Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Дементьевой Е.И.,
судей Васильевой Е.В, Кочергиной Т.В.
при секретаре Игнатовой Е.А,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Кочергиной Т.В.
дело по апелляционной жалобе Департамента городского имущества города Москвы
на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 16 мая 2018 г, которым постановлено:
Исковые требования Мусиной Р.А, Мусиной Ю. Р. к Департаменту городского имущества города Москвы о признании незаконным распоряжения и об обязании восстановить на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий,- удовлетворить.
Признать незаконным распоряжение Департамента городского имущества г. Москвы от 04.10.2017 г. о снятии Мусиной Р.А, Мусиной Ю. Р. с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Обязать Департамент городского имущества г.Москвы восстановить на учете нуждающихся в жилом помещении с сохранением даты постановки на учет Мусину Р.А, Мусину Ю. Р,
УСТАНОВИЛА:
Мусина Р.А, Мусина Ю.Р. обратились в суд с исковым заявлением к ДГИ города Москвы о признании незаконным распоряжения и восстановлении их на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с 1999 г, мотивировав свои требования тем, что Мусина Р.А. с семьей из двух человек состояла на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с 1996 года, учетное дело N 51-01-///.
Распоряжением Департамента от 04.10.2017 N /// истцы сняты с жилищного учета, поскольку с учетом имеющегося на праве пользования у Мусина Р.Х. жилого помещения, подлежащего учету при расчете жилищной обеспеченности, как члена семьи заявителей, совокупный размер всех жилых помещений, находящихся в пользовании и в собственности всех членов семьи Мусиной Р.А. составил более нормы предоставления ? 18 кв.м для семьи данного состава и численности.
Истцы не согласившись с указанным распоряжением обратились с иском в суд.
Представитель истцов по доверенности в судебное заседание явился, просил удовлетворить требования.
Представитель ДГИ г.Москвы в судебное заседание явилась, просила отказать в удовлетворении требований по доводам возражений.
Третьи лица ГБУ МФЦ г.Москвы, Префектура ЦАО г.Москвы в судебное заседание не явились, сведений о причинах неявки суду не сообщили.
Не согласившись с постановленным судом решением, Департамент городского имущества г. Москвы обжалует его в апелляционном порядке.
Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что решение суда отмене не подлежит, поскольку постановлено в соответствии с фактическими обстоятельствами дела при правильном применении и соблюдении норм материального и процессуального права.
Согласно статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, статье 17 Закона города Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", положениям Государственной программы города Москвы "Жилище" на 2012-2018 годы, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 27.09.2011 N 454-ПП, жители города Москвы, принятые на жилищный учет, имеют право на предоставление в пользование, приобретение в собственность жилых помещений с помощью города в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет.
В соответствии со ст. 11 ЖК РФ защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" решение о снятии жителей города Москвы с жилищного учета может быть обжаловано в порядке, установленном федеральным законодательством. Согласно ч. 2 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Мусина Р.А, //// г.р, с семьей из двух человек (она, дочь Мусина Ю.Р.) зарегистрирована по месту жительства по адресу//, где на основании договора социального найма жилого помещения от 24.03.2014 N*** занимает комнату N *** площадью жилого помещения 29,6 кв.м в восемнадцатикомнатной коммунальной квартире.
Мусина Р.А. с семьей из двух человек состояла на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с 1996 года, учетное дело N ***
Мусина Р.А. состоит в браке с Мусиным Р.Х. с 2005 года. Мусин Р.Х*** г.р. с семьей из двух человек (он, Мусин Р.Х. *** г.р.) зарегистрирован по месту жительства по адресу: ***, где на основании договора социального найма жилого помещения от 20.08.2008 N *** занимает двухкомнатную квартиру площадью жилого помещения ***кв.м.
