Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Владимировой Н.Ю. и судей Пильгановой В.М., Мызниковой Н.В., при секретаре Долгой И.И., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Пильгановой В.М. дело по апелляционной жалобе Министерства обороны Российской Федерации на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 16 января 2018 года, которым постановлено:
Исковые требования Саввина А.Л. к Министерству обороны Российской Федерации, Комиссии по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий в лице начальника управления кадров Южного военного округа Министерства обороны Российской Федерации о признании ветераном боевых действий в Республике Таджикистан, обязании выдать удостоверение, удовлетворить.
Признать решение Комиссии Южного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий об отказе в присвоении Саввину А. Л. в присвоении звания "ветеран боевых действий".
Признать Саввина А.Л. ветераном боевых действий в Республике Таджикистан согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Обязать Комиссию Южного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий выдать Саввину А.Л. удостоверение ветерана боевых действий,
УСТАНОВИЛА:
Истец Саввин А.Л. обратился в Пресненский районный суд г. Москвы с иском к ответчикам Министерству обороны Российской Федерации, Комиссии по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий в лице начальника управления кадров Южного военного округа Министерства обороны Российской Федерации о признании ветераном боевых действий
в Республике Таджикистан, обязании выдать удостоверение.
Требования мотивированы тем, что в период прохождения службы по контракту в войсковой части 64176 (г. Москва, К-160) он был направлен в служебную командировку в Республику Таджикистан, где в составе Коллективных миротворческих сил выполнял боевые задачи по урегулированию конфликта на таджикско-афганской границе и общей нормализации обстановки на границах Российской Федерации. 26 сентября 2016 года комиссией Южного военного округа Министерства обороны Российской Федерации по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий ему было отказано в выдаче удостоверения ветерана боевых действий в связи с тем, что представленные им документы не соответствовали требованиям. Полагал отказ незаконным, в связи с чем, обратился в суд с вышеуказанными требованиями.
Суд постановилприведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик Министерство обороны Российской Федерации ставит вопрос об отмене решения суда.
В заседание судебной коллегии истец Саввин А.Л. не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие (л.д. 149, 153, 154).
Ответчик Комиссия по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий в лице начальника управления кадров Южного военного округа Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседания суда апелляционной инстанции не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д. 150), доказательств уважительности причин не явки не представил.
В силу ч.ч. 4, 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного постановления в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика Министерство обороны Российской Федерации по доверенности Лякина С.А, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам дела, имеются.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что истец проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации
в войсковой части 64176.
Приказом Командира войсковой части 64176 от 18 августа 1997 года N *** (л.д.8) был командирован в состав Объединенного командования Коллективными миротворческими силами с 27 августа 1997 года по 27 ноября 1997 года, в г. Душанбе Республики Таджикистан.
Согласно выписки из приказа Командующего Коллективными миротворческими силами от 29 августа 1997 года N *** (л.д.9) истец, прибывший в состав ОК КМС, был зачислен в списки личного состава, на все виды обеспечения, назначен на должность и приступил к исполнению обязанностей. С 06 декабря 1997 года истец был освобожден от занимаемых должностей в ОК КМС, исключен из списка личного состава и всех видов довольствия и откомандирован к прежнему месту службы, что подтверждается выпиской из приказа Командующего Коллективными миротворческими силами от 06 декабря 1997 года N *** (л.д.10).
Данные сведения также подтверждаются архивной справкой Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации (л.д.16).
Согласно послужному списку, истец с 29 августа 1997 года по 06 декабря 1997 года выполнял специальные задачи в зоне чрезвычайного положения и при военных конфликтах в Республике Таджикистан (л.д.12-15).
Заключением Комиссии ЮВО от 26 апреля 2016 года истцу отказано в выдаче удостоверения ветерана боевых действий по причине отсутствия документов, подтверждающих непосредственное участие в боевых действиях.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные истцом требования, исходил из того, что истец в период с 29 августа 1997 года по 06 декабря 1997 года выполнял задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах в Республике Таджикистан.
Однако с данным выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
Статьей 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" определен круг лиц, относящихся к категории ветеранов боевых действий.
В соответствии с пп. 1 п. 1 статьи 3 Федерального закона N 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся: военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учрежденийи органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации закреплен в приложении к Федеральному закону "О ветеранах".
Приложением N 1 к названному Федеральному закону утвержден Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации.
В соответствии с п. 7 Порядка выдачи удостоверения ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 02 ноября 2009 года N 1177 (действовавшего на момент возникновения спорных отношений), в Вооруженных Силах Российской Федерации удостоверения выдаются военнослужащим, в том числе уволенным в запас (отставку), военнообязанным, призванным на военные сборы, работникам Министерства обороны СССР и работникам Министерства обороны Российской Федерации, направленным в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшим участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, указанных в разделе III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, а также принимавшим участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Пунктом 9 названного Порядка определено, что к обращению об оформлении и выдаче удостоверения ветерана боевых действий прикладываются в том числе документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях, в частности, для лиц, принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в государствах, указанных в разделе III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, за исключением территорий, указанных в абзаце втором настоящего пункта, - документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях, выданные органами военного управления Министерства обороны Российской Федерации, направлявшими указанных лиц, в том числе органами военного управления Министерства обороны Российской Федерации, являющимися правопреемниками органов военного управления Министерства обороны СССР.
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что для признания лица ветераном боевых действий необходимо предоставление в компетентный орган, на который возложена обязанность по рассмотрению заявлений граждан о выдаче такого рода удостоверений, документов, предусмотренных Порядком выдачи удостоверения ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 02 ноября 2009 года N 1177, к числу которых относятся документы, подтверждающие факт непосредственного участия обратившегося лица в боевых действиях, наличие которых в материалах настоящего гражданского дела судебной коллегией не установлено. Кроме того, судебная коллегия отмечает, что сам по себе факт нахождения лица на территории государств, городов в период ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации закрепленных в приложении к Федеральному закону "О ветеранах" не говорит о безусловном его участии в боевых действиях.
При таких обстоятельствах, учитывая вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции об удовлетворении требований Саввина А.Л. нельзя признать законным и обсонованным, вследствие чего оно подлежит отмене, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 16 января 2018 года отменить, принять по делу новое решение.
Саввину А.Л. в иске к Министерству обороны Российской Федерации, Комиссии по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий Южного военного округа Министерства обороны Российской Федерации о признании ветераном боевых действий, обязании выдать удостоверение - отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.