Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалоб у защитника Маланчука О.Н., поданную в интересах общества с ограниченной ответственностью "РН-Драгмет", на вступивш ие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 428 района Хорошево-Мневники района города Москвы от 19 марта 2018 года в редакции определения от 28 марта 2018 года об исправлении описки и решение судьи Хорошевского районного суда города Москвы от 23 апреля 2018 года по делу об административном правонарушении ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 428 района Хорошево-Мневники района города Москвы от 19 марта 2018 года в редакции определения от 28 марта 2018 г. об исправлении описки общество с ограниченной ответственностью "РН-Драгмет" (далее ООО "РН-Драгмет", Общество) признан о виновн ым в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.14 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей.
Решением судьи Хорошевского районного суда города Москвы от 23 апреля 2018 года указанное постановление мирового судьи оставлено без изменения, жалоба защитника Маланчука О.Н. - без удовлетворения.
В настоящей жалобе защитник Маланчук О.Н. просит об отмене названных судебных актов и прекращении производства по делу, ссылаясь на отсутствие в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.14 КоАП РФ, поскольку сведения по форме N 2-ДМ заполняются нарастающим итогом с начала отчетного периода, срок их предоставления определен до 01 марта 2018 г, указанный срок предоставления Обществом не был нарушен; требования о предоставлении сведений по указанной форме за первое полугодие 2017 г. запрос административного органа не содержал; выявленные административным органом несоответствия в данных остатка количества драгоценных металлов на конец отчетного периода 2016 г. и начало отчетного периода 2017 г. были устранены Обществом, пояснения и дополнительная объяснительная записка по данному факту предоставлялась административному органу, при этом направление исправленной статистической формы не требуется; Общество не является субъектом, хозяйственная деятельность которого связана с оборотом драгоценных металлов в процессе производства, в связи с чем, правила п. 14 Инструкции Минфина России N 231н "О порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении" применяться не могут; протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом в иную дату в отсутствие представителя защитника Общества, подавшего ходатайство о переносе даты составления данного процессуального документа; нарушение срока давности привлечения Общества к административной ответственности.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 19.14 КоАП РФ административная ответственность наступает за н арушение установленных правил извлечения, производства, использования, обращения ( торговли, перевозки, пересылки, залоговых операций, сделок, совершаемых банками с физическими и юридическими лицами), получения, учета и хранения драгоценных металлов, жемчуга, драгоценных камней или изделий, их содержащих, а равно правил сбора и сдачи в государственный фонд лома и отходов таких металлов, камней или изделий.
Постановлением Правительства РФ от 28.09.2000 N 731 утверждены Правила учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности ( далее - Правила).
Указанные Правила, разработанные в соответствии с Федеральным законом "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" и в целях обеспечения контроля за движением и сохранностью драгоценных металлов и драгоценных камней при их добыче, производстве, использовании и обращении, устанавливают порядок хранения, учета и ведения отчетности об использовании драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий из них и изделий, их содержащих. Они распространяются на все юридические лица, в том числе воинские части и воинские формирования, а также на граждан, зарегистрированных в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, сбора, заготовки, первичной обработки и переработки лома и отходов драгоценных металлов и рекуперации драгоценных камней, а также использующих изделия, содержащие драгоценные металлы и драгоценные камни.
В соответствии с указанными Правилами Приказом Минфина России от 09.12.2016 N 231н утверждена Инструкция о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении (далее - Инструкция), которая устанавливает порядок учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении.
В силу пункта 5 Инструкции у чет драгоценных металлов и драгоценных камней во всех видах и состояниях, включая драгоценные металлы и драгоценные камни, входящие в состав покупных комплектующих деталей, изделий, приборов, инструментов, оборудования, вооружения, военной техники, материалов, полуфабрикатов (в том числе закупаемых за границей) и содержащиеся в ломе и отходах драгоценных металлов и отходах драгоценных камней, а также в продукции из них, осуществляется организациями на всех стадиях и операциях технологических, производственных и других процессов, связанных с их использованием и обращением.
Учет драгоценных металлов и драгоценных камней должен обеспечивать:
- своевременность и точность сведений об их количестве и местонахождении;
- контроль за движением драгоценных металлов и драгоценных камней по материально ответственным лицам, структурным подразделениям и организации в целом;
- достоверность данных в составляемых формах отчетности.
