Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Севастьяновой Н.Ю,
при секретаре Кривич Е.В,
с участием прокурора Слободина С.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-2828/2018 по административному исковому заявлению Изотовой Надежды Александровны и Боярчука Дениса Михайловича к Правительству Москвы о признании недействующими пункта 9689 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N789-ПП, и пункта 9965 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2017 г. N911-ПП,
УСТАНОВИЛ:
Правительством Москвы 28 ноября 2014 г. принято постановление N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП). Нормативный правовой акт опубликован 2 декабря 2014 г. в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N67, а также размещен 28 ноября 2014 г. на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Подпунктом 1.1 пункта 1 названного постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП утвержден Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1).
Постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N789-ПП внесены изменения в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость". Нормативный правовой акт опубликован 30 декабря 2016 г. в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N72, а также размещен 29 ноября 2016 г. на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
В результате внесенных изменений п риложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП изложено в новой редакции. При этом согласно пункту 2 постановления Правительства от 29 ноября 2016 г. N789-ПП данное постановление вступает в силу с 1 января 2017 г.
Пунктом 9689 приложения 1 "Здания, строения и сооружения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" включено здание с кадастровым номером 77:03:0004010:1062, расположенное по адресу: г.Москва, ул. 2-я Энтузиастов, дом 5, корп.4.
Постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2017 г. N911-ПП внесены изменения в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП. Нормативный правовой акт размещен 29 ноября 2017 г. на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru и опубликован в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" за N69 от 14 декабря 2017 г. В результате внесенных изменений п риложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП изложено в новой редакции. При этом согласно пункту 2 постановления Правительства от 28 ноября 2017 г. N911-ПП данное постановление вступает в силу с 1 января 2018 г.
Пунктом 9965 приложения 1 "Здания, строения и сооружения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" включено здание с кадастровым номером 77:03:0004010:1062, расположенное по адресу: г.Москва, ул. 2-я Энтузиастов, дом 5, корп.4.
Изотова Н.А. и Боярчук Д.М. обратились в Московский городской суд с административным исковым заявлением к Правительству Москвы о признании недействующими:
- пункта 9689 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N789-ПП, с 1 января 2017 года;
- пункта 9965 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2017 г. N911-ПП, с 1 января 2018 года.
Требования мотивированы тем, что административные истцы являются сособственниками нежилых помещений, расположенных в спорном нежилом здании с кадастровым номером 77:03:0004010:1062 по адресу: г..Москва, ул.2-я Энтузиастов, дом 5, корп.4, и считают незаконным включение указанного нежилого здания в пункт 9689 приложения N1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП, в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г..N789-ПП, и пункт 9965 приложения N1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП, в редакции постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2017 г..N911-ПП, поскольку нежилое здание не обладает признаками объектов налогообложения, определенными статьёй 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N64 "О налоге на имущество организаций" и статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Нежилое здание является производственно-складским комплексом и используется по указанному назначению. Нежилые помещения в здании в 2017-2018 годах сдаются в аренду различным организациям по производственно-складскому назначению, под размещение офисов сдаются нежилые помещения площадью 729,3 кв.м, что составляет 17,7% общей площади здания. Согласно акту о фактическом обследовании здания для целей налогообложения N9031194/ОФИ от 2 февраля 2017 г, в здании офисные помещения занимают 17,19%, складские 82,81%, вследствие этого Госинспекция по недвижимости города Москвы пришла к заключению о том, что нежилое здание фактически не используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 77:03:0004010:1784 с видом разрешенного использования: "участки смешанного размещения общественно-деловых и производственных объектов (1.2.7/1.2.9)".
