Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе:
председательствующего судьи Владимировой Н.Ю,
судей Рачиной К.А, Нестеровой Е.Б,
при секретаре Завалишиной Н.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Владимировой Н.Ю. гражданское дело по апелляционной жалобе Юнина В.Б. на решение Преображенского районного суда города Москвы от 06 марта 2018 года, которым постановлено:
Иск удовлетворить частично.
Обязать ГУ -ГУ ПФР N7 по г.Москве и Московской области включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии периоды работы Юнина В.Б. в должности диспетчера службы движения в Чимкентском объединенном авиационном отряде Гражданской авиации с 11.12.1989 г. по 13.03.1992 г,, в остальной части иска отказать.
установила:
Юнин В.Б. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 7 по городу Москве и Московской области об обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости по основаниям п.1 ч.1 ст.30 Закона "О страховых пенсиях". В обоснование требований указал на то, что не согласен с решением об отказе в назначении ему досрочной страховой пенсии, полагает, что ответчик неправомерно не включил в его трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии, периоды работы, что повлекло за собой нарушение его пенсионных прав.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого, в той части, в которой в удовлетворении требований отказано, по доводам апелляционной жалобы просит истец.
Выслушав истца, представителя ответчика, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" досрочная страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 10 лет на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж не менее 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам.
В соответствии с пп. "а" п. 1 Постановления Правительства от 16.07.2014 N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах применяется Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение", а для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.01.1992 - список N 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах".
В соответствии с подразделом 3 раздела XXI Списка N 1, утв. Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 правом на досрочное пенсионное обеспечение пользуются работники (в т.ч. диспетчеры), осуществляющие непосредственное управление воздушным движением в зонах аэропортов, аэроузлов, в аэродромно-диспетчерских, районных, вспомогательных центрах и секторах, местных диспетчерских пунктах с наибольшей интенсивностью или сложностью движения.
В соответствии с п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утв. Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с п.5 разъяснения Министерства труда РФ от 22 мая 1996 г. N 5 О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет, утв. Постановлением Министерства труда РФ от 22.05.1996г. N 29, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Как следует из материалов дела, 17.11.2016 г. истец, *** г.р, обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в порядке п.1 ч.1 ст.30 ФЗ от 28.12.2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ответчика Юнину В.Б. было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием у него периодов работы, отвечающей требованиям п.1 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Истец претендовал на включение периодов работы с 11.12.1989 г. по 08.08.1994 г. в должности диспетчера службы движения в Чимкентском объединенном авиаотряде ГА, с 01.08.1996 г. по 28.05.2003 г. в должности диспетчера Шымкентского филиала ГП "Казаэронавигация" в подсчет специального стажа, также просил обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости.
Рассматривая заявленные требования, суд пришел к выводу о том, что они подлежат удовлетворению в части обязания ответчика включить в подсчет специального стажа истца период с 11.12.1989г. по 13.03.1992г. Решение суда в данной части сторонами не обжалуется, соответственно, в силу ст.327.1 ГПК РФ, судебной коллегией не может быть проверено.
При рассмотрении вопроса о назначении Юнину В.Б. пенсии на основании Федерального закона "О страховых пенсиях " суд правомерно учел, что вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств - участников СНГ урегулированы Соглашением от 13.03.1992 о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (участниками которого являются Россия и Казахстан), положения которого предусматривают, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают (ст. 1), для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения (ст. 6), а необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 года, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации (ст. 11).
Рассматривая заявленные требования о включении в подсчет специального стажа истца периодов после 13.03.1992г. суд учел, что в соответствии со ст. 1 1 Федерального закона "О страховых пенсиях" периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В соответствии с Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 года N 1015, периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Периоды работы на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании свидетельских показаний. Характер работы свидетельскими показаниями не подтверждается (п.5).
К уплате страховых взносов при применении настоящих Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности (далее - обязательные платежи). Уплата следующих обязательных платежей подтверждается:
а) взносы на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 г. - документами финансовых органов или справками архивных учреждений;
б) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 г. и с 1 января 2002 г. - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации;
в) единый социальный налог (взнос) за период с 1 января по 31 декабря 2001 г. - документами территориальных налоговых органов;
г) единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами (п.6).
Согласно п. 5 Распоряжения Правления ПФ РФ от 22.06.2004 N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР" для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29.01.2003 N 203-16). Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
В материалах дела имеются копии: справки Шымкентского филиала ГП "Казаэронавигация" от 11 июля 2011г. (л.д.21), архивной справки ГУ "Южно-казахстанский областной государственный архив" от 20.06.2011г. (л.д.22), справки Шымкентского филиала ГП "Казаэронавигация" от 10.08.2017г, архивной справки ГУ "Южно-казахстанский областной государственный архив" от 12.10.2017г. (л.д.61) о работе истца в спорные периоды, но и указанные справки сведений об уплате соответствующих взносов на обязательное пенсионное страхование либо на социальное страхование не содержат.
При таких данных, оснований для обязания ответчика включить в подсчет специального стажа истца периоды работы, в данном случае, учитывая, что решение обжалуется истцом в той части, в которой в удовлетворении требований истца отказано, после 13.03.1992г, не имелось.
Учитывая, что у истца отсутствует необходимый специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости по основаниям п.1 ч.1 ст.30 Закона "О страховых пенсиях", то соответственно, суд правомерно отказал в удовлетворении требований об обязании ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости.
В заседании судебной коллегии представителем ответчика были представлены копии справок, поступивших по запросу пенсионных органов в связи с обращением истца о назначении досрочной страховой пенсии по старости: Шымкентского городского государственного архива от 14.04.2017г, где указано, что информация о работе Юнина В.Б. в Чимкентском объединенном авиаотряде ГА представлена быть не может, так как документы на хранение в архив не поступали; ГУ "Южно-казахстанский областной государственный архив" от 08.06.2017г, 18.05.2017г, однако, данные документы также не содержат информации об уплате соответствующих взносов на обязательное пенсионное страхование либо на социальное страхование. Кроме того, Республиканским Государственным Учреждением "Департамент комитета труда, социальной защиты и миграции министерства здравоохранения и социального развития Республики Казахстан по Южно-Казахстанской области" в письме в адрес начальника УПФ РФ по г.Москве и Московской области от 18.05.2017г. сообщено, что в связи с отсутствием правового основания проведения встречной проверки льготного стажа работы, для назначения досрочной страховой пенсии по старости Юнину В.Б. рекомендуется взять за основание представленные заявителем документы. В дальнейшем, как указано в документе, при назначении и перерасчете пенсий и пособий рекомендовано руководствоваться ст.11 Соглашения от 13.03.1992 о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (ст.11 - Необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 г, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.). Дополнительно сообщено, что в Республике Казахстан институт досрочных пенсий не существует.
Доводы апелляционной жалобы о том, что, как указывает истец, им в оспариваемый период выполнялась работа, предусмотренная Списком N 1, что подтверждается представленными им документами, в силу вышеизложенного, не могут служить основанием для отмены решения суда в обжалуемой части.
Таким образом, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда в обжалуемой части.
На основании изложенного, руководствуясь ст.327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Преображенского районного суда года Москвы от 06 марта 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.