Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего Пильгуна А.С,
судей Шипиковой А.Г, Раскатовой Н.Н,
при секретаре Солдатовой И.М,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Пильгуна А.С.
дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Департамента городского имущества г.Москвы по доверенности фио на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 27 марта 2018 года, которым постановлено:
Исковые требования фио к Департаменту городского имущества города Москвы о признании незаконным распоряжения о снятии с жилищного учета и обязании восстановить на жилищном учете - удовлетворить.
Признать незаконным Распоряжение Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы NР56-12066 от 03.10.2013 г. о снятии с жилищного учета.
Обязать Департамент городского имущества г. Москвы восстановить фио на учете нуждающихся по улучшению жилищных условий с 1997 года,
УСТАНОВИЛА:
Истец фио обратилась в суд с иском к Департаменту городского имущества г.Москвы о признании незаконным распоряжения Департамента жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы N Р56-12066 от 03 октября 2013 года, восстановлении на жилищном учете с даты принятия на жилищный учет.
Исковые требования мотивированы тем, что истец фио на основании договора социального найма занимает комнаты.., площадью жилого помещения 32,6 кв.м, жилой площадью 24,8 кв.м, в бывшем общежитии коридорного типа по адресу: адрес, и с 1997 года состояла на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории "общие основания", учетное дело N... Распоряжением Департамента жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы N Р56-12066 от 03 октября 2013 года фио снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий как обеспеченная площадью жилого помещения по норме предоставления. Поскольку с момента принятия фио на учет ее жилищные условия фактически не изменились, истец просила суд признать незаконным распоряжение Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы N Р56-12066 от 03 октября 2013 года, обязать ответчика восстановить фио на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты принятия на жилищный учет.
Истец фио в судебное заседание суда первой инстанции не явилась, извещена судом надлежащим образом, направила в суд своего представителя по доверенности фио, которая в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в иске.
Представитель Департамента городского имущества г.Москвы по доверенности фио в судебное заседание явился, исковые требования не признал, просил суд в иске отказать.
Третье лицо Правительство г.Москвы в судебное заседание не явилось, извещено надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщило.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого, как незаконного, в своей апелляционной жалобе просит представитель ответчика Департамента городского имущества г. Москвы по доверенности фио, ссылаясь на допущенные судом нарушения норм материального права и неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
В заседание судебной коллегии стороны не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, об отложении слушания дела не просили.
Полагая возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, истец фио зарегистрирована и проживает по месту жительства в комнатах N 6 (изолированная), N 7 (жилая, используется как коридор), площадью жилого помещения 32,6 кв.м, общей площадью 32,6 кв.м, жилой площадью 24,8 кв.м, в помещении I площадью жилого помещения 569,1 кв.м, жилой площадью 433,1 кв.м дома по адресу: адрес, на основании договора социального найма жилого помещения от 25 июня 2008 года N...
В вышеуказанных комнатах истец проживает с 1997 года, распоряжением супрефекта от 26 июня 1997 года N 388-РС истец была принята на учет по улучшению жилищных условий на общих основаниях, учетное дело N...
На момент постановки истца на учет, жилой дом по адресу: адрес, являлся общежитием коридорного типа.
Распоряжением ДЖП и ЖФ г.Москвы от 20 мая 2013 года N Д-РП-66/3 "Об исключении жилых помещений, ранее использовавшихся в качестве общежитий, из специализированного фонда г.Москвы и включении в фонд социального использования" общежитие по указанному адресу включено в фонд социального использования.
Распоряжением ДЖП и ЖФ г.Москвы NР56-12066 от 03 октября 2013 года истец фио снята с жилищного учета на основании ст. 7 ФЗ от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", постановления Правительства Москвы от 28 июля 2009 года N 709-ПП "Об утверждении порядка передачи и приема общежитий в собственность города Москвы и Порядка предоставления жилых помещений (мест) в общежитиях специализированного жилищного фонда г.Москвы", постановления Правительства Москвы от 19 декабря 2012 года N 743-ПП "О порядке оформления прав на жилые помещения, использовавшиеся в качестве общежитий, переданных в собственность г.Москвы", Закона города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", Закона города Москвы от 27 октября 2010 года N 2 "Основы жилищной политики горда Москвы" в связи с наличием на истца одну 32,6 кв.м. площади жилого помещения, что более нормы предоставления площади жилого помещения, установленной законодательством г.Москвы.
В силу ст. 5 ФЗ от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный Кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 2 ст. 6 вышеуказанного Федерального закона, граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с жилищного учета по основаниям, предусмотренным п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договора социального найма.
Согласно п. п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:
1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;
3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей;
6) выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 29 ЖК РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане:
1) имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом адрес, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов;
2) проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям;
3) проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно;
4) проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений;
5) проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением;
6) проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади.
В силу ч.5 ст. 29 ЖК РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением.
В соответствии со ст. 32 ЖК РСФСР граждане снимались с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения; выезда на другое постоянное место жительства; выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет; прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность.
Удовлетворяя исковые требования, руководствуясь вышеперечисленными нормами права, оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции правильно исходил из того, что истец фио, поставленная на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 года, могла быть снята с учета только по основаниям, предусмотренным п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, либо в связи с утратой оснований, которые ранее до 01 марта 2005 года давали право на получение жилого помещения по договору социального найма.
На момент постановки фио на жилищный учет, действовал Жилищный Кодекс РСФСР, ст. 29 которого закрепляла основания постановки граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе проживавших в общежитиях, которые не связывались с размером жилой площади, приходящейся на проживающего в общежитии.
Поскольку фактически жилищные условия фио улучшены не были, формальная обеспеченность жилой площадью наступила лишь в связи с принятием административного акта, которым изменен статус занимаемого ею жилого помещения в бывшем общежитии, при этом данное помещение не приобрело характер благоустроенной квартиры, суд пришел к выводу, что распоряжение Департамента жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы N Р56-12066 от 03 октября 2013 года законным не является, а фио подлежат восстановлению на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты постановки на учет.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и представленных сторонами доказательствах, которые всесторонне и тщательно исследованы судом и которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
В соответствии с п. 2 Порядка оформления прав на жилые помещения, использовавшиеся в качестве общежитий, переданных в собственность города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 19 декабря 2012 года N 743-ПП, оформление договоров на основании настоящего порядка не является улучшением жилищных условий граждан.
Положения Федерального закона РФ от 29.12.2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", не предполагают возможность снятия с жилищного учета граждан, принятых на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 01 марта 2005 года, если основания их постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях были утрачены не в связи с действиями граждан, а в связи с изменением в силу закона правового статуса жилого помещения и при этом жилищные условия таких граждан фактически улучшены не были.
При таких обстоятельствах вывод суда о необоснованности снятия истца с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с распоряжением Департамента жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы является правильным.
Доводы апелляционной жалобы были предметом подробного изучения суда первой инстанции и направлены на оспаривание выводов суда и не являются основанием к отмене решения суда, поскольку фактически сводятся к несогласию с той правовой оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции и иному толкованию правовых норм. Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе, судом не допущено.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, представленные сторонами доказательства надлежаще оценены, спор разрешен в соответствии с материальным и процессуальным законом, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного судом решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 27 марта 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Департамента городского имущества г. Москвы по доверенности фио - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.