Назначение земельного участка с кадастровым номером 77:03:0004010:1784 являлось предметом судебной оценки вступившим в законную силу решением Московского городского суда от 21 сентября 2017 г..по административному делу N3а-526/2017 по административному исковому заявлению Боярчук Д.М. и Изотовой Н.А. об оспаривании нормативного правового акта в части. Указанным решением суда установлено, что вид разрешенного использования в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:03:0004010:1784 не соответствует коду 1.2.7 по классификации групп видов разрешенного использования земельных участков для государственной кадастровой оценки земель, утвержденной приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2017 года N39, и не позволяет размещать на нем офисные здания, торговые объекты, объекты общественного питания и (или) бытового обслуживания. На основании изложенного включение спорного здания в приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП противоречит требованиям статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N64 "О налоге на имущество организаций" и статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель административных истцов Изотовой Н.А, Боярчука Д.М. - Захарова Н.С, действующая на основании доверенностей и имеющая высшее юридическое образование, поддержала заявленные административные исковые требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы - Снегирева А.И, действующая на основании доверенности и имеющая высшее юридическое образование, административные исковые требования не признала и просила отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Суду пояснила, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Правительства Москвы и с соблюдением требований законодательства к форме, порядку принятия и введения его в действие, а содержание нормативного правового акта соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Спорное нежилое здание включено в оспариваемые пункты приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г..N700-ПП на основании статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N64 "О налоге на имущество организаций" и статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в частности в пункт 9689 нежилое здание включено по двум критериям: исходя из фактического использования нежилого здания и его помещений в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также из вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание; в пункт 9965 нежилое здание включено исходя из вида разрешенного использования земельного участка. Спорное нежилое здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 77:03:0004010:1784 с видом разрешенного использования: "участки смешанного размещения общественно-деловых и производственных объектов (1.2.7/1.2.9)". Указанный вид разрешенного использования земельного участка предусматривает размещение на нем зданий административного и коммерческого назначения, что в соответствии с пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N64 "О налоге на имущество организаций" и подпункта 1 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации является основанием для отнесения спорного нежилого здания к административно-деловому центру.
Кроме того, Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы проведены мероприятия по обследованию спорного нежилого здания, по результатам которых составлен акт обследования от 20 июля 2016 года за N9030746/ОФИ, согласно которому здание и помещения в нём фактически используются для размещения офисов на 31,89%. На основании изложенного спорное здание правомерно включено в Перечень зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав представленные доказательства, допросив свидетеля Сидорова П.А, проверив оспариваемое положение нормативного правового акта на его соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, проверив порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта, заслушав заключение прокурора Слободина С.А, полагавшего необходимым удовлетворить заявленные административные исковые требования, суд приходит к выводу о правомерности заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нормативный правовой акт (или его часть), не соответствующий иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признается судом недействующим полностью или в части со дня его принятия или иной определенной судом даты.
С учетом положений части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для правильного разрешения настоящего спора об оспаривании нормативного правового акта юридически значимыми обстоятельствами являются:
- соблюдение порядка принятия нормативного правового акта, в частности требования, устанавливающие полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
- соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Из содержания постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП, в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N789-ПП, усматривается, что его положения приняты в целях обеспечения проведения налоговой политики и направлены на установление особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций на 2017 год определяется как их кадастровая стоимость.
Из содержания постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП, в редакции постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2017 г. N911-ПП, усматривается, что его положения приняты в целях обеспечения проведения налоговой политики и направлены на установление особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций на 2018 год определяется как их кадастровая стоимость.
Как усматривается из административного искового заявления и объяснений представителя, административные истцы не оспаривают соблюдение Правительством Москвы порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта, в том числе требований, устанавливающих полномочия органа на принятие нормативного правового акта, к форме нормативного правового акта, к процедуре его принятия, правил введения нормативного правового акта в действие, порядка его опубликования и вступления в силу. Кроме того, этому обстоятельству неоднократно дана правовая оценка вступившими в законную силу решениями Московского городского суда.
При таких обстоятельствах и на основании положений пункта "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пункта 3 статьи 12, абзаца 2 пункта 2 статьи 372, статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 г. "Устав города Москвы", пункта 9 статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 г. N65 "О Правительстве Москвы", суд приходит к выводу, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят Правительством Москвы с соблюдением компетенции и в пределах предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий в области определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества.
Оспариваемый нормативный правовой акт принят в форме постановления Правительства Москвы, подписан Мэром Москвы, размещен на официальном сайте Правительства Москвы до наступления первого числа очередного налогового периода (соответственно до 2017 года и до 2018 года) по налогу на имущество в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, оспариваемый нормативный правовой акт соответствует требованиям, предъявляемым к форме нормативного правового акта, к процедуре его принятия, он введен в действие и опубликован в соответствии с требованиями пунктов 1, 4 статьи 19 Закона города Москвы от 8 июля 2009 г. N25 "О правовых актах города Москвы", пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Проверяя соответствие оспариваемого в части нормативного правого акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения является реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.
