Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
Председательствующего судьи: Авериной Е.Г.
судей: Синани А.М, Мотиной И.И.
при секретаре: Чирко А.Л.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Авериной Е.Г. апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Саки и Сакском районе Республики Крым на решение Сакского районного суда Республики Крым от 10 мая 2018 года по гражданскому делу по иску Панфиловой Людмилы Юрьевны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Саки и Сакском районе Республики Крым о признании отказа в назначении пенсии незаконным, возложении обязанности включить периоды работы в трудовой стаж, назначении досрочной пенсии,
УСТАНОВИЛА:
Панфилова Л.Ю. обратилась в суд с указанным иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Саки и Сакском районе Республики Крым указав, что она в связи с наличием требуемого стажа педагогической деятельности, обратилась к ответчику с заявлением от 30.10.2017 г. о досрочном назначении страховой пенсии по старости. Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Саки и Сакском районе Республики Крым N 198313 от 07.12.2017 г. истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, ввиду отсутствия требуемого специального педагогического стажа не менее 25 лет (засчитали только 22 года 4 месяца 9 дней). Полагая действия ответчика неправомерными истец просила суд признать отказ Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Саки и Сакском районе Республики Крым в назначении пенсии незаконным; обязать ответчика включить в специальный педагогический стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды нахождения истца в учебных отпусках:
- с 12.09.2005 г. по 17.09.2005 г, с 09.01.2006 г. по 21.01.2006 г, с 10.04.2006 г. по 29.04.2006 г, с 04.12.2006 г. по 23.12.2006 г, с 16.04.2007 г. по 05.05.2007 г, с 01.06.2007 г. по 20.06.2007 г, с 03.09.2007 г. по 08.09.2007 г. с 10.12.2007 г. по 22.12.2007 г, с 17.03.2008 г. по 05.04.2008 г, с 20.05.2013 г. по 24.05.2013 г, с 03.06.2013 г. по 07.06.2013 г. (всего 4 месяца 26 дней).
- с 17.08.2001 г. по 22.07.2004 г. (2 года 11 месяцев 26 дней) - отпуск по уходу за ребенком.
- с 05.07.1999 г. по 17.07.1999 г, (всего 13 дней) - курсы повышения квалификации;
Также просила обязать ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с 30.10.2017 г. согласно п.19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
Решением Сакского районного суда Республики Крым от 10 мая 2018 года исковые требования Панфиловой Л.Ю. удовлетворены.
Решение Государственного учреждения-Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Саки и Сакском районе Республики Крым N 198313 от 07.12.2017 года об отказе Панфиловой Людмиле Юрьевне в досрочном назначении страховой пенсии по старости признано незаконным.
На Государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Саки и Сакском районе Республики Крым возложена обязанность включить в специальный трудовой стаж, дающий право для назначения досрочной страховой пенсии по старости периоды трудовой деятельности Панфиловой Людмилы Юрьевны: с 12.09.2005 г. по 17.09.2005 г, с 09.01.2006 г. по 21.01.2006 г, с 10.04.2006 г. по 29.04.2006 г, с 04.12.2006 г. по 23.12.2006 г, с 16.04.2007 г. по 05.05.2007 г, с 01.06.2007 г. по 20.06.2007 г, с 03.09.2007 г. по 08.09.2007 г, с 10.12.2007 г. по 22.12.2007 г, с 17.03.2008 г. по 05.04.2008 г, с 20.05.2013 г. по 24.05.2013 г, с 03.06.2013 г. по 07.06.2013 г. - нахождение в учебных отпусках; с 17.08.2001 г. по 22.07.2004 г. - отпуск по уходу за ребенком; с 05.07.1999 г. по 17.07.1999 г. - курсы повышения квалификации.
На Государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Саки и Сакском районе Республики Крым возложена обязанность назначить Панфиловой Людмиле Юрьевне 03.06.1972 года рождения, досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в соответствии с п.п. 19 п.1 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2003 N 400 - ФЗ с 30 октября 2017 года.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Саки и Сакском районе Республики Крым подана апелляционная жалоба, в которой ставиться вопрос об отмене решение суда первой инстанции и принятии по делу нового решения, об отказе в удовлетворении требований истца в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы схожи с доводами возражений на исковое заявление.
