Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Гербекова Б.И,
судей Артюховой Г.М, Курочкиной О.А,
при секретаре Шибаевой Е.И,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гербекова Б.И.
гражданское дело по апелляционной жалобе Ведерникова А.П.
на решение Тверского районного суда г. Москвы от 10 апреля 2018 года, которым постановлено:
В удовлетворении иска Ведерникова А. П. к Министерству финансов Российской Федерации об обязании выдать приватизационный чек отказать,
УСТАНОВИЛА:
Ведерников А.П. обратился в суд с исковым заявлением, в котором просил обязать Министерство финансов Российской Федерации выдать ему приватизационный чек, гарантированный пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации N 914 от 14 августа 1992 года (с последующими изменениями).
В обоснование исковых требований Ведерников А.П. указал, что в соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 14 августа 1992 года N 914 (с последующими изменениями) с 01 октября 1992 года в Российской Федерации введена система приватизационных чеков. Согласно пункту 2 данного Указа, каждый гражданин Российской Федерации имеет право получить по одному приватизационному чеку равной номинальной стоимости каждого выпуска. Истец указывал, что Российская Федерация уклонилась от выдачи ему приватизационного чека, чем было нарушено его право.
Истец в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщил, ходатайств об отложении рассмотрения дела по существу не заявлял.
Представитель ответчика Министерства финансов Российской Федерации в судебное заседание явилась, возражал относительно удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в письменных возражениях, в том числе заявила пропуске истцом срока исковой давности.
Дело рассмотрено при данной явке, в соответствии с положениями ст.167 ГПК РФ.
Судом принято указанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит Ведерников А.П.
Участники процесса, извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, в связи с чем судебная коллегия в соответствии со ст. 167 ГПК РФ сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к отмене решения суда не усматривает.
Разрешая спор, суд обоснованно исходил из следующего.
Как установлено судом, в целях ускорения передачи государственного имущества гражданам России и привлечения к процессу приватизации широких слоев населения, во исполнение требований Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год был принят Указ Президента Российской Федерации от 14 августа 1992 года N914 (в редакции от 14 октября 1992 года, с изменениями от 10 января 1993 года) "О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации" (вместе с "Положением о приватизационных чеках").
Согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 14 августа 1992 года N914 "О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации", с 1 октября 1992 г. ввести в действие в Российской Федерации систему приватизационных чеков (приватизационных счетов).
Согласно пункту 2 Указа Президента Российской Федерации от 14 августа 1992 года N914 "О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации", каждый гражданин Российской Федерации имеет право получить по одному приватизационному чеку равной номинальной стоимости каждого выпуска. При выдаче гражданам Российской Федерации приватизационных чеков взимается комиссионный сбор.
Согласно статье 2 Положения о приватизационных чеках, являющемуся приложением к Указу Президента Российской Федерации от 14 августа 1992 года N 914, право на получение приватизационных чеков имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на ее территории на дату вступления в силу Указа Президента Российской Федерации о выпуске приватизационных чеков независимо от их возраста, размера доходов и срока постоянного проживания в Российской Федерации, а также военнослужащие Российской Федерации, проходящие службу за ее пределами. Граждане Российской Федерации, проживающие или временно находящиеся за пределами Российской Федерации, приобретают право на получение приватизационных чеков по возвращении в Российскую Федерацию для постоянного проживания в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение срока действия приватизационного чека. Интересы владельцев приватизационных чеков, являющихся недееспособными или ограниченно дееспособными, представляют в соответствии с законодательством Российской Федерации их законные представители, опекуны и попечители. Порядок реализации прав по использованию приватизационных чеков несовершеннолетними, находящимися на государственном попечении, а также лицами, находящимися в местах лишения свободы, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Приватизационные чеки (ваучеры) выдавались согласно Инструкции "О порядке выдачи приватизационных чеков гражданам Российской Федерации", утвержденной распоряжением Госкомимущества России от 20 августа 1992 года N 369-р (с последующими изменениями и дополнениями).
Согласно пункту 1 указанной Инструкции, приватизационные чеки являются государственными ценными бумагами, имеющими номинальную стоимость в рублях и подлежащими целевому использованию в процессе приватизации федеральной, государственной и муниципальной собственности.
Круг субъектов, имеющих право на получение чеков, и основные положения о порядке и сроках их выдачи определены Указом Президента Российской Федерации от 14 августа 1992 года N914 "О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации" и Указом Президента Российской Федерации от 10 января 1993 года N7 "О порядке выдачи приватизационных чеков выпуска 1992 года отдельным категориям граждан".