Применительно к налогу на имущество организаций объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно п одпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учётом особенностей, установленных настоящей статьёй, как кадастровая стоимость имущества, утверждённая в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
При этом в пункте 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Согласно пункту 1 и 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N64 "О налоге на имущество организаций" (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого в части нормативного правового акта) н алоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:
1) а дминистративно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
На основании приведенных выше норм федерального закона и закона города Москвы налоговая база, как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества, определяется в отношении нежилых зданий (строений, сооружений) и помещений в них, которые отвечают хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
- здание (строение, сооружение) предназначено для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения;
- здание (строение, сооружение) фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом под фактическим использованием признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры.
При наличии одного из приведенных условий, объект недвижимости признается административно-деловым центром, налоговая база которого определяется как кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества.
Как усматривается из материалов дела, административным истцам Изотовой Н.А. и Боярчуку Д.М. принадлежат на праве общей долевой собственности по ? доле в праве каждому нежилое помещение общей площадью 4666,9 кв.м. с кадастровым номером 77:03:0004010:1978, нежилое помещение общей площадью 463,9 кв.м. с условным кадастровым номером 77-77-11/095/2007-088, которые расположены в спорном нежилом здании общей площадью 5130,4 кв.м. с кадастровым номером 77:03:0004010:1062 по адресу: г.Москва, ул. 2-я Энтузиастов, дом 5, корп.4, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
Согласно экспликации к поэтажному плану, а также ответу Первого территориального управления ГБУ МосгорБТИ от 30 мая 2017 г, по состоянию на дату последней инвентаризации от 6 декабря 1999 г. спорное нежилое здание имело общую площадь в 4723,4 кв.м. Однако в ходе обследования здания Госинспекцией по недвижимости города Москвы в 2016 г. и 2017 г, а также данным свидетельств о государственной регистрации права собственности административных истцов на нежилые помещения в здании следует, что фактически общая площадь спорного нежилого здания составляет 5130,4 кв.м, поскольку к существующему зданию площадью 4723,4 кв.м. надстроена мансарда (четвертый этаж) площадью 407 кв.м. По экспликации к поэтажному плану здание трехэтажное, имеется мансарда, помещения в здании по своим характеристикам относятся на первом этаже: "цех, подсобное помещение, раздевалка", на втором этаже: "лечебные кабинеты", на третьем этаже: "кабинет, подсобное помещение".
Нежилое здание расположено на земельном участке площадью 3714 кв.м. с кадастровым номером 77:03:0004010:1784 по адресу: г.Москва, ул. 2-я Энтузиастов, вл. 5, корп.4, с видом разрешенного использования: "участки смешанного размещения общественно-деловых и производственных объектов (1.2.7/1.2.9)". (л.д.32-34 том 1).
Согласно договору аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора от 17 июня 2013 г. NМ-03-042021, земельный участок площадью 3714 кв.м. с кадастровым номером 77:03:0004010:1784 находится в пользовании административных истцов на условиях аренды для целей эксплуатации помещений в здании под общественно-деловые и производственные цели (л.д.35-42 том 1).
Как следует из письменных возражений и пояснений представителя административного ответчика, спорное нежилое здание с кадастровым номером 77:03:0004010:1062 по адресу: г.Москва, ул. 2-я Энтузиастов, дом 5, корп.4, включено:
- в пункт 9689 Перечня зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2017 год, по двум критериям исходя из: фактического использования нежилого здания и его помещений в целях делового, административного или коммерческого назначения; вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание;
- в пункт 9965 Перечня зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2018 год, исходя из вида разрешенного использования земельного участка.
Положения статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривают, что виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года N540 утверждены классификаторы видов разрешенного использования земельных участков, согласно которым:
- к коду вида разрешенного использования 3.3 "бытовое обслуживание" отнесено: размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро);
- к коду вида разрешенного использования 4.2 "объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)" отнесено: размещение объектов капитального строительства, общей площадью свыше 5000 кв.м с целью размещения одной или нескольких организаций, осуществляющих продажу товаров, и (или) оказание услуг в соответствии с содержанием видов разрешенного использования с кодами 4.5 - 4.9 (банковская и страховая деятельность, общественное питание; гостиничное обслуживание; развлечения; обслуживание автотранспорта); размещение гаражей и (или) стоянок для автомобилей сотрудников и посетителей торгового центра;
- к коду вида разрешенного использования 4.6. "общественное питание" отнесено: размещение объектов капитального строительства в целях устройства мест общественного питания (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары);
- к коду вида разрешенного использования 6.0 "производственная деятельность" отнесено: размещение объектов капитального ст роительства в целях добычи недр, их переработки, изготовления вещей промышленным способом;
- к коду вида разрешенного использования 6.9 "склады" отнесено: размещение сооружений, имеющих назначение по временному хранению, распределению и перевалке грузов (за исключением хранения стратегических запасов), не являющихся частями производственных комплексов, на которых был создан груз: промышленные базы, склады, погрузочные терминалы и доки, нефтехранилища и нефтеналивные станции, газовые хранилища и обслуживающие их газоконденсатные и газоперекачивающие станции, элеваторы и продовольственные склады, за исключением железнодорожных перевалочных складов.
