Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Малоедовой Н.В.
судей Хорошевой О.Н, Щербаковой Е.А.
при секретаре Некрасовой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 10 августа 2018 года в городе Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе Гущариной Дианы Радиковны на решение Кунашакского районного суда Челябинской области от 15 мая 2018 года по иску Гущариной Дианы Радиковны к администрации Кунашакского муниципального района Челябинской области о признании незаконным отказа в постановке на учет граждан нуждающихся в жилом помещении, возложении обязанности поставить на учет граждан нуждающихся в жилом помещении.
Заслушав доклад судьи Малоедовой Н.В. об обстоятельствах дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гущарина Д.Р. обратилась в суд с иском к администрации Кунашакского муниципального района о признании незаконным постановления администрации Кунашакского муниципального района Челябинской области от 20 октября 2017 г. N 2099 об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности поставить на учет нуждающейся в жилом помещении.
В обоснование заявленных требований указала, что 22 сентября 2017 г. обратилась в администрацию Кунашакского муниципального района с заявлением о постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в рамках участия в подпрограмме "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий", поскольку она с 17 марта 2017 года состоит в браке с Гущариным А.В, имеют совместного ребенка - ***собственного жилья не имеют, зарегистрированы в доме дедушки и бабушки (со стороны отца) ***. К заявлению были приложены все необходимые документы. Однако, постановлением Главы Кунашакского района от 20 октября 2017 г. в постановке на учет нуждающихся в жилье на основании п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ было отказано. Истец считает данный отказ незаконным и необоснованным.
Истец Гущарина Д.Р. и её представитель Закирова З.К. в судебном заседании требования поддержали, пояснили, что Гущарина Д.Р, а также члены её семьи не имеют своего жилья, вынуждены постоянно снимать квартиры в ***, периодически проживают в ***. Они имели намерения участвовать в программе "Молодая семья", чтобы приобрести
себе жилье. Гущарин А.В. не совершал никаких намеренных действий по ухудшению своих жилищных условий, его снятие с регистрационного учета из квартиры, которая ему не принадлежит было связано с тем, что у них создавалась своя семья, поэтому он зарегистрировался с супругой Гущариной Д.Р. в ***. Также он не являлся членом семьи собственников квартиры в ***. Отказ администрации не мотивирован, тогда как требования ст.54 Жилищного кодекса РФ обязывают указывать основания для отказа в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях. Также полагают, что семья Гущариных является малоимущей, т.к. истец не работает, находится в отпуске по уходу за ребенком, Гущарин А.В. официально не трудоустроен, однако в жилищной комиссии не предлагали представить пакет документов для признания малоимущими.
Представители ответчика администрации Кунашакского района -Нажмутдинова С.Я. и Фаизова Е.Ш. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласились, пояснили, что истцу было отказано в постановке на учет нуждающихся в связи с тем, что Гущариным А.В. были совершены намеренные действия по ухудшению своих жилищных условий, а именно в 2017 году Гущарин А.В. снялся с регистрационного учета из квартиры в ***, имеющей площадь более 80 кв.м, принадлежащей его родителям, т.е. до этого он не расценивался как нуждающийся в жилье, а в результате снятия с регистрационного учета появились основания нуждаемости.
Третье лицо Гущарин А.В. при надлежащем извещении участия в судебном заседании не принимал.
Суд постановилрешение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе Гущарина Д.Р. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования. Указывает на то, что её супруг Гущарин А.В. членом семьи собственников жилья, находящегося в ***, не является, имел по данному адресу только регистрацию, фактически не проживал. Ссылается, что их молодая семья жилья в собственности либо в пользовании по договору социального найма не имеет, они не относятся к членам семьи собственников жилых помещений, в которых имеют регистрацию.
Гущарина Д.Р, Гущарин А.В, представитель администрации Кунашакского муниципального района Челябинской области о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции извещены, не явились, причины неявки не сообщили. Судебная коллегия на основании ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,
судебная коллегия находит решение суда, подлежащим отмене ввиду ввиду несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела (ч.1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2012 г. N 2227-р утверждена государственная программа "Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
В целях реализации выше названной программы Постановлением Правительства Челябинской области от 22 октября 2013 г. N 349-П утверждена государственная программа Челябинской области "Обеспечение доступным комфортным жильем граждан Российской Федерации" в Челябинской области на 2014-2020 годы.
