Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу Айдинова С.В. в защиту Акционерного общества "Армадилло Бизнес Посылка" на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 310 района Ростокино города Москвы от 27 ноября 2017 года и решение судьи Останкинского районного суда города Москвы от 06 февраля 2018 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 310 района Ростокино города Москвы от 27 ноября 2017 года АО "Армадилло Бизнес Посылка" (далее также - Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 70 000 (семьдесят тысяч) рублей.
Решением судьи Останкинского районного суда города Москвы от 06 февраля 2018 года постановление мирового судьи судебного участка N 310 района Ростокино города Москвы от 06 февраля 2018 года оставлено без изменения, жалоба защитника Айдинова С.В. - без удовлетворения.
В настоящей жалобе АО "Армадилло Бизнес Посылка" просит об отмене названных судебных актов и прекращении производства по делу, указывая на незаконное составление протокола об административном правонарушении в отсутствие законного представителя Общества, не извещенного в установленном законом порядке о дате, времени и месте его составления.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Административная ответственность по ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ наступает за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор.
Как было установлено мировым судьей при рассмотрении дела, АО "Армадилло Бизнес Посылка", расположенное по адресу: г. Москва, ул. Докукина, д. 16, стр.1, не выполнило в установленный срок законного предписания органа, осуществившего государственный пожарный надзор N 44/1/32 от 29 марта 2016 года со сроком исполнения до 04.09.2017, а именно пункты 4-7 об устранении нарушений правил пожарной безопасности на объекте, расположенном по адресу: Московская область, г. Домодедово, мкр. Северный, ул. Логистическая, д. 1/7.
Указанные действия Общества квалифицированы мировым судьей по ч. 12 ст.19.5 КоАП РФ.
Признавая вину АО "Армадилло Бизнес Посылка" в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ доказанной, мировой судья сослался на представленные в материалы дела доказательства, в частности: протокол об административном правонарушении; распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки; акт проверки; копию предписания N 44/1/32; копию устава и иные материалы дела, признав данную совокупность достаточной для установления всех фактических обстоятельств, имеющих значения для данного дела.
С таким выводом согласился судья Останкинского районного суда г. Москвы при рассмотрении жалобы защитника Айдинова С.В, поданной на постановление мирового судьи.
Между тем указанные выше судебные акты нельзя признать законными в связи со следующим.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений ( статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В силу ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.
По смыслу нормативных положений, закрепленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, протокол об административном правонарушении является основным процессуальным документом, в котором приводятся основания для привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу ст. 25.4 КоАП РФ защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители.
Согласно ст. 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
Таким образом, законный представитель юридического лица должен быть в обязательном порядке уведомлен органом административной юрисдикции о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
При этом законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение ( ч. 2 ст. 25.4 КоАП РФ).
Согласно ст. 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц. Если юридическое лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, ведет дело через представителя, извещение также направляется по месту нахождения (месту жительства) представителя.
В протоколе об административном правонарушении от 25 сентября 2017 года N 134, составленном государственным инспектором по пожарному надзору городского округа Домодедово, инспектором отдела надзорной деятельности по городскому округу Домодедово * А.М. в отношении АО "Армадилло Бизнес Посылка", указано, что при его составлении участвовал законный представитель Общества Фатеров А.С. (л.д. 4).
Между тем генеральным директором АО "Армадилло Бизнес Посылка" на момент составления протокола являлся * А.В. (л.д. 14). В соответствии с Уставом АО "Армадилло Бизнес Посылка" генеральный директор Общества является единственным лицом, представляющим интересы Общества в отношениях с третьими лицами (л.д. 15-31).
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в качестве которого в соответствии со ст. 25.5 КоАП РФ может быть допущен адвокат или иное лицо. При этом полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием, а полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом (ч. 3 ст. 25.5 КоАП РФ).
Защитник допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении и пользуется всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство, включая предусмотренное ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ право на представление объяснений и замечаний по содержанию протокола.
Из приложенной к протоколу об административном правонарушении доверенности от 01.01.2017 N 83/2017, выданной на имя Фатерова А.С, усматривается, что последний уполномочен представлять интересы АО "Армадилло Бизнес Посылка" лишь в ЗАО "Совместное предприятие "Евразия М4" в рамках взаимоотношений, возникших по договору аренды нежилых помещений N 05/06-2015 г. Полномочия на представление интересов Общества при рассмотрении дел об административных правонарушениях в указанной доверенности отсутствуют.
Доказательств, свидетельствующих о том, что законный представитель АО "Армадилло Бизнес Посылка" извещался органом административной юрисдикции о времени и месте составления протокола каким-либо из перечисленных в ст. 25.15 КоАП РФ способом, в материалах дела не имеется.
Следовательно, протокол об административном правонарушении является недопустимым доказательством, и не мог быть использован судом при вынесении постановления.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", возвращение протокола возможно только при подготовке дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку часть 2 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении может быть возвращен судьей должностному лицу, его составившему, исключительно при подготовке дела об административном правонарушении к судебному рассмотрению.
Возвращение протокола об административном правонарушении после принятия решения о назначении рассмотрения дела исключается.
Кроме того, как следует из материалов дела, основанием для возбуждения в отношении АО "Армадилло Бизнес Посылка" дела об административном правонарушении по ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ послужили результаты внеплановой выездной проверки, проведенной должностными лицами ОНД по г.о. Домодедово УНД и ПР ГУ МЧС России по Московской области на основании распоряжения от 18.09.2017 N 194 (л.д. 5-8).
Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Типовая форма распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
В соответствии с требованиями ч. 16 ст. 10 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" о проведении внеплановой выездной проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом, в том числе посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.
В силу ч. 1 ст. 20 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
К грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных, в том числе частью 16 (в части срока уведомления о проведении проверки) статьи 10 настоящего Федерального закона (п. 1 ч. 2 ст. 20 Федерального закона).
Сведений о том, что АО "Армадилло Бизнес Посылка" было уведомлено о проведении в отношении него внеплановой выездной проверки, материалы дела не содержат, вследствие чего акт проверки от 25.09.2017 N 194 не может быть признан допустимым доказательством по делу.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Из содержания пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 данного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N 310 района Ростокино города Москвы от 27 ноября 2017 года и решение судьи Останкинского районного суда города Москвы от 06 февраля 2018 года, вынесенные в отношении АО "Армадилло Бизнес Посылка" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении Общества подлежит прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные судебные постановления ( пункт 4 части 2 статьи 30.17 названного Кодекса).
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17 и 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка N 310 района Ростокино города Москвы от 27 ноября 2017 года и решение судьи Останкинского районного суда города Москвы от 06 февраля 2018 года, вынесенные в отношении Акционерного общества "Армадилло Бизнес Посылка" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены состоявшиеся по делу судебные постановления.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.