Выдача чеков гражданам Российской Федерации и их законным представителям производится работниками Сбербанка Российской Федерации в его отделениях, филиалах и агентствах (далее по тексту - учреждения Сбербанка) или в помещениях, специально выделенных Сбербанку для этих целей. При выдаче чека взимается комиссионный сбор в размере 25 рублей, который уплачивается работнику Сбербанка, выдающему чек. Не облагаются комиссионным сбором чеки, выдаваемые: - военнослужащим срочной службы Министерства обороны Российской Федерации и других министерств и ведомств, имеющих в своем составе воинские формирования; - лицам, получающим чеки за недееспособных граждан (кроме несовершеннолетних детей); - детям (подросткам), находящимся на полном государственном обеспечении; - гражданам, постоянно проживающим в домах престарелых и домах инвалидов; - неработающим инвалидам и одиноким пенсионерам. В случае смерти лица, имеющего право на получение приватизационного чека, право получения чека приобретают его наследники в соответствии с п. 2.15 настоящей Инструкции.
Настоящая Инструкция является документом, обязательным к исполнению на всей территории Российской Федерации.
В случае возникновения в процессе выдачи чеков ситуаций, порядок разрешения которых не предусмотрен настоящей Инструкцией, они разрешаются в каждом конкретном случае на местах территориальными комиссиями на основании действующего российского законодательства.
Согласно пункту 2 указанной Инструкции, выдача чеков осуществляется по спискам, направляемым в учреждения Сбербанка территориальными комиссиями. Списки граждан, имеющих право на получение чеков, составляются комиссиями на местах (на основании списков, представляемых органами первичного учета населения) с привлечением местных органов МВД (в части уточнения и корректировки списков), представителей воинских частей, пограничных, внутренних и железнодорожных войск, а также других министерств и ведомств, имеющих в своем составе воинские части и формирования; Федеральной миграционной службы, отделов записи актов гражданского состояния; других заинтересованных учреждений и ведомств. Списки составляются с указанием фамилии, имени, отчества получателя, данных паспорта или документа, его заменяющего (справка по форме N 9 со штампом прописки из органов внутренних дел; для военнослужащих - удостоверение личности или военный билет, для несовершеннолетних - свидетельство о рождении) и прописки в соответствии с порядком, указанным в Приложении N Инструкции. Все граждане России имеют право в учреждениях (организациях) первичного учета населения ознакомиться с первичными списками и обжаловать невнесение или исключение их из списков. Заявления о нарушении прав граждан, связанных с получением чеков, подаются в комиссии и должны быть рассмотрены в недельный срок. Решение комиссии может быть обжаловано как в вышестоящей комиссии, так и в районном (городском) народном суде. Работники Сбербанка, привлекаемые к выдаче чеков, должны быть проинструктированы о порядке идентификации личности получателя чека, порядке выдачи чека и заполнения соответствующих документов (контрольных талонов, списков). Составленные по форме N списки лиц, имеющих право на получение чеков, передаются комиссиями в учреждения Сбербанка РФ без указания данных паспорта (или документа, его заменяющего) и сведений о прописке граждан.
Эти данные вписываются работником Сбербанка в списки и в контрольные талоны на основании документов, предъявленных получателями. Списки граждан - получателей чеков, составленные по форме N с указанием паспортных данных и сведений о прописке, являются документами для служебного пользования. Получатель чека и работник Сбербанка, выдающий чек, расписываются в контрольном талоне; кроме этого, работник Сбербанка расписывается также в списке получателей чеков. После заполнения списки возвращаются Сбербанками в соответствующие территориальные комиссии. При выдаче чеков работник Сбербанка обязан отрезать контрольные талоны к ним. Талоны доставляются в территориальные комиссии. Данные, внесенные в контрольные талоны, проверяются комиссиями путем сверки с имеющимися в комиссиях списками получателей. Контрольные талоны и списки, равно как и документы, удостоверяющие право получения чека за другое лицо, хранятся в комиссиях до окончания срока их работы, а впоследствии передаются в территориальные комитеты по управлению имуществом. При выдаче чека работник Сбербанка ставит печать учреждения Сбербанка, выдавшего чек, на самом чеке и на контрольном талоне. Чек без печати учреждения Сбербанка считается недействительным. Вместе с чеком получателю выдается Памятка, содержащая подробные сведения о возможных способах и порядке использования чека. Изготовление необходимого количества памяток, их рассылка по соответствующим учреждениям Сбербанка осуществляются территориальными комиссиями. Чеки на несовершеннолетних детей в возрасте до 16 лет выдаются их родителям по месту прописки ребенка на основании паспорта одного из родителей, содержащего запись о наличии ребенка, и свидетельства о рождении (кроме случаев, предусмотренных в п.2.12 настоящей Инструкции). При отсутствии у ребенка родителей чек выдается его опекуну, попечителю, или родственнику, по месту жительства которого ребенок прописан.