В соответствии с частью 11 статьи 37 Федерального закона от 23 июня 2014 года N171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
Из приведенных норм права следует, что установленный в отношении спорного земельного участка с кадастровым номером 77:03:0004010:1784 вид разрешенного использования: "участки смешанного размещения общественно-деловых и производственных объектов (1.2.7/1.2.9)", действует, как на момент принятия оспариваемого в части нормативного правового акта, так и на момент рассмотрения дела судом. При этом установленный вид разрешенного использования земельного участка не подпадает под код вида разрешенного использования 3.3 "бытовое обслуживание", 4.2 "объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)", 4.6. "общественное питание".
Необходимо отметить, что ссылки Правительства Москвы на Приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" являются несостоятельными, поскольку данный нормативный правовой акт признан утратившим силу с 31 октября 2017 года на основании ПриказаМинэкономразвития Российской Федерации от 21 сентября 2017 года N470. Следовательно, на момент принятия оспариваемого пункта 9965 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП, в редакции постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2017 г. N911-ПП, положения данного нормативного правого акта не действовали.
Действительно, на момент принятия оспариваемого пункта 9689 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП, в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N789-ПП, п риказ Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N39 действовал, однако установленный вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:03:0004010:1784, несмотря на указание в нем кода "1.2.7", не соответствовал коду 1.2.7- "земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения", и коду 1.2.5 - "з емельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания", утвержденным п риказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N39.
При этом суд учитывает, что сп орное нежилое здание с кадастровым номером 77:03:0004010:1062, расположенное на спорном земельном участке, по своему фактическому использованию не может быть отнесено к зданиям, предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, по следующим обстоятельствам.
В подтверждение фактического использования нежилого здания и его помещений в целях делового, административного или коммерческого назначения административный ответчик предоставил суду акт обследования N9030746/ОФИ, составленный 20 июля 2016 года сотрудниками Государственной инспекции по недвижимости города Москвы по результатам проведенных мероприятий по обследованию спорного нежилого здания по поручению заместителя начальника Государственной инспекции по недвижимости города Москвы (л.д.145-154 том 2). Из содержания данного акта усматривается, что при проведении обследования здания доступ на объект недвижимости был предоставлен, в ходе обследования установлено, что в здании для размещения офисов используется 31,89% общей площади здания. С учетом изложенного, инспекторы Государственной инспекции по недвижимости города Москвы пришли к заключению, что здание и нежилые помещения в нём фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. К акту приложены фотографии фасада здания.
В 2017 г. административные истцы обратились в Государственную инспекцию по недвижимости города Москвы с заявлением о проведении мероприятий по определению фактического использования нежилого здания. Согласно акту о фактическом использовании нежилого здания для целей налогообложения за N9031194/ОФИ, составленному 2 февраля 2017 г. сотрудниками Государственной инспекции по недвижимости города Москвы, спорное нежилое здание фактически не используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. В ходе обследования здания инспекторы Государственной инспекции по недвижимости города Москвы установили, что нежилые помещения спорного здания фактически в основном используются под размещение складов, не связанных с торговлей, 74,86% общей площади здания, технические помещения 7,95%. При этом под размещение офисов используются помещения площадью 882,1 кв.м, что составляет 17,19 % общей площади здания (л.д.43-65 том 1).