Указанная программа, включает в себя подпрограмму "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий".
Приложением N 8 к указанной подпрограмме утвержден Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
Как следует из содержания данного нормативного акта, целью подпрограммы является государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Согласно п. 21 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья: участниками подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: 1) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия ответственным исполнителем подпрограммы решения о включении молодой семьи - участника подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; 2) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 22 настоящей подпрограммы; 3) наличие у молодой семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
При этом, в целях настоящей подпрограммы под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (п.22 подпрограммы).
Согласно п. 24 Правил, для участия в подпрограмме "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий", наряду с заявлением о включении в состав участников подпрограммы, заинтересованные лица подают в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий. Отсутствие оснований нуждаемости является по смыслу п.28 Правил основанием для отказа молодой семье в признании ее участником подпрограммы.
Из положений п. 1, п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 22 сентября 2017 г. Гущарина Д.Р. обратилась в администрацию Кунашакского муниципального района с заявлением о постановке её с семьёй в составе 3-х человек: Гущарина Д.Р, Гущарин А.В, ***на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с участием в программе "Молодая семья".
Постановлением Главы администрации Кунашакского муниципального района от 20 октября 2017 г. N 2099 Гущариной Д.Р. отказано в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с составом семьи 3 человека на основании п.2 ч.1 ст.54 Жилищного кодекса РФ (в связи с представлением документов, которые не подтверждают право
соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях).
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что действия супруга Гущариной Д.Р. - Гущарина А.В. по снятию с регистрационного учета по адресу: ***, правомерно расценены органом местного самоуправления как умышленные действия по ухудшению жилищных условий и пришел к выводу об обоснованности отказа администрации в постановке семьи истца на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Судебная коллегия с таким выводом согласиться не может ввиду следующего.
Судом установлено, что Гущарина Д.Р. и Гущарин А.В. имеют совместного ребенка ***, в отношении которой Гущариным А.В. установлено отцовство (л.д.125). 17 марта 2017 г. между Гущариным А.В. и Гущариной Д.Р. зарегистрирован брак.
В период с 24 декабря 2013 г. по 03 мая 2017 г. Гущарина Д.Р. была зарегистрирована по месту жительства в*** с 03 мая 2017 г. зарегистрирована по адресу: ***, в доме принадлежащем на праве собственности дедушке Гущариной Д.Р. - ***
В период с 2002 г. по 05 июля 2017 г. Гущарин А.В. был зарегистрирован по месту жительства по адресу: ***. Указанная квартира имеет площадь 88,1 кв.м, до снятия с регистрационного учета Гущарина А.В. в ней проживали: ***а также сам Гущарин А.В. - до 5 июля 2017 года (л.д.71). Собственниками квартиры являются отец Гущарина А.В. - *** и сестра ***
С 05 июля 2017 г. Гущарин А.В. зарегистрирован по адресу: ***совместно с супругой Гущариной Д.Р. и дочерью ***
Согласно акту проверки жилищных условий заявителя от 12 октября 2017 г. семья истца в доме *** фактически не проживает (л.д.50).
Из заявления Гущариной Д.Р. (л.д.7), представленных договоров найма жилого помещения в ***и пояснений истца также усматривается, что Гущарина Д.Р. постоянного места жительства не имеет, проживает в съемных
квартирах в ***на условиях коммерческого найма.
Гущарин А.В, Гущарина Д.Р. и их ребенок *** жилых помещений в собственности либо по договору социального найма не имеют.
Судебная коллегия не согласна с выводом суда о том, что снятие Гущарина А.В. с регистрационного учета из жилого помещения, расположенного по адресу: ***, площадью 88,1 кв.м, принадлежащего на праве собственности его отцу и сестре в жилой дом по месту жительства супруги Гущариной Д.Р, свидетельствует о намеренном ухудшении заявителями своих жилищных условий.
По смыслу ст. 53 ЖК РФ ограничения в постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях являются допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий.
Действующее законодательство ухудшение жилищных условий связывает не с любыми действиями, приведшими к уменьшению площади жилого помещения, а только с такими - в результате которых возникла нуждаемость.
Применение ст. 53 Жилищного кодекса РФ должно осуществляться во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 Гражданского кодекса РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается.