В качестве основных доводов апеллянт указал, что Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Саки и Сакском районе Республики Крым принято законное и обоснованное решение об отказе в назначении пенсии Панфиловой Л.Ю. Нет оснований включать в подсчет специального стажа период отпуска по уходу за ребенком, учебных отпусков и прохождение курсов повышения квалификации.
На заседание судебной коллегии представитель Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Саки и Сакском районе Республики Крым не явился, извещен надлежащим образом. В материалы дела представлено ходатайство о рассмотрении жалобы в их отсутствие настаивают на доводах жалобы. При указанных обстоятельствах, в силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом мнения истца и его представителя, полагавших возможным рассмотреть апелляционную жалобу судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
Заслушав докладчика, Панфилову Л.Ю. и ее представителя Потапова А.Н, возражавших против доводов апелляционной жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Из материалов дела и обстоятельств, установленных судом первой инстанции следует, что Панфилова Л.Ю. в связи с наличием требуемого стажа педагогической деятельности, обратилась к ответчику с заявлением от 30.10.2017 г. о досрочном назначении страховой пенсии по старости.
Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Саки и Сакском районе Республики Крым N 198313 от 07.12.2017 г. истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, ввиду отсутствия требуемого специального педагогического стажа не менее 25 лет (засчитали только 22 года 4 месяца 9 дней).
В специальный педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости) решением ответчика N 198313 от 07.12.2017 г. не были включены следующие периоды: с 01.09.1989 г. по 28.06.1991 г. (1 год 9 месяцев 28 дней) - учеба в Ялтинском педагогическом училище; с 12.09.2005 г. по 17.09.2005 г, с 09.01.2006 г. по 21.01.2006 г, с 10.04.2006 г. по 29.04.2006 г, с 04.12.2006 г. по 23.12.2006 г, с 16.04.2007 г. по 05.05.2007 г, с 01.06.2007 г. по 20.06.2007 г, с 03.09.2007 г. по 08.09.2007 г, с 10.12.2007 г. по 22.12.2007 г, с 17.03.2008 г. по 05.04.2008 г. с 20.05.2013 г. по 24.05.2013 г, с 03.06.2013 г. по 07.06.2013 г. - нахождение в учебных отпусках (всего 4 месяца 26 дней); с 17.08.2001 г. по 22.07.2004 г. (2 года 11 месяцев 26 дней) - отпуск по уходу за ребенком; с 05.07.1999 г. по 17.07.1999 г, (всего 13 дней) - курсы повышения квалификации.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходя из положений Федерального закона РФ от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" пришел к выводу об отсутствии у ответчика правовых оснований, для исключения из специального стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости, периодов нахождения Панфиловой Л.Ю. на курсах повышения квалификации, в отпуске по уходу за ребенком, а также периоды нахождения в учебных отпусках.
Данные выводы суда, судебная коллегия находит законными и обоснованными, постановленным в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно части 1 статьи 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно данной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 29 декабря 2013г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Подпунктом "м" пункта 1 названного постановления предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"(далее - Список N 781), и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила N 781);
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с " педагогической " деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей" (далее - Список N 1067), и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" (далее - Список N 463), утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Из приведенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и в определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Из материалов дела и обстоятельств, установленных судом первой инстанции следует, что согласно справки, уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения досрочной пенсии, и подтверждающей постоянную занятость на льготной работе N 452/04-06 от 01.12.2017 г, истец на основании приказов в периоды с 12.09.2005 г. по 17.09.2005 г.( приказ N 23 от 12.09.2005 г.), с 09.01.2006 г. по 21.01.2006 г.( приказ N2-к от 06.01.2006 года ), с 10.04.2006 г. по 29.04.2006 г.( приказ N10-к от 10.04.2006 года), с 04.12.2006 г. по 23.12.2006 г.( приказ N 51-к от 04.12.2006 года ), с 16.04.2007 г. по 05.05.2007 г.( приказ N 12-к от 16.04.2007 года), с 01.06.2007 г. по 20.06.2007 г.( приказ N21-к от 01.06.2007 года), с 03.09.2007 г. по 08.09.2007 г.( приказ N 37-к от 03.09.2007 года), с 10.12.2007 г. по 22.12.2007 г.( приказ N 52-к от 07.12.2007 года), с 17.03.2008 г. по 05.04.2008 г.( приказ N 11 - к от 14.03.2008 года), с 20.05.2013 г. по 24.05.2013 г. ( приказ N 32 от 30.05.2013 года), с 03.06.2013 г. по 07.06.2013 г.( приказ N 34-к от 30.05.2013 года) находилась в учебных отпусках (всего 4 месяца 26 дней).