Судом в качестве свидетеля допрошен инспектор Государственной инспекции по недвижимости города Москвы Сидоров П.А, который суду показал, что 20 июля 2016 г..он совместно с инспектором Климонтовым А.В. производили осмотр здания с кадастровым номером 77:03:0004010:1062 по адресу: г..Москва, ул. 2-я Энтузиастов, дом 5, корп.4, по результатам которого составили акт обследования за N9030746/ОФИ. Обследование здания производили с доступом в помещения здания, сопровождал вахтер здания. Здание фактически состоит из двух частей: трехэтажная часть здания и одноэтажная часть. Инспекторы зашли на первый этаж трехэтажного здания, там был холл, но по этажам не пошли, помещения фактически не осматривали, поскольку по технической документации и данным визуального осмотра указанная трехэтажная часть здания используются для размещения офисов. При обследовании этого здания 2 февраля 2017 г..инспекторы Сидоров П.А. и Белозеров А.А. проверили каждое помещение здания в присутствии пользователей этих помещений. В ходе обследования установили, что в трехэтажной части здания, была возведена мансарда (четвертый этаж). На момент обследования помещения мансарды пустовали, не использовались. На первом этаже под размещение офисов использовались нежилые помещения площадью 253 кв.м, остальные помещения использовались под склады. На втором этаже под размещение офисов использовались нежилые помещения площадью 40,5 кв.м, остальные помещения использовались под склады. На третьем этаже под размещение офисов использовались нежилые помещения площадью 148,8 кв.м, остальные помещения использовались под склады. Все помещения подвала использовались под склад. По результатам обследования установили, что в здании нежилые помещения в основном используются под размещение складов, для размещения офисов использовались помещения площадью 882,1 кв.м, что составляет 17,19%.
Вследствие этого инспекторы пришли к заключению о том, что здание и нежилые помещения в нём фактически не используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
По сведениям Государственной инспекции по недвижимости города Москвы от 7 июня 2018 г, инспектор Государственной инспекции по недвижимости города Москвы Климонтов А.В. находился в отпуске, поэтому суд не имел возможности допросить его в качестве свидетеля.
Оценивая акт Государственной инспекции по недвижимости города Москвы о фактическом использовании здания и нежилых помещений от 20 июля 2016 г. за N9030746/ОФИ в совокупности с другими доказательствами по делу, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 г. N307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 г. N257-ПП утвержден порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения. Пунктом 1.2 названного Порядка предусмотрено, что мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы. Согласно пункту 4.6 Положения о Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 25 апреля 2012 г. N184-ПП, Госинспекция является уполномоченным органом субъекта Российской Федерации - города Москвы по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения независимо от прав собственности.
Пунктами 3.4 - 3.6 П орядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения предусмотрено, что в ходе проведения мероприятий осуществляется фотосъемка, фиксирующая фактическое использование указанного здания, а также фотосъемка информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в указанном здании, указателей наименований улиц и номеров домов, расположенных на зданиях (строениях, сооружениях), в которых осуществляются мероприятия по определению вида фактического использования. По результатам проведения мероприятия по определению вида фактического использования работник Госинспекции, уполномоченный на проведение указанного мероприятия, составляет акт о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения для целей налогообложения по форме, утверждаемой совместным приказом Департамента экономической политики и развития города Москвы и Госинспекции, с приложением соответствующих фотоматериалов.
С учетом приведенных норм права, Государственная инспекция по недвижимости города Москвы наделена правом на определение вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения независимо от права собственности. Вместе с тем, предоставленный суду акт обследования фактического использовании здания и нежилых помещений от 20 июля 2016 г. за N9030746/ОФИ не соответствует приведенным требованиям пунктов 3.4 - 3.6 П орядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, поскольку инспекторы не произвели обследование всех помещений в здании, приведенные в акте обследования сведения не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, также в акте не приведены выявленные признаки размещения помещений под офисы, соответствующие подпункту 4 пункта 1.4 П орядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения.
Из предоставленных административными истцами договоров аренды нежилых помещений, действовавших в юридически значимый период времени, расчетов и поэтажного плана с указанием вида использования каждого нежилого помещения здания следует, что в спорном здании в 2017 году, 2018 году сдаются в аренду под размещение офисов нежилые помещения площадью 729,3 кв.м, что соответствует 17,7% общей площади здания (л.д. 82-184 том 1, л.д.1-136 том 2).
Так, помещения подвала, первого этажа сдаются под склады. На втором этаже под офисы сдаются помещения площадью 306,2 кв.м, на третьем этаже под размещение офисов используется площадь 329,6 кв.м, на четвертом этаже - мансарде под размещение офисов используется площадь 93,5 кв.м, остальная либо не используется, либо сдается под склады.
