который права истца не нарушает.
Механизм, обязывающий пенсионный орган Российской Федерации принимать к зачету заработную плату иностранных граждан, полученную на территории иностранного государства после 2002 года в нормах пенсионного законодательства Российской Федерации отсутствует, в связи с чем, требования истца о понуждении ответчика произвести перерасчет трудового стажа оценены судом в нарушение норм материального права.
Учитывая указанные обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу что решение суда первой инстанции постановлено в нарушении норм материального права, в связи с чем, оно подлежит отмене, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Патриной Н.В.
Кроме того, судебная коллегия считает необходимым отметить, что вынесенное Керченским городским судом Республики Крым решение от 15.11.2016 года по гражданскому делу N 2-6041/16, содержит резолютивную часть, которая обязательна к исполнению, всеми административными органами.
Как следует из резолютивной части решения Керченского городского суда Республики Крым от 15.11.2016 года, суд обязал Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Керчи Республики Крым включить Патриной Н.В. в страховой стаж для назначения пенсии с 01.03.2016 г. период работы с 01.01.2002 г. по июнь 2014 года.
Если данное решение пенсионным органом не исполняется, либо непонятно сторонам, в том числе непонятен способ и порядок исполнения решения, стороны вправе поставить перед судом, вынесшим решение вопрос в порядке его исполнения, либо разъяснения решения суда.
Более того, материалы дела содержат заявление от 26.01.2018 года, согласно которому истец просила произвести перерасчет ей пенсии с учетом учтенных судом периодов ее работы, и в случае не исполнения указанного решения не лишена иным способом защитить свои права.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Керченского городского суда Республики Крым от 27 апреля 2018 года и дополнительное решение Керченского городского суда Республики Крым от 29 мая 2018 года отменить и вынести по делу новое решение, которым исковые требования Патриной Нины Владимировны к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым о признании неправомерным и отмене решений об отказе в перерасчете пенсии и возложении обязанности совершить определенные действия - оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.