Президиум Московского городского суда в составе:
председательствующего - Фомина Д.А,
членов Президиума: Базьковой Е.М, Васильевой Н.А, Ишмуратовой Л.Ю, Курциньш С.Э, Панарина М.М.
рассмотрел уголовное дело по кассационной жалобе адвоката Мухитдинходжиева О.Л. в защиту осужденного Прожерина А.П. о пересмотре приговора Пресненского районного суда города Москвы от 15 мая 2017 года, которым
Прожерин А.П, ***, несудимый
осужден по ч. 1 ст. 159.5 УК РФ к штрафу в размере 70 000 рублей, ч. 3 ст. 30, ч. 3 ст. 159.5 УК РФ (2 преступления) к 2 годам лишения свободы за каждое, ч. 3 ст. 159.5 УК РФ к 3 годам лишения свободы, ч. 4 ст. 159.5 УК РФ (3 преступления) к 4 годам лишения свободы за каждое. На основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний окончательно назначено 6 лет лишения свободы в колонии общего режима со штрафом в размере 70 000 рублей.
Срок отбывания наказания исчислен с 15 мая 2017 года с зачетом времени содержания под стражей с 10 февраля 2015 года по 8 февраля 2016 года.
По уголовному делу также осуждены Ангелец Т.А, Глухов М.В, судебные решения в отношении которых не обжалуются.
За гражданскими истцами признано право на удовлетворение гражданских исков, вопрос о размере которых передан на рассмотрение в порядке гражданского судопроизводства.
Приговором решена судьба вещественных доказательств.
Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Московского городского суда от 12 марта 2018 года приговор суда в отношении Прожерина А.П. изменен: уточнено во вводной части приговора, что Прожерин А.П. обвиняется в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 159.5 УК РФ, ч. 3 ст. 30, ч. 3 ст. 159.5 УК РФ, ч. 3 ст. 30, ч. 3 ст. 159.5 УК РФ, ч. 3 ст. 159.5 УК РФ, ч. 4 ст. 159.5 УК РФ, ч. 4 ст. 159.5 УК РФ, ч. 4 ст. 159.5 УК РФ; квалифицированы действия Прожерина А.П. по двум преступлениям, предусмотренным ч. 3 ст. 30, ч. 3 ст. 159.5 и ч. 3 ст. 159.5 УК РФ, в редакции Федерального закона N 207 от 29 ноября 2012 года; смягчено наказание по каждому из двух преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 30, ч. 3 ст. 159.5 УК РФ до 1 года 11 месяцев лишения свободы и по ч. 3 ст. 159.5 УК РФ до 2 лет 11 месяцев лишения свободы и на основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний окончательно назначено 5 лет 9 месяцев лишения свободы в колонии общего режима со штрафом в размере 70 000 рублей. В остальной части приговор суда в отношении Прожерина А.П. оставлен без изменения.
В кассационной жалобе адвокат Мухитдинходжиев О.Л. оспаривает законность и обоснованность состоявшихся в отношении Прожерина А.П. судебных решений. Указывает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела; преступления, квалифицированные органом предварительного следствия и судом, как совершенные организованной группой, а также те, которые совершены группой лиц по предварительному сговору, надлежит квалифицировать как группой лиц по предварительному сговору и группой лиц соответственно; преступления, связанные с регистрацией и страховкой автомобиля "***" марки ***, надлежит квалифицировать как единое преступление; судом не мотивирован отказ в применении положений ч. 6 ст. 15 УК РФ; Прожерин А.П. активно способствовал раскрытию и расследованию преступления, большинство преступлений были раскрыты исключительно благодаря первоначальным показаниям Прожерина А.П. С учетом изложенного просит судебные решения изменить по доводам кассационной жалобы и назначить Прожерину А.П. наказание, не связанное с лишением свободы.
Заслушав доклад судьи Свиренко О.В, изложившей обстоятельства дела, содержание судебных решений, доводы кассационной жалобы и основания ее передачи для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, выслушав адвоката Мухитдинходжиева О.Л. и осужденного Прожерина А.П. по доводам кассационной жалобы адвоката, мнение заместителя прокурора города Москвы Ведерникова В.В, полагавшего необходимым судебные решения изменить, освободить Прожерина П.А. от назначенного наказания за совершенное преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 159.5 УК РФ, за истечением сроков давности привлечения к уголовной ответственности, и на основании ч. 3 ст. 69 УК РФ назначить Прожерину А.П. к отбытию 5 лет 9 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима, в остальном судебные решения оставить без изменения, Президиум
установил:
Прожерин А.П. признан виновным и осужден за мошенничество в сфере страхования, т.е. хищение чужого имущества путем обмана относительно наступления страхового случая, организованной группой (2 преступления); за мошенничество в сфере страхования, т.е. хищение чужого имущества путем обмана относительно наступления страхового случая, организованной группой, в крупном размере; за мошенничество в сфере страхования, т.е. хищение чужого имущества путем обмана относительно наступления страхового случая, группой лиц по предварительному сговору, в крупном размере; за мошенничество в сфере страхования, т.е. хищение чужого имущества путем обмана относительно наступления страхового случая, покушение на мошенничество в сфере страхования, т.е. хищение чужого имущества путем обмана относительно наступления страхового случая, группой лиц по предварительному сговору, в крупном размере (2 преступления).
Преступления совершены в городе Москве при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
Изучив материалы уголовного дела, проверив доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав мнения участников судебного заседания, Президиум приходит к следующим выводам.
Выводы суда о доказанности вины осужденного Прожерина А.П. в совершении преступлений являются правильными и основаны на совокупности доказательств, исследованных в судебном заседании и получивших обоснованную оценку в приговоре суда.
