Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Ульяновой О.В.,
судей Зельхарняевой А.И, Митрофановой Г.Н,
при секретаре Патове А.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Зельхарняевой А.И. гражданское дело по апелляционной жалобе истца Боброва И.А. на решение Хамовнического районного суда г. Москвы от 30 марта 2018 года, которым постановлено:
" В удовлетворении исковых требований Боброва Игоря Александровича к ПАО "Сбербанк России" о защите прав потребителя, взыскании денежных средств - отказать ",
установила:
Бобров И.А. обратился в суд с иском к ПАО "Сбербанк России" о взыскании денежных средств.
Иск мотивирован тем, что м ежду истцом Бобровым И.А. и ПАО "Сбербанк России" были заключены два договора банковского вклада. Кроме того, истцу была выдана банковская карта Maestro Momentum. В период с 11 февраля по 13 февраля 2016 г. со счетов вкладов были похищены денежные средства в общей сумме 991 000 руб. 00 коп. Списание банком денежных средств со счетов без получения подписанного истцом распоряжения на перевод денежных средств является незаконным. При этом суточный кумулятивный лимит списания денежных средств через удаленные каналы обслуживания по карте Maestro Momentum на момент незаконного списания составлял 101 000 руб. 00 коп. в сутки. Банк умышленно или халатно не заблокировал оспариваемые переводы денежных средств. Денежные средства со счетов вкладов были переведены на счет банковской карты, а затем на неизвестные истцу счета. Договоры банковского вклада не предусматривали иных способов распоряжения денежными средствами на счетах, нежели путем подписанного истцом заявления, поручения или распоряжения, а также при предъявлении сберкнижки. Истец соответствующих распоряжений на переводы денежных средств не давал. Истец при открытии вкладов не соглашался с тем, что некий смс-пароль будет являться аналогом собственноручной подписи. Банк не ознакомил истца с информацией о том, что его услуги не являются безопасными. В добровольном порядке банк денежные средства не возвратил. По признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159 УК РФ, в отношении неустановленных лиц было возбуждено уголовное дело.
В этой связи истец просил суд взыскать с ответчика в счет возмещения ущерба денежные средства в размере 991 000 руб. 90 коп, компенсацию морального вреда в размере 200 000 руб. 00 коп, штраф за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя, проценты, рассчитанные в порядке ст. 395 ГК РФ, в размере 176 301 руб. 67 коп.
В судебном заседании представитель истца Бобров А.И. заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика Лукбанова Н.А. в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях относительно иска.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит истец Бобров И.А. по доводам апелляционной жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав представителя истца Боброва А.И, поддержавшего апелляционную жалобу, представителя ответчика Лукбанову Н.А, возражавшую против апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела и установлено в судебном заседании, м ежду Бобровым И. А. и ПАО "Сбербанк России" был заключен договор банковского обслуживания N 381800067183 от 27 августа 2009 г.
В рамках указанного договора истцу была выдана международная дебетовая карта Maestro Momentum, счет N 40817810438184504685.
Также в рамках указанного договора сторонами 12 апреля 2014 г. был заключен договор банковского вклада "Управляй", счет N 42306810638184510522.
Кроме того, 03 октября 2001 г. между сторонами был заключен договор банковского вклада, счет N 42306810738101512319.
Договор банковского обслуживания заключен сторонами на Условиях банковского обслуживания физических лиц ПАО "Сбербанк России".
Пунктом 1.5 указанных Условий установлено, что клиентам предоставляется возможность проведения банковских операций через систему "Сбербанк Онлайн", "Мобильный банк", Устройства самообслуживания, Контактный центр.
Телефон истца +79161781335 был подключен к услуге "Мобильный банк".
11 февраля 2016 г. истец совершил удаленную регистрацию в системе "Сбербанк Онлайн", используя для этого реквизиты банковской карты и смс-пароль, направленный на телефон истца (+79161781335), подключенный к услуге "Мобильный банк", а также зарегистрировался в мобильном приложении "Сбербанк Онлайн для Андроид".
В период с 11 февраля по 12 февраля 2016 г. были осуществлены операции перевода денежных средств со счетов вкладов истца на счет банковской карты, а затем операции перевода денежных средств со счета банковской карты истца на счет другого клиента ПАО "Сбербанк России". Всего со счета банковской карты истца были списаны денежные средств в сумме 990 000 руб. 00 коп.
30 июля 2016г. по факту хищения указанных денежных средств неустановленными лицами СО ОМВД России по району Хамовники г.Москвы в отношении неустановленного лица по признакам преступления, предусмотренного ч.3 ст.159 УК РФ, возбуждено уголовное дело, по которому истец был признан потерпевшим.
Согласно п. 2.10 Положения об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием, утвержденного Банком России 24.12.2004 г. N 266-П клиенты могут осуществлять операции с использованием платежной карты посредством кодов, паролей в рамках процедур их ввода, применяемых в качестве АСП (аналогов собственноручной подписи) и установленных кредитными организациями в договорах с клиентами.
Согласно пункту 2.21 Условий банковского обслуживания физических лиц ПАО "Сбербанк России", средства доступа - набор средств, выдаваемых/определяемых Банком для идентификации и аутентификации Клиента через удаление каналы обслуживания. К средствам доступа к услуге "Мобильный банк" относится номер мобильного телефона, к системе "Сбербанк ОнЛ@йн" - Идентификатор пользователя и/или логин, постоянный пароль, одноразовые пароли.