Распоряжением Департамента от 04.10.2017 N 32899 истцы сняты с жилищного учета, поскольку с учетом имеющегося на праве пользования у Мусина Р.Х. жилого помещения, подлежащего учету при расчете жилищной обеспеченности, как члена семьи заявителей, совокупный размер всех жилых помещений, находящихся в пользовании и в собственности всех членов семьи Мусиной Р.А. составил более нормы предоставления ? 18 кв.м для семьи данного состава и численности.
В соответствии с ч. 6 ст. 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" установлено, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным п. п. 1,3-6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, которые до 1 марта 2005 г. давали право на получение жилого помещения по договору социального найма, были установлены в статье 29 ЖК РСФСР.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 29 ЖК РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане: имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов; проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям; проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно; проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений; проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением; проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищностроительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади.
В силу п. 1 и п. 3 ч. 2 ст. 32 ЖК РСФСР граждане подлежали снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения, или выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет.
Согласно п. 3 ст. 20 Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" норма предоставления площади жилого помещения составляет 18 квадратных метров площади жилого помещения на одного человека.
На основании п. 2 ст. 256 ГК РФ, п. 1 ст. 36 СК РФ имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, а также полученное одним из супругов во время брака в дар или в порядке наследования, является его собственностью.
Граждане, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, до 1 марта 2005 г, могут быть сняты с данного учета только при предоставлении им другого жилого помещения по договору социального найма по норме предоставления.
Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" от 29.12.2004 г. граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ, а также в случае утраты ими оснований. которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Указанная правовая норма, сохраняет право граждан, принятых на учет до 1 марта 2005 года, на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанное право прекращается только по основаниям, предусмотренным законом, в т.ч. в случае утраты гражданами оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Такой случай наступает, в частности, при обеспеченности названных граждан жилой площадью по договору социального найма по действующим социальным нормам.
В силу ст. 5 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" от 29.12.2004 г. к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Исходя из вышеизложенного, учитывая, что истцы являются очередниками с 1996 г, при решении вопроса о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий подлежит применению ст. 32 ЖК РСФСР, согласно которой, граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения.
Разрешая требования истцов, руководствуясь Законом г. Москвы N29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", оценив собранные по делу доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу о признании распоряжения ДГИ г. Москвы от 04.10.2017 N ***незаконным, так как ДГИ г. Москвы при определении обеспеченности истцов жилой площадью необоснованно была учтена площадь жилого помещения, принадлежащая на праве пользования Мусина Р.Х. - мужа истца Мусиной Р.А, который на жилищном учете не состоит, в жилое помещение, занимаемое истцами не вселялся, правом пользования им не обладает, истцы также не обладают правом пользования в отношении находящейся на праве пользования у Мусина Р.Х. жилого помещения.
Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и представленных сторонами доказательствах, которые всесторонне и тщательно исследованы судом и которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
С указанным решением не согласен представитель ответчика ДГИ г. Москвы по доводам апелляционной жалобы, ссылаясь на то, что суд ошибочно пришел к выводу, что при определении размера площади жилого помещения, приходящегося на каждого члена семьи, доля принадлежащая на праве пользования Мусину Р.Х. не может быть учтена, направлено на неправильного толкование норм права, поскольку согласно положению п. 1 ст. 9 Закона г. Москвы N 29, а также п. 2 ст. 1 этого же Закона, при определении уровня обеспеченности гражданина общей площадью жилого помещения площадь жилого помещения всех членов его семьи учитывается только при решении вопроса о принятии этого гражданина на жилищный учет. Из содержания п. 2 и п. 4 ст. 20 Закона г. Москвы N 29 следует, что жилое помещение в порядке, предусмотренном этим Законом, предоставляется только тем лицам, которые состоят на жилищном учете. При этом при предоставлении жилого помещения учитывается обеспеченность площадью жилого помещения только тех лиц, которые состоят на жилищном учете, и не учитывается обеспеченность площадью жилого помещения тех членов их семей, которые на жилищном учете не состоят.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно. Оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 16 мая 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента городского имущества города Москвы
без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.