По смыслу статьи 401.1 УПК РФ при рассмотрении кассационных жалобы, представления суд (судья) кассационной инстанции проверяет только законность судебных решений, то есть правильность применения норм уголовного и норм уголовно-процессуального права (вопросы права).
С учетом данного ограничения доводы кассационной жалобы, если в ней оспаривается правильность установления судом фактических обстоятельств дела (вопросы факта), проверке не подлежат.
Из установленных судом фактических обстоятельств дела следует, что
не позднее декабря 2012 года Прожериным А.П. была организована устойчивая преступная группа лиц, заранее объединившихся для совершения хищения денежных средств путем обмана относительно наступления страхового случая. В приговоре убедительно мотивировано наличие всех признаков, присущих организованной группе, а также изложены роли в ее организации и последующих действиях как Прожерина А.П, так и его соучастников.
При таких обстоятельствах суд пришел к верному выводу о совершении Прожериным А.П. трех преступлений в составе организованной группы, трех преступлений - группой лиц по предварительному сговору, и одного преступления без соучастников, верно квалифицировав содеянное (с учетом изменений, внесенных апелляционной инстанцией) по двум преступлениям по ч. 3 ст. 30, ч. 3 ст. 159.5 УК РФ (в редакции Федерального закона N 207 от 29 ноября 2012 года); ч. 3 ст. 159.5 УК РФ (в редакции Федерального закона N 207 от 29 ноября 2012 года); по трем преступлениям по ч. 4 ст. 159.5 УК РФ, и по ч. 1 ст. 159.5 УК РФ.
Вопреки доводам кассационной жалобы, оснований для квалификации действий Прожерина А.П, связанных с регистрацией и страхованием автомобиля "***" марки ***, как единого преступления, по делу не имеется, учитывая, что преступления совершались с интервалом во времени, с заключением самостоятельных договоров страхования, ущерб причинен различным страховым компаниям.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 401.15 УПК РФ основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
Согласно ч. 1 ст. 6 УК РФ наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного.
В соответствии с п. "а" ч. 1 ст. 78 УК РФ лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления истекли два года после совершения преступления небольшой тяжести. Сроки давности исчисляются со дня совершения преступления и до момента вступления приговора суда в законную силу.
Согласно ст. 15 УК РФ, преступления, предусмотренные ч. 1 ст. 159.5 УК РФ, относятся к категории преступлений небольшой тяжести.
Преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 159.5 УК РФ, было окончено 25 февраля 2013 года, т.е. как на момент постановления приговора, так и на момент рассмотрения уголовного дела судом апелляционной инстанции, истекли предусмотренные ст. 78 УК РФ сроки давности привлечения к уголовной ответственности, в связи с чем от назначенного за совершение данного преступления наказания Прожерин А.П. подлежит освобождению.
Кроме того, как усматривается из материалов уголовного дела, 31 января 2015 года было возбуждено уголовное дело в отношении неустановленных лиц по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 159.5 УК РФ по факту получения незаконной страховой компенсации в страховой компании ОАО "***" в размере *** руб. (т. 1 л. д. 1), в ходе допроса по которому в качестве подозреваемого 10 февраля 2015 года Прожерин А.П. дал подробные и последовательные показания по всем преступлениям, в совершении которых он признан виновным настоящим приговором. Данное обстоятельство не было учтено судами предыдущих инстанций при назначении наказания, хотя безусловно относится к числу иных смягчающих наказание, прямо не предусмотренных ст. 61 УК РФ, поскольку уголовные дела по остальным эпизодам преступной деятельности Прожерина А.П. были возбуждены после дачи им указанных признательных показаний, соответственно 3 июня и 28 августа 2015 года и 9 января 2016 года.
С учетом признания изложенного Президиум Московского городского суда считает необходимым снизить назначенное Прожерину А.П. наказание за совершение каждого преступления и по совокупности совершенных преступлений, соглашаясь при этом с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для изменения категории совершенных преступлений.
Иных оснований для изменения состоявшихся судебных решений Президиум Московского городского суда не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 401.14 - 401.16 УПК РФ, Президиум
постановил:
кассационную жалобу адвоката Мухитдинходжиева О.Л. в защиту осужденного Прожерина А.П. удовлетворить частично.
Приговор Пресненского районного суда города Москвы от 15 мая 2017 года и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Московского городского суда от 12 марта 2018 в отношении
Прожерина А.П. - изменить:
На основании п. "а" ч. 1 ст. 78 УК РФ освободить Прожерина А.П. от назначенного наказания по ч. 1 ст. 159.5 УК РФ за истечением сроков давности.
Снизить назначенное Прожерину А.П. наказание по: ч. 3 ст. 30, ч. 3 ст. 159.5 УК РФ (2 преступления) до 1 года 8 месяцев лишения свободы за каждое, ч. 3 ст. 159.5 УК РФ до 2 лет 8 месяцев лишения свободы, ч. 4 ст. 159.5 УК РФ (3 преступления) до 3 лет 9 месяцев лишения свободы за каждое. На основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний окончательно назначить 5 лет 3 месяца лишения свободы в исправительной колонии общего режима.
На основании п. "в" ч. 3.1 ст. 72 УК РФ (в редакции Федерального закона от 03 июля 2018 года N 186-ФЗ) время содержания под стражей Прожерина А.П. с 10 февраля 2015 года по день вступления приговора в законную силу 12 марта 2018 года (включительно) зачесть в срок лишения свободы из расчета один день за полтора дня отбывания в исправительной колонии общего режима, с учетом положений, предусмотренных ч. 3.3 ст. 72 УК РФ.
В остальном судебные решения оставить без изменения.
Председательствующий Д.А. Фомин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.