В соответствии со ст. 31 Семейного кодекса РФ, супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей. Каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, профессии, места жительства и пребывания.
Кроме того, создание семьи предполагает совместное проживание, наличие общего бюджета, общие расходы, ведение общего хозяйства, воспитание детей, отношения по совместному использованию жилья.
Ограничения в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях возможны лишь при доказанности факта совершения гражданином, желающим состоять на таком учете, умышленных действий, направленных исключительно на приобретение права состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Подпунктом "б" пункта И Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма).
При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.
Судебная коллегия отмечает, что сам по себе факт регистрации Гущариной Д.Р. в жилом доме её дедушки не свидетельствует, что Гущарина Д.Р. приобрела статус члена семьи собственника жилого дома. Такая регистрация была обусловлена тем, что какого-либо собственного жилья Гущарина Д.Р. не имеет. Кроме того, как установлено судом по указанному выше адресу семья Гущариных имеет лишь регистрацию, а проживает в съемных квартирах в ***.
В связи с чем, оснований полагать, что Гущарина Д.Р. с дочерью *** были вселены в жилой дом по адресу: ***, в качестве членов семьи, не имеется, доказательств обратного не представлено.
Статья 51 Жилищного кодекса РФ не предусматривает для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях условие регистрации членов
семьи по одному адресу. Наличие у супругов регистрации места жительства по разным адресам не препятствует признанию такой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, так как согласно пункту 2 статьи 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
До регистрации в жилом доме по адресу: ***, Гущарин А.В. имел обеспеченность общей площадью жилого помещения в размере 17,62 кв.м. (88,1кв.м/5 = 17,62 кв. м) (л.д. 99,100). Его супруга Гущарина Д.Р. и несовершеннолетняя *** жильем обеспечены не были, поскольку в жилой дом в качестве членов семьи собственника не вселялись.
Согласно решению Собрания депутатов Кунашакского мниципального района от 21 июня 2006 г. N 55 учетная норма постановки на учет на территории Кунашакского района составляет не менее 9 кв.м. общей площади жилого помещения.
Решением Собрания депутатов Пластовского муниципального района от 27.12.2007 г. N 322 (с учетом изменений) на территории Пластовского муниципального района установлена учетная норма в размере 10 кв.м. общей площади жилого помещения.
При указанных обстоятельствах, для расчета уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения молодой семьи должна была учитываться площадь жилого помещения Гущарина А.В. с учетом членов его семьи Гущариной Д.Р. и ***, соответственно на каждого члена семьи Гущариной Д.Р. приходилось 5,87 кв.м. общей площади (17,62 кв.м/3), что менее установленной учетной нормы площади жилого помещения как в Кунашакском, так и в Пластовском муниципальных районах.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что данных свидетельствующих об умышленном совершении каких-либо действий с целью создания ухудшения жилищных условий, по делу не установлено. Действия Гущарина А.В. по регистрации в жилой дом по адресу: *** следует признать разумными, добросовестными, а выводы суда первой инстанции о намеренном ухудшении Гущариным А.В. своих жилищных условий с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях - неправомерными.
При таких обстоятельствах постановление администрации Кунашакского муниципального района Челябинской области от 20 октября 2017 г. N 2099
об отказе Гущариной Д.Р. в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий нельзя признать законным. Молодая семья Гущариных подлежит постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты обращения с соответствующим заявлением.
При таких обстоятельствах, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене по основанию ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ ввиду несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, с принятием по делу нового решения об удовлетворении исковых требований Гущариной
д.р.
Руководствуясь ст. ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кунашакского районного суда Челябинской области от 15 мая 2018 года отменить. Принять по делу новое решение.
Исковые требования Гущариной Дианы Радиковны к администрации Кунашакского муниципального района Челябинской области -удовлетворить.
Признать незаконным постановление администрации Кунашакского муниципального района Челябинской области от 20 октября 2017 г. N 2099 об отказе в постановке Гущариной Дианы Радиковны с составом семьи 3 человека на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Возложить обязанность на администрацию Кунашакского муниципального района Челябинской области принять семью Гущариной Дианы Радиковны на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий" государственной программы Челябинской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан Российской Федерации" в Челябинской области на 2014-2020 годы, с даты обращения - 22 сентября 2017 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.