Судебная коллегия апелляционной инстанции Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В.,
судей Егоровой Ю.Г, Лукашенко Н.И,
при секретаре Федосовой Е.Г,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Егоровой Ю.Г. административное дело по апелляционной жалобе Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы на решение Московского городского суда от 24 апреля 2018 года, которым постановлено:
Административное исковое заявление закрытого акционерного общества "Стрим Риэлти" об оспаривании кадастровой стоимости объектов недвижимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ******, расположенного по адресу: ******, равной рыночной, определённой по состоянию на 1 января 2016 года, в размере 49 647 855 (сорок девять миллионов шестьсот сорок семь тысяч восемьсот пятьдесят пять) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ******, расположенного по адресу: ******, равной рыночной, определённой по состоянию на 1 января 2016 года, в размере 21 616 408 (двадцать один миллион шестьсот шестнадцать тысяч четыреста восемь) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ******:4632, расположенного по адресу: ******, равной рыночной, определённой по состоянию на 1 января 2016 года, в размере 49 505 569 (сорок девять миллионов пятьсот пять тысяч пятьсот шестьдесят девять) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ******:4633, расположенного по адресу: ******, равной рыночной, определённой по состоянию на 1 января 2016 года, в размере 50 450 758 (пятьдесят миллионов четыреста пятьдесят тысяч семьсот пятьдесят восемь) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ******:4634, расположенного по адресу: ******, равной рыночной, определённой по состоянию на 1 января 2016 года, в размере 21 616 408 (двадцать один миллион шестьсот шестнадцать тысяч четыреста восемь) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ******:4635, расположенного по адресу: ******, равной рыночной, определённой по состоянию на 1 января 2016 года, в размере 21 833 371 (двадцать один миллион восемьсот тридцать три тысячи триста семьдесят один) рубль.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ******:4336, расположенного по адресу: ******, равной рыночной, определённой по состоянию на 1 января 2016 года, в размере 356 840 825 (триста пятьдесят шесть миллионов восемьсот сорок тысяч восемьсот двадцать пять) рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ******:7, расположенного по адресу: ******, равной рыночной, определённой по состоянию на 1 января 2016 года, в размере 268 964 881 (двести шестьдесят восемь миллионов девятьсот шестьдесят четыре тысячи восемьсот восемьдесят один) рубль.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 21 августа 2017 года,
УСТАНОВИЛА:
ЗАО "Стрим Риэлти" обратилось в Московский городской суд с административным иском, в котором, уточнив требования, просило об установлении кадастровой стоимости равной рыночной, определённой по состоянию на 1 января 2016 года, для нежилого помещения с кадастровым номером ****** в размере 49 647 855 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером ****** в размере 21 616 408 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером ******:4632 в размере 49 505 569 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером ******:4633 в размере 50 450 758 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером ******:4634 в размере 21 616 408 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером ******:4635 в размере 21 833 371 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером ******:4336 в размере 356 840 825 рублей, для земельного участка в размере 268 964 881 рублей, согласно выводам судебной оценочной экспертизы.
В обоснование требований административный истец указал, что несоответствие внесённой в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости названных объектов недвижимости их рыночной стоимости нарушает права административного истца как плательщика налога и арендной платы, размер которых исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просят Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители административного истца, Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы, иные лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав представителя административного истца, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, ознакомившись с отзывом на жалобу, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Судом установлено, что ЗАО "Стрим Риэлти" предоставлен в пользование на условиях аренды земельный участок с кадастровым номером ******:7, расположенного по адресу: ******, в отношении которого установлена кадастровая стоимость в размере 390 905 769,63 рублей.
Кроме того ЗАО "Стрим Риэлти" принадлежат на праве собственности нежилые помещения с кадастровыми номерами: ******, ******, ******:4632, ******:4633, ******:4634, ******:4635, расположенные по адресу: ******, нежилое помещение с кадастровым номером ******:4336, расположенное по адресу: ******.
Кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2016 года установлена для нежилого помещения с кадастровым номером ****** в размере 80 890 392,59 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером ****** в размере 32 914 278,16 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером ******:4632 в размере 80 670 486,85 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером ******:4633 в размере 82 130 670,64 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером ******:4634 в размере 32 914 278,16 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером ******:4635 в размере 33 227 546,69 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером ******:4336 в размере 557 393 863,65 рублей.
Оспаривая названную кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчет об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости.
Возражая против удовлетворения заявленных требований, Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы представили письменные пояснения.
Определением Московского городского суда по делу назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту ООО "Объединение оценщиков и экспертов "Центроэксперт" Грабовому К.П.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы представленный административным истцом отчёт не соответствует требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности.
Рыночная стоимость по состоянию на 1 января 2016 года определена для нежилого помещения с кадастровым номером ****** в размере 49 647 855 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером ****** в размере 21 616 408 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером ******:4632 в размере 49 505 569 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером ******:4633 в размере 50 450 758 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером ******:4634 в размере 21 616 408 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером ******:4635 в размере 21 833 371 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером ******:4336 в размере 356 840 825 рублей, для земельного участка в размере 268 964 881 рублей.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 названной статьи является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что кадастровая стоимость объектов недвижимости должна быть установлена в размере их рыночной стоимости на основании заключения судебной оценочной экспертизы.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда законными и обоснованными, соответствующими нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам.
Как разъяснено в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении ( статьи 79, 80 ГПК РФ, статьи 77, 78 КАС РФ).
Из материалов дела следует, что при назначении судебной оценочной экспертизы суд первой инстанции исходил из необходимости определения рыночной стоимости объектов в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, оснований не доверять представленному заключению экспертизы у судебной коллегии не имеется.
Заключение выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта. Экспертом в заключении дан ответ на поставленный судом вопрос и приведены выводы о размере рыночной стоимости объекта недвижимости.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, имеет специальное высшее образование, длительный стаж экспертной работы.
Доводы апелляционной жалобы о допущенных, по мнению заявителей жалобы, нарушениях экспертом при проведении судебной экспертизы, не свидетельствуют о том, что такие возможные нарушения повлияли или могли повлиять на итоговые выводы экспертного заключения.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского городского суда от 24 апреля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Судья Казаков М.Ю.
адм. дело N 33а-6741
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 августа 2018 года город Москва
Судебная коллегия апелляционной инстанции Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В,
судей Егоровой Ю.Г, Лукашенко Н.И,
при секретаре Федосовой Е.Г,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Егоровой Ю.Г. административное дело по апелляционной жалобе Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы на решение Московского городского суда от 24 апреля 2018 года,
руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского городского суда от 24 апреля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.