В соответствии с п.2.20 Приложения N 4 Условий, Банк не несет ответственности по претензиям лиц - владельцев номеров мобильных телефонов, указанных Клиентом при подключении "Мобильного банк"; за ущерб и факт разглашения банковской тайны, возникшие вследствие допуска клиентом третьих лиц к использованию мобильного телефона, номер которого используется для предоставления услуги "Мобильный банк"; за последствия исполнения распоряжения, переданного в банк с использованием номера мобильного телефона клиента, в том числе использования мобильного телефона клиента неуполномоченным лицом.
Клиент обязан исключить возможность использования третьими лицами мобильного телефона, номер которого используется для предоставления "Мобильного банка" (п.2.18 Приложения N 4 Условий).
Пункт 3.9 Приложения N 4 Условий, клиент соглашается с тем, что постоянный и одноразовый пароли являются аналогом собственноручной подписи.
В соответствии с пунктом 4.15, пунктом 4.16 Условий, идентификация Клиента (установление личности Клиента при его обращении в Банк для совершения операций) и аутентификация Клиента (удостоверение правомочности обращения Клиента в Банк для совершения операций) осуществляется Банком при проведении операций через систему "Сбербанк ОнЛ@йн" на основании введенного Идентификатора Пользователя или логина.
Пунктом 4.17 Условий, Клиент соглашается с тем, что применяемые при совершении операций в рамках Договор банковского обслуживания методы идентификации и аутентификации являются достаточными и надлежащим образом подтверждают права Банка на проведение операций и предоставление информации по счетам, вкладам, ОМС Клиента.
Предоставление услуг "Мобильного банка", в том числе регистрация в Мобильном приложении осуществляется на основании полученного Клиентом СМС-сообщения, направленного Банком с использованием средства мобильной связи на номер телефона, указанного Клиентом при подключении услуги "Мобильный банк" (Приложения N4 Условий, пункт 2.11. Порядок предоставления ОАО "Сбербанк России" услуг через удаленные каналы обслуживания).
Пункт 2.12 Приложения N 4 Условий, Клиент подтверждает, что полученное сообщение рассматривается Банком как распоряжение (поручение) на проведение операций по счетам/вкладам Клиента и на предоставление других услуг Банка, полученное непосредственно от Клиента.
Согласно п. 1.2 Приложения N 4 Условий, Клиенту предоставляется возможность проведения банковских операций по счетам и вкладам через систему "Сбербанк ОнЛ@йн", систему "Мобильный банк".
Согласно п. 4.2 Приложения N 4 Условий через систему Сбербанк Онлайн по вкладам может осуществляться в том числе операция по переводу (перечисление) денежных, средств со вклада/счета на вклад/счет, со вклада/счета на Счет Карты Клиента.
Разрешая спор, суд первой инстанции, дав оценку собранным по делу доказательствам в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь положениями ст.ст. 845, 847 ГК РФ, пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований.
При этом суд верно исходил из того, что рассматриваемые операции были совершены через мобильное приложение "Сбербанк Онлайн для Андроид" с использованием реквизитов банковской карты, а также паролей, направленных на телефон истца (+79161781335), подключенный к услуге "Мобильный банк". Коды, смс-пароли являются аналогом собственноручной подписи истца, что предусмотрено Условиями банковского обслуживания физических лиц ПАО "Сбербанк России", Условиями использования банковских карт ПАО "Сбербанк России", являющимися неотъемлемой частью договора банковского обслуживания.
Таким образом, доводы истца о том, что договоры сторон не предусматривали возможность применения аналогов собственноручной подписи, являются несостоятельными.
С учетом того, что операции были совершены одновременно и с использованием реквизитов карты, и с использованием одноразовых паролей, поступающих на телефон истца, довод истца о совершении операций без его согласия последним не доказан.
Из постановлений о возбуждении уголовного дела и о признании потерпевшим усматривается, что рассматриваемые операции были совершены истцом под влиянием обмана со стороны лиц, представившихся в телефонном разговоре сотрудниками ПАО "Сбербанк России".
Предупреждение о том, что одноразовые пароли не подлежат передаче третьим лицам, включая сотрудников ПАО "Сбербанк России", содержится и в Условиях банковского обслуживания физических лиц ПАО "Сбербанк России", и в Условиях использования банковских карт ПАО "Сбербанк России", и в Памятке держателя карт ПАО Сбербанк, и в Памятке по безопасности при использовании карт, и в самих СМС-сообщениях, содержащих одноразовые пароли.
Доводы истца о нарушении лимитов на операции в мобильном приложении системы "Сбербанк Онлайн" суд верно признал несостоятельными, так как суточный лимит в размере 500 000 руб. 00 коп. превышен не был.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что виновные действия со стороны ответчика в рассматриваемом случае отсутствуют.
Судебная коллегия считает, что решение судом постановлено с соблюдением норм материального и процессуального права, юридически значимые обстоятельства судом установлены правильно, представленные сторонами доказательства надлежащим образом оценены судом.
Доводы апелляционной жалобы направлены на иное толкование норм материального, на иную оценку представленных доказательств и выводов суда, но не опровергают их, поэтому не служат основанием для отмены обжалуемого решения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Хамовнического районного суда г. Москвы от 30 марта 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.