В соответствии с пунктом 14 Инструкции з аписи в карточках, книгах учета и других документах строгой отчетности по драгоценным металлам, драгоценным камням и содержащим их изделиям производятся на основе оформленных в установленном порядке актов (накладных) приемки-передачи основных средств, малоценных и быстроизнашивающихся предметов; актов о приемке материалов; инвентарных карточек учета основных средств, малоценных и быстроизнашивающихся предметов; карточек учета материалов; лимитно-заборных карт; требований; накладных; актов выбытия; товарных накладных и других форм первичной документации, при этом записи операций по приходу и расходу драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий (без снятия фактического наличия драгоценных металлов и драгоценных камней) производятся после осуществления каждой операции с выведением остатка на конец рабочего дня (смены).
Организации представляют первичные статистические данные о движении драгоценных металлов и драгоценных камней по утвержденным формам федерального государственного статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм (пункт 50 Инструкции).
Постановлением Федеральная служба государственной статистики от 14 ноября 2007 г. N 88 "Об утверждении статистического инструментария для организации Минфином России статистического наблюдения за поступлением, расходом и остатками алмазов, драгоценных металлов и изделий из них" утверждены представленные Министерством финансов Российской Федерации прилагаемые формы федерального государственного статистического наблюдения с порядками по их заполнению и представлению для сбора и обработки данных в системе Минфина России.
Так формы N 2-ДМ "Сведения об остатках, поступлении и расходе драгоценных металлов и изделий из них" и Приложение к форме N 2-ДМ "Сведения об остатках, поступлении и сдаче драгоценных металлов в виде лома и отходов для последующей переработки и аффинажа" предоставляются в виде полугодовых, годовых с отчета за январь - декабрь 2007 года.
При этом согласно установленному указанным выше Постановлением от 14 ноября 2007 г. N 88 порядку заполнения и представления формы государственного статистического наблюдения (государственной статистической отчетности) отчеты составляются на бланке формы N 2-ДМ и приложения к форме N 2-ДМ и представляется в сроки и адреса, указанные на титульном листе формы.
Как следует из материалов дела, ООО "РН-Драгмет" (адрес места нахождения : г. Москва, ул. Народного ополчения, д. 34 стр. 1) осуществляет деятельность по оптовой торговле золотом и складированию (хранению, драгоценных металлов, собственных и сторонних организаций).
В период с 06 февраля 2018 года по 19 февраля 2018 года в отношении ООО "РН-Драгмет" должностным лицом Государственной инспекции пробирного надзора по городу Москве и Московской области Федерального казенного учреждения "Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации" (далее - Госинспекция) в соответствии с распоряжением проведена плановая документарная проверка соблюдения требований законодательных и нормативных актов в области производства, использования и обращения драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них.
По результатам проведенной проверки установлено, что ООО "РН-Драгмет" осуществляет деятельность с драгоценными металлами и драгоценными камнями с нарушением требований Постановления Правительства РФ N 731 от 28.09.2000 "Об утверждении Правил учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности" (с изменениями и дополнениями) и "Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении", утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации N 231н от 09 декабря 2016 года (далее - Инструкция N 231н), а именно:
- в нарушение п. 14 Инструкции в Журнале "учета движения лома и отходов драгоценных металлов" остаток драгоценных металлов не выводится после осуществления приходно-расходных операций;
- в нарушение п. 5 Инструкции при составлении формы статистической отчетности N2-ДМ не совпадает количество остатков драгоценных металлов (золото, серебро, палладий) на конец отчетного периода 2016 года и начало отчетного периода 2017 года, что не обеспечивает достоверность данных в составляемых формах отчетности; исправленная форма N2-ДМ с пояснениями не направлялась в соответствующие адреса;
- в нарушение п. 50 Инструкции формы государственного статистического наблюдения за движением драгоценных металлов за первое полугодие 2017 года не составлялись и не предоставлялись в соответствующие адреса, тем самым, нарушены сроки и периодичность предоставления форм статистической отчетности.
Указанные действия ООО "РН-Драгмет" квалифицированы по ст. 19.14 КоАП РФ.
Факт совершения ООО "РН-Драгмет" административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.14 КоАП РФ, и его виновность подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом N *** об административном правонарушении от 21 февраля 2018 года; актом проверки N***, датированным 19.02.2017; распоряжением о проведении плановой документарной проверки от 22.01.2018; запросом о предоставлении документов для проведения плановой документарной проверки от 22.01.2018; уведомлением о постановке на специальный учет и карточкой учета юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, и присвоением ему учетного номера; учредительными документами в отношении ООО "РН-Драгмет", а также иными материалами дела.