В период с 05.07.1999 г. по 17.07.1999 г.(приказ N 55 от 08.06.1999 года) истец находилась на курсах повышения квалификации, при этом в справке указано "без отрыва от производства".
С 17.08.2001 г. по 22.07.2004 г. истцу предоставлен отпуск по уходу за ребенком на основании приказа N 48 от 17.04.2001 года.
Удовлетворяя иск суд первой инстанции правомерно указал, что спорные периоды работы имели место, когда на территории Республики Крым действовало законодательство Украины.
В соответствии с п. "е", ст.55 Закона Украины "О пенсионном обеспечении" от 05.11.1991 г. N1788-ХП работники образования имеют право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста при наличии специального стажа работы не менее 25 лет в соответствии с Перечнем заведений и учреждений образования, здравоохранения и социальной защиты и должностей, работа на которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением КМУ от 04.11.1993г. N909. В разделе первом этого Перечня определены дошкольные учебные заведения всех типов, а также должности, работа на которых дает право на пенсию за выслугу лет, в том числе должность воспитателя.
Законодательство Украины не предусматривало в качестве условия включения в специальный педагогический стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет, соблюдение нормы часов педагогической нагрузки.
Учитывая представленные суду первой инстанции доказательства, суд правильно пришел к выводу, что спорные период работы истца подлежат включению в стаж, дающий право на получение досрочной пенсии по старости.
При этом, судебная коллегия считает необходимым обратить внимание также на то, что на истца распространяются положения закона, регулирующего правоотношения на момент их возникновения.
В соответствии со ст. 181 Кодекса законов о труде Украины отпуск по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста и отпуск без сохранения заработной платы (части третья и шестая статьи 179 указанного Кодекса) зачисляются как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности.
В соответствии с ч. 3 ст. 179 Кодекса законов о труде Украины по желанию женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста с выплатой за эти периоды пособия в соответствии с законодательством.
Согласно ч. 6 ст. 179 Кодекса законов о труде Украины в случае, если ребенок нуждается в домашнем уходе, женщине в обязательном порядке предоставляется отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью, определенной в медицинском заключении, но не более чем до достижения ребенком шестилетнего возраста.
В соответствии с п. "е" статьи 55 Закона Украины "О пенсионном обеспечении" право на пенсию за выслугу лет имеют работники образования, здравоохранения и социального обеспечения при наличии специального стажа работы от 25 до 30 лет по перечню, утверждаемому в порядке, который определяется Кабинетом Министров Украины, независимо от возраста.
Постановлением Кабинета Министров Украины N 909 от 04.11.1993г. "О перечне заведений и учреждений образования, здравоохранения и социальной защиты и должностей, работа на которых дает право на пенсию за выслугу лет" утвержден соответствующий Перечень в котором указано, что право на пенсию за выслугу лет имеют работники общеобразовательных учебных заведений, военных общеобразовательных учебных заведений, музыкальных и художественных школ (учителя, логопеды, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, преподаватели, сурдопедагоги, тифлопедагоги, воспитатели, заведующие и инструкторы слуховых кабинетов, директора, заведующие, их заместители по учебно-воспитательной, учебно-производственной части или работы по производственному обучения, заведующие учебной и учебно-воспитательной частью, социальные педагоги (организаторы внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми), практические психологи, педагоги-организаторы, мастера производственного обучения, руководители кружков, секций, студий и других форм кружковой работы.
