Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе председательствующего Пильгуна А.С,
судей Раскатовой Н.Н, Шипиковой А.Г,
при секретаре Солдатовой И.М,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Пильгуна А.С.
гражданское дело по апелляционной жалобе истца фио на решение Пресненского районного суда города Москвы от 26 апреля 2018 года, которым постановлено:
В удовлетворении иска фио к ДЖО Минобороны России о признании решения незаконным - отказать.
УСТАНОВИЛА:
Истец фио обратился в суд с иском к ответчику Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, в котором просил признать незаконным решение N Р-5422/2017 от 21 декабря 2017 года о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, незаконным; обязать Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ восстановить истца фио на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, мотивируя свои требования тем, что принятое ответчиком решение ущемляет жилищные права истца и членов его семьи, тогда как право состоять на учете нуждающихся в получении жилых помещений подтверждено вступившими в законную силу судебными решениями.
Истцы фио в судебное заседание суда первой инстанции не явился, обеспечил явку своего представителя по доверенности фио, которыйй поддержал исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, исковые требования не признал, по основаниям, указанным в письменных возражениях на иск.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просит истец фио по доводам апелляционной жалобы, указывая, что решение суда постановлено с нарушением норм материального и процессуального права.
Истец фио в заседание судебной коллегии не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, направил ходатайство об отложении слушания в связи с невозможности личной явки в судебное заседание по семейным обстоятельствам, а также невозможности явки его представителей.
Представитель ответчика Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ в заседание судебной коллегии не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, о причинах неявки не сообщил.
С учетом положений ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отложения слушания по делу, полагая возможным рассмотреть дело отсутствие истца и представителя ответчика, поскольку каких-либо доказательств уважительности причин в судебное заседание неявки сторонами не представлено.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами и требованиями действующего законодательства.
Из материалов дела следует, что истец фио с 2008 года состоял на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, по линии Министерства обороны РФ.
Решением Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ от 21 декабря 2017 года N р-5422/2017 фио снят с учета нуждающихся в жилых помещениях в связи с обеспеченностью площадью жилых помещений более нормы.
Как установлено судом первой инстанции, с 02 апреля 2015 года супруге истца фио - фио принадлежит на праве собственности жилое помещение, общей площадью 38,1 кв.м, расположенное по адресу: адрес.
Указанное жилое помещение приобретено фио на основании договора участия в долевом строительстве от 26 декабря 2013 года и в соответствии с ч.2 ст.34 СК РФ является совместной собственностью супругов.
Таким образом, уровень обеспеченности семьи истца площадью жилых помещений составляет 12,7 кв.м. (38,1 кв.м./3), что превышает размер учетной нормы, установленной в адрес (8 кв.м на одного человека).
Разрешая спор, руководствуясь положениями ст.ст. 49, 51, 53 ЖК РФ, ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и п.1 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 июня 2011 года N 512, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований фио
При этом суд верно исходил из того, что истец, а также члены его семьи на момент снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях были обеспечены площадью жилого помещения более учетной нормы.
Судебная коллегия с выводом суда первой инстанции соглашается.
Как предусмотрено ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с абз. 3 ч. 1 вышеуказанной статьи военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 14 ст. 15 названного Федерального закона, обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
В силу разъяснений, данных в п.25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться нормами Жилищного кодекса РФ и Семейного кодекса РФ.
В соответствии с ч.1 ст.69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
Право членов семей военнослужащих на получение жилого помещения от федерального органа исполнительной власти производно от права на получение жилья самого военнослужащего.
Порядок предоставления военнослужащим и членам их семей жилых помещений предполагает, прежде всего, наличие обязательного условия - нуждаемости в жилом помещении.
Как следует из материалов дела, ранее принятыми решениями Серпуховского городского суда адрес от 10 сентября 2010 года, а также Мещанского районного суда г.Москвы от 30 мая 2017 года признавалось право истца фио состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях. Вместе с этим, наличие указанных судебных актов само по себе не исключает возможности в дальнейшем выявления обстоятельств, свидетельствующих об утрате истцом оснований, дающих ему право на получение жилого помещения.
Так, ответчиком, в ходе проверки документов для подтверждения права истца состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, выявлено, что жилищные условия семьи истца изменились, с 02 апреля 2015 года супруге истца фио, с которой фио состоит в браке с 04 ноября 1992 года, принадлежит на праве собственности жилое помещение, общей площадью 38,1 кв.м, расположенное по адресу: адрес, которое приобретено фио на основании договора участия в долевом строительстве от 26 декабря 2013 года и в соответствии с ч.2 ст.34 СК РФ является совместной собственностью супругов.
Пунктом 2 части 1 статьи 56 ЖК РФ установлено, что граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
В силу ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются :
- не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Принимая оспариваемое решение от 21 декабря 2017 года о снятии истца с учета нуждающихся в жилых помещениях, Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ исходил из того, что учетная норма, установленная в адрес составляет 8 кв.м.
При этом из материалов дела следует, что истец на дату подачи заявления о постановке на жилищный учет проживал в адрес. Учетная норма, как на дату принятия истца на жилищный учет, так и в настоящее время составляет в указанном субъекте составляет 10 кв.м.
В настоящее время уровень обеспеченности семьи истца из трех человек общей площадью жилого помещения на одного человека составляет 12,7 кв.м, что превышает размер установленной учетной нормы, в связи с чем ответчик Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ в соответствии с ч. 2 ст. 56 ЖК РФ обоснованно снял истца с жилищного учета как утратившего основания, дающие право на обеспечение жильем.
Истец фио ранее о наличии у членов его семьи (супруги) права собственности на приобретенное в 2015 году жилое помещение в жилищные органы в установленном порядке не сообщал, что в свою очередь и повлекло незаконное оставление его в списках военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях после увольнения с военной службы.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что решением Пресненского районного суда г.Москвы от 02 ноября 2017 года признан незаконным отказ Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ от 06 июля 2017 года в обеспечении истца жилым помещением, в котором ответчик также ссылался на наличие у супруги истца вышеупомянутого жилого помещения в адрес, не свидетельствуют о незаконности оспариваемого в рамках настоящего дела решения Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ от 21 декабря 2017 года о снятии истца с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Так, на дату отказа ответчика от 06 июля 2017 года в обеспечении истца жилым помещением фио состоял на учете нуждающихся в жилых помещениях и с указанного учета снят в установленном порядке не был, в связи с чем решением Пресненского районного суда г.Москвы от 02 ноября 2017 года отказ Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ от 06 июля 2017 года в предоставлении жилого помещения был признан незаконным и на Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ была возложена обязанность повторно рассмотреть обращение истца по его жилищному вопросу. При этом возложение данной обязанности само по себе не устанавливает безусловного права истца состоять на жилищном учете и быть обеспеченным жилым помещением, а лишь устанавливает обязанность уполномоченного органа пересмотреть его заявление.
Таким образом, доводы истца о том, что, разрешая настоящий спор, суд не учел обстоятельства, установленные принятым Пресненским районным судом г.Москвы решением от 02 ноября 2017 года, подлежат отклонению.
Судебная коллегия полагает, что суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно. Нарушений норм материального права и гражданско-процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по настоящему делу не установлено.
Доводы апелляционной жалобы истца не опровергают выводов решения суда и не содержат указаний на новые, имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств и иное толкование действующего законодательства, в связи с чем не являются основаниями для отмены или изменения постановленного судом решения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда города Москвы от 26 апреля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца фио - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.