Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего судьи Климовой С.В.
и судей Дегтеревой О.В, Мызниковой Н.В.
при секретаре Утешеве С.В.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Дегтеревой О.В. дело по апелляционной жалобе Костромина Михаила Яковлевича на решение Басманного районного суда г. Москвы от 06 февраля 2018 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Костромина Михаила Яковлевича к Департаменту труда и социальной защиты населения города Москвы об обязании исполнять реабилитационные мероприятия и услуги по реабилитации, предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, бессрочно отказать.
УСТАНОВИЛА:
Костромин М.Я. обратился в суд с иском к Департаменту труда и социальной защиты населения города Москвы об обязании исполнять реабилитационные мероприятия и услуги по реабилитации, предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, бессрочно, ссылаясь в обоснование заявленных требований на то, что является проживает в г. Москве с дата по настоящее время, является инвалидом... и нуждается в мерах социальной поддержки по программе ИПРА от дата, в предоставлении которых ему необоснованно отказано ответчиком со ссылкой на отсутствие постоянного места жительства в г. Москве.
В заседании суда первой инстанции представитель истца Процких В.Я. исковые требования поддержала; представитель ответчика и третьи лица в судебном заседании исковые требования не признали.
Судом постановлено указанное выше решение, которое по доводам апелляционной жалобы просит отменить истец Костромин М.Я.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя истца Процких В.Я, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя ответчика Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы Купряшкиной С.В, представителя третьего лица ГБУ ТЦСО адрес Москвы, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отмене решения суда, поскольку при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанций были допущены такого рода существенные нарушения норм права, и они выразились в следующем.
Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от дата N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от дата N 181-ФЗ), определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности ( часть 1 статьи 9 Федерального закона от дата N 181-ФЗ).
Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 статьи 9 Федерального закона от дата N 181-ФЗ, - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее, в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации.
Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета ( часть 1 статьи 10 Федерального закона от дата N 181-ФЗ).
Согласно части 14 статьи 11.1 Федерального закона от дата N 181-ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
В силу ч.1 ст. 1 Закона г. Москвы от дата N 55 "О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в городе Москве" действие настоящего Закона распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в городе Москве, указанных в части 1 статьи 4 настоящего Закона.
Согласно ч.1 ст. 4 Закона г. Москвы от дата N 55 "О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в городе Москве" настоящим Законом устанавливаются меры социальной поддержки следующим инвалидам I, II, III групп (независимо от причины инвалидности).
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от дата N 566-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте труда и социальной защиты населения города Москвы". Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы является отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере труда и социальной защиты населения, в том числе граждан пожилого возраста и инвалидов, иных граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, семей с детьми; организации предоставления жителям города Москвы социальных услуг, психологической помощи; профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; реализации мероприятий по преодолению сиротства и устройству детей, лишенных родительского попечения, в семью; организации и обеспечению отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; содействию занятости населения, трудовой миграции; охране труда и защите от безработицы; предоставлению в указанной сфере государственных услуг; координации деятельности органов исполнительной власти города Москвы при реализации государственной политики в сфере демографии.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Костромин М.Я, паспортные данные, является инвалидом.., зарегистрирован по месту жительства по адресу: адрес, а также имеет временную регистрацию по месту пребывания на срок до дата по адресу: адрес, указанное жилое помещение находится в собственности у сестры Процких В.Я.
Также из материалов следует, что истец проживает в г.Москве с дата по месту пребывания в г.Москве, где наблюдается в Поликлинике N76 г.Москвы и выдавалось направление на МСЭ, а также разрабатывалась программа реабилитации инвалида.
С дата ГУ-ГУ ПФР N5 по г.Москве и Московской области истцу выплачивается пенсия по инвалидности и выдано пенсионное удостоверение.
дата Костромину М.Я. была разработана индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида (далее - ИПРА) N35.43.77/2017 ФКУ "ГБ МСЭ по городу Москве" Минтруда России - Бюро N43 с указанием в качестве исполнителя ДТСЗН г.Москвы.
Согласно уведомлению филиала ФКУ "ГБ МСЭ по городу Москве" Минтруда России - Бюро N 43, в ИПРА от дата выданную Костромину М.Я, внесены изменения в части исполнителя предоставления инвалиду технических средств реабилитации, входящих в Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденный распоряжением Правительства РФ от дата N2347-р, в качестве исполнителя указан ДТСЗН адрес, а на иные технические средства реабилитации, указанные в ИПРА, не входящие в федеральный перечень, исполнитель указан за счет собственных или иных средств.
дата ответчиком ДТСЗН города Москвы отказано в предоставлении Костромину М.Я. комплекса реабилитационных мероприятий, поскольку он зарегистрирован по месту жительства в адрес.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Костромину В.Я, суд первой инстанции исходил из того, что факт его постоянного проживания в г. Москве применительно к праву на получение инвалидом технических средств реабилитации и услуг, входящих в программу ИПРА от дата отсутствует, поскольку необходимым условием для получения указанных мер социальной поддержки по смыслу Закона г. Москвы от дата N55 "О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в городе Москве" является проживание в г. Москве при наличии регистрации по месту жительства.
Однако, с вышеприведенными выводами суда в полном объеме согласиться нельзя, поскольку настаивая на удовлетворении заявленных требований истец указывает на фактическое проживание на территории г. Москвы с дата, и регистрации по месту пребывания в г. Москве до дата по адресу: адрес, указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности сестре истца - Процких В.Я. (л.д.11).
Из материалов дела также усматривается, что Костромин М.Я. наблюдается в Городской поликлинике N76 г. Москвы с дата, в учреждениях медико-социальной экспертизы г. Москвы истцу устанавливалась инвалидность (л.д.19), и по программе ИПРА ответчиком до дата предоставлялись комплексные меры реабилитации, что подтверждают представленные ответчиком документы в суде апелляционной инстанции (л.д.131-155).
Согласно ответа ГУ - Курское РО ФСС РФ N16-13/4607-109л от дата, на заявление истца об исполнении программы ИПРА, получен отказ со ссылкой на то, что технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства, что свидетельствует о том, что истец не использует право на получение перечня реабилитационных мероприятий по месту своей регистрации, и отказ в предоставлении таких мер ответчиком по месту его фактического проживания нарушает права инвалида.
Кроме того, необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 20 ГК РФ и ст. 2 Закона Российской Федерации от дата N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 06.10. дата N 619-О-П, на основании ранее высказанных в его постановлениях позиций, регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства, при отсутствии регистрации место жительства гражданина может устанавливаться судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов.
На основании указанных положений Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации", регистрация не входит в понятие "место жительства", а является лишь одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или по месту жительства, тем самым, отсутствие регистрации по месту жительства не исключает возможность установления судом места жительства гражданина на основе других доказательств, не обязательно исходящих от органа регистрационного учета.
При таких обстоятельствах, поскольку истцом представлены доказательства фактического проживания на территории г. Москвы с дата, получения по месту жительства в г. Москве медицинской помощи, что в совокупности указывает на постоянный характер места жительства в г. Москве, оспариваемое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Костромину М.Я. об исполнении ИПРА инвалида от дата ответчиком нельзя признать законным и обоснованным, решение подлежит отмене, а требования истца подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Басманного районного суда г. Москвы от 06 февраля 2018 года отменить, принять новое решение.
Обязать Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы исполнять индивидуальную программу реабилитации или абилитации инвалида Костромина Михаила Яковлевича, выданную Бюро N43 - филиал ФКУ "ФБ МСЭ по г.Москве" Минтруда России от дата
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.