Включение в специальный стаж, который дает право на пенсию за выслугу лет и на льготных условиях время ухода работающего лица за ребенком до достижения им 3-летнего и 6-летнего возраста (в случае оформления соответствующего отпуска) подтверждается письмом Пенсионного фонда Украины от 25.06.2008 г. N 10842/02-10 "О включении в стаж работы периода ухода за ребенком".
При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы истца ответчика в части неправомерности включении в специальный педагогический стаж отпуска по уходу за ребенком до трех лет - с 17.08.2001г. по 22.07.2004 г, не могут быть приняты во внимание, поскольку не содержат факты, влияющие на обоснованность и законность судебного постановления.
Судебная коллегия также считает, что суд первой инстанции правильно обязал ответчика включить в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии периоды нахождения в учебных отпусках и на курсах повышения квалификации.
Доводы жалобы ответчика о несогласии с зачетом в специальный стаж периода нахождения истца на курсах повышения квалификации отклоняются как основанные на неверном толковании закона.
В силу ст. 173 Трудового кодекса Российской Федерации работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной форме обучения, успешно обучающихся в этих учреждениях, работодатель представляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.
В соответствии с абз.2 п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Периоды учебных отпусков являются дополнительными оплачиваемыми отпусками, а потому на основании абз.2 п.5 указанных выше Правил, период учебных отпусков подлежит зачету в специальный стаж.
В указанное время, а именно с 05.07.1999 г. по 17.07.1999 г, - курсы повышения квалификации (без отрыва от производства) - с 12.09.2005 г. по 17.09.2005 г, с 09.01.2006 г. по 21.01.2006 г, с 10.04.2006 г. по 29.04.2006 г, с 04.12.2006 г. по 23.12.2006 г, с 16.04.2007 г. по 05.05.2007 г, с 01.06.2007 г. по 20.06.2007 г, с 03.09.2007 г. по 08.09.2007 г, с 10.12.2007 г. по 22.12.2007 г, с 17.03.2008 г. по 05.04.2008 г. с 20.05.2013 г. по 24.05.2013 г, с 03.06.2013 г. по 07.06.2013 г. - нахождение в учебных отпусках (всего 4 месяца 26 дней). В спорные периоды ей по месту работы предоставлялись дополнительные отпуска с сохранением средней заработной платы.
Таким образом, в период нахождения в указанных отпусках трудовые отношения истины не прерывались, за ней сохранялось рабочее место и средняя заработная плата, производились социальные и пенсионный отчисления, в связи с чем, спорные периоды подлежат включению в специальный стаж педагогической деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В силу пункта 4 исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516 (на который ссылается в жалобе ответчик), в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Исходя из приведенных норм, периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, за которую работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем, они подлежат включению в специальный стаж для назначения пенсии по старости.
Таким образом, период нахождения на курсах повышения квалификации приравнивается к работе, во время исполнения которой работник направлялся на указанные курсы, следовательно исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.
Следовательно, периоды учебных отпусков, командировок и нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, за которую работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем, они подлежат включению в специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости.
В силу ч. 1 ст.22 ФЗ N 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Поскольку на момент обращения Панфиловой Л.Ю. в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии у нее имелся в наличии необходимый льготный стаж, вывод суда первой инстанции о назначении ей пенсии с 30.10.2017 года, является законным и соответствующим нормам материального права.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к выводу, что при разрешении возникшего спора суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановилрешение, основанное на оценке собранных по делу доказательств и отвечающее требованиям вышеуказанных норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы ответчика не содержат правовых оснований к отмене или изменению решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сакского районного суда Республики Крым от 10 мая 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Саки и Сакском районе Республики Крым - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.