Суд проверил предоставленные административными истцами расчеты площадей помещений, используемых для осуществления каждого из видов деятельности в юридически значимые периоды, а также реестры договоров, исследовал непосредственно сами договоры аренды, сопоставил цели использования арендуемых помещений с их техническими характеристиками, приведенными в экспликации и поэтажном плане спорного здания, и сведениями арендаторов о фактическом использовании нежилых помещений, и пришел к выводу, что предоставленные административными истцами расчеты соответствуют фактическим обстоятельствам дела и являются правильными. Сами расчеты произведены с учетом требований Методики определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 г. N257-ПП. В ходе рассмотрения дела представитель административного ответчика не оспаривал предоставленные административными истцами расчеты и не предоставил каких-либо замечаний.
При таких обстоятельствах и руководствуясь частью 4 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает необходимым признать акт обследования Государственной инспекции по недвижимости города Москвы от 20 июля 2016 г. за N9030746/ОФИ ненадлежащим доказательством, поскольку содержащиеся в нём сведения и заключение не нашли своего подтверждения предоставленными суду доказательствами и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Заключение инспекторов Государственной инспекции по недвижимости города Москвы об использовании нежилых помещений под размещение офисов в 31,89% от общей площади здания дано без фактического обследования нежилых помещений в здании. При этом каких-либо препятствий инспекторам для обследования помещений в здании не было оказано со стороны владельцев и пользователей здания. В акте обследования не приведены выявленные признаки размещения офисных помещений, соответствующих подпункту 4 пункта 1.4 П орядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения.
Иных доказательств, подтверждающих нахождение в нежилом здании и его помещениях офисов на момент проведения Государственной инспекцией по недвижимости города Москвы мероприятий по определению вида фактического использования спорного здания и на момент принятия оспариваемого в части нормативного правового акта, суду не предоставлено. Тогда как в силу пункта 3 части 8 и части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основаниям для принятия оспариваемого нормативного правового акта, возлагается на орган, принявший этот акт.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что в юридически значимые периоды в спорном нежилом здании с кадастровым номером 77:03:0004010:1062 использовались для размещения офисов нежилые помещения площадью менее 20% от общей площади спорного здания. Следовательно, сп орное нежилое здание по своему фактическому использованию не может быть отнесено к зданиям, предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения. С учетом изложенного и вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:03:0004010:17814 однозначно не свидетельствует о том, что на нем возможно расположение зданий, предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При таких обстоятельствах земельный участок с кадастровым номером 77:03:0004010:1784 и нежилое здание с кадастровым номером 77:03:0004010:1062 не подпадают под критерии, установленные статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N64 "О налоге на имущество организаций". Вследствие этого отсутствуют правовые основания для включения нежилого здания с кадастровым номером 77:03:0004010:1062 в оспариваемые пункты приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
Положения пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривают, что суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку оспариваемый в части нормативный правовой акт не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд считает необходимым удовлетворить заявленные административные исковые требования о признании недействующими пункта 9689 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП, в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N789-ПП, и пункта 9965 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП, в редакции постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2017 г. N911-ПП.
Определяя момент, с которого указанный правовой акт признается недействующим, суд учитывает, что постановление Правительства от 29 ноября 2016 г. N789-ПП, которым внесены изменения в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП, в том числе включен оспариваемый пункт 9689 в п риложение 1, вступает в силу с 1 января 2017 года и действует по 31 декабря 2017 г. В результате последующих изменений, внесенных постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2017 г. N911-ПП, оспариваемый пункт 9689 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2017 год, не подлежит применению с 1 января 2018 г. Тогда как, с 1 января 2018 г. подлежит применению уже оспариваемый пункт 9965 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2018 год.
С учетом изложенного и в соответствии с положениями статей 3, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает необходимым признать недействующими:
- пункт 9689 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N789-ПП, с 1 января 2017 года;
- пункт 9965 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2017 г. N911-ПП, с 1 января 2018 года.
Ввиду удовлетворения заявленных административных исковых требований и на основании части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с Правительства Москвы в пользу административных истцов подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере по 300 руб.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Правительства Москвы - "Вестник Мэра и Правительства Москвы" и размещению на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить административное исковое заявление Изотовой Надежды Александровны и Боярчука Дениса Михайловича.
Признать недействующим пункт 9689 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N789-ПП, с 1 января 2017 года.
Признать недействующим пункт 9965 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2017 г. N911-ПП, с 1 января 2018 года.
Взыскать с Правительства Москвы в пользу Изотовой Надежды Александровны расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (триста) руб.
Взыскать с Правительства Москвы в пользу Боярчука Дениса Михайловича расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (триста) руб.
Сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Правительства Москвы - "Вестник Мэра и Правительства Москвы" и размещению на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья Московского
городского суда Н.Ю. Севастьянова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.