Лица, достигшие 16-летнего возраста и имеющие паспорт, получают чеки самостоятельно. В случае невозможности получения чека гражданином лично (длительная болезнь, командировка, нахождение в труднодоступных местах и др.) чек за него (и его детей) может быть получен другим лицом по доверенности, заверенной в установленном законом порядке (ст. 65 Гражданского кодекса РСФСР). Лица, временно находящиеся за пределами Российской Федерации (в длительных загранкомандировках, работающие по контракту, обучающиеся в странах СНГ и других государствах), в течение 1993 года могут приехать и получить чеки лично (по месту их последней прописки в Российской Федерации), обратившись в соответствующую территориальную комиссию. При отсутствии возможности личного приезда чеки за них могут быть получены до 31 декабря 1993 года по доверенности, заверенной консульским должностным лицом Российской Федерации в стране пребывания доверителя, любым гражданином Российской Федерации (или юридическим лицом), на чье имя оформлена доверенность, по месту прописки доверителя.
Этой же доверенностью указанные лица могут доверить и получение чеков за своих несовершеннолетних детей (или за детей, чьими законными представителями они являются). Представления свидетельства о рождении ребенка при наличии доверенности, заверенной консульским должностным лицом, не требуется. При выдаче чека по доверенности на оборотной стороне контрольного талона в графе "особые отметки" работником Сбербанка, выдающим чек, делается запись: "Приватизационный чек выдан по доверенности". При этом к контрольному талону прикладывается экземпляр доверенности. Граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие за ее пределами (за исключением военнослужащих и членов их семей), приобретают право на получение чеков только по возвращении в Россию для постоянного проживания в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение срока действия чека. Граждане Российской Федерации, имеющие право на получение чеков, но не получившие их в установленные сроки по независящим от них обстоятельствам (стихийные бедствия, нахождение в отдаленных и труднодоступных местах, болезнь, неоправданная волокита со стороны должностных лиц по оформлению необходимых документов и иные уважительные причины), а также утратившие выданные им чеки в результате чрезвычайных и непредвиденных обстоятельств или порчи не по вине владельца, несчастных случаев и т.п. обращаются в территориальные комиссии с заявлениями о выдаче им чеков в течение всего срока их действия. В случае принятия комиссией положительного решения потерпевшим лицам выдаются другие чеки из числа невостребованных. Утраченные или испорченные чеки в установленном порядке объявляются Распоряжением Госкомимущества России недействительными.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Оценив представленные по делу доказательства, суд обоснованно не нашел оснований для возложения на ответчика обязанности выдать приватизационный чек, поскольку истцом не представлено каких-либо доказательств того, что он в период чекового этапа приватизации обращался в установленном порядке в соответствующие органы для получения приватизационного чека и ему в получении чека было отказано. Программа выдачи и обращения приватизационных чеков прекращена 31 декабря 1993г.
При таких обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения исковых требований Ведерникова А.П. не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Ведерников А.П. не был надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства на 10 апреля 2018 года, несостоятельны.
В соответствии со п. 1 ст. 113 ГПК РФ лица, участвующие в деле извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении. Как следует из материалов дела судебное извещение Ведерникову А.П. о судебном разбирательстве на 10 апреля 2018 года (л.д. 20, 22-23) было направлено судом заказным письмом с уведомлением по месту жительства истца по адресу:.., совпадающему с адресом, указанным им в исковом заявлении. Между тем, указанное уведомление не было получено ответчиком по причине отсутствия адресата по указанному адресу и возвращено в суд 29 марта 2018 года. Таким образом, учитывая, что суд исполнил обязанность по извещению истца Ведерникова А.П, предусмотренную гражданско-процессуальным законодательством, а также принимая во внимание, что судебные извещения направлялись Ведерникову А.П. по адресу, указанному им в исковом заявлении, судебная коллегия полагает, что довод апелляционной жалобы истца о нарушении его прав на участие в судебном разбирательстве удовлетворению не подлежит.
Довод жалобы о не извещении третьего лица Министерства обороны РФ также опровергается содержащимся в материалах дела в уведомлением о вручении судебной повестки третьему лицу (л.д. 21).
Иные доводы апелляционной жалобы о наличии правовых оснований для возложения на ответчика обязанности выдать приватизационный чек были предметом исследования суда первой инстанции и обоснованно отклонены, данные доводы основаны на ошибочной оценке обстоятельств дела и норм материального права.
При рассмотрении дела судом первой инстанции не было допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения.
При таких обстоятельствах оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тверского районного суда г. Москвы от 10 апреля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.