Вместе с тем из материалов дела следует, что в качестве доказательств виновности ООО "РН-Драгмет" в обжалуемом постановлении мирового судьи указаны устные объяснения главного контролёра по надзору за производством, использованием и обращением драгоценных камней Госинспекции ***, при этом при получении данных объяснений вышеназванное лицо не предупреждалось об административной ответственности по ст. 17.9 КоАП РФ за дачу заведомо ложных показаний, в связи с чем, в силу ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ, согласно которой не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона, данные объяснения являются недопустимыми и подлежат исключению из числа доказательств. Однако указанное обстоятельство не влияет на законность и обоснованность обжалуемого постановления мирового судьи, так как совокупность иных исследованных доказательств является достаточной для установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.14 КоАП РФ, в отношении ООО "РН-Драгмет".
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО "РН-Драгмет" состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.14 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что у Общества отсутствовала обязанность по предоставлению отчета за 2017 года, так как срок предоставления указанного отчета формы федерального государственного статистического наблюдения за движением драгоценных металлов (формы N2-ДМ, N4-ДМ, приложения N2-ДМ) на момент направления запроса о предоставлении документов для проведения плановой документарной проверки, то есть 22 января 2017 года, не наступил, не влечет отмену или изменение судебных актов по следующим основаниям.
Как указывалось выше, пунктом 50 Инструкции и Постановлением Федеральная служба государственной статистики от 14 ноября 2007 г. N 88 предусмотрена обязанность организации представлять первичные статистические данные о движении драгоценных металлов и драгоценных камней по утвержденным формам федерального государственного статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.
Из представленной в дело в качестве одного из доказательств вины Общества в совершении правонарушения формы N 2-ДМ за 2016 г. усматривается, что срок её предоставления установлен для годовой - 1 марта, для полугодовой - 5 августа после отчетного периода, указаны наименования и адреса организаций, куда необходимо направлять отчетность, а также периодичность направления - полугодовая, годовая (л.д. 77 - 81).
Учитывая, что названными выше нормативными актами установлена обязанность не только по составлению, но и предоставлению отчетности юридическим лицом, осуществляющим деятельность с драгоценными металлами, на Обществе лежала обязанность по предоставлению указанным в форме лицам -Гохрану России и Росстату заполненной формы отчетности N 2-ДМ за первое полугодие 2017 г. не позднее 5 августа 2017 г, чего ООО "РН-Драгмет" выполнено не было. Фактически указанная отчетность предоставлена только 01 марта 2018 г. (л.д. 168-169).
Вопреки доводу жалобы действие п. 14 Инструкции распространяется на организации, занимающиеся добычей и производством драгоценных металлов.
В данном случае в ходе проведения проверки было установлено, что основным источником поступлений драгоценных металлов Обществу являются отработанные катализаторы, образующиеся в результате хозяйственной деятельности предприятий нефтепереработки и нефтехимии. Общество приобретает отработанные катализаторы, содержащие драгметаллы, а также другие виды лома и отходов, содержащие драгоценные металлы для дальнейшей переработки и аффинаж, а также осуществляет поставку компонентов (соединений драгоценных металлов) для изготовления новых катализаторов. Для переработки драгоценных металлов Обществом привлекаются специализированные предприятия, в том числе аффинажные организации.
Согласно статьи 1 Федерального закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" под производством драгоценных металлов следует понимать извлечение драгоценных металлов из добытых комплексных руд, концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы, а также из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, аффинаж драгоценных металлов.
При таких обстоятельствах Общество, занимаясь производством драгоценных металлов из лома и отходов производства путем их переработки посредством третьих лиц - аффинажных организаций, обязано соблюдать требований п. 14 Инструкции, а именно производить запись по приходу и расходу полученных драгоценных металлов после осуществления каждой операции с выведением остатка на конец рабочего дня.
Р авным образом не влечёт отмену вынесенных судебных актов довод жалобы о допущенном должностным лицом нарушении прав Общества, выразившемся, по мнению автора жалобы, в составлении протокола об административном правонарушении в отсутствие законного представителя и (или) защитника Общества.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 указанного Кодекса.
В силу статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу ( часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Как усматривается из материалов дела, уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении получено лично защитником ООО "РН-Драгмет" Маланчуком О.Н, действующим от имени Общества на основании выданной ему генеральным директором доверенности N*** от 05.08.2017, что подтверждается подписью и собственноручной записью последнего от 19 февраля 2018 года (л.д. 19-20, 30).
Из протокола об административном правонарушении следует, что 21 февраля 2018 года на составление протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.14 КоАП РФ, в отношении ООО "РН-Драгмет" защитник Маланчук О.Н. явился (л.д. 2). При этом от подписи в указанном протоколе защитник Маланчук О.Н. отказался, о чем должностным лицом Госинспекции, в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ, сделана соответствующая отметка. Копия протокола об административном правонарушении сразу после его составления выдана на руки Маланчуку О.Н, который отказался от подписи в получении копии данного документа.
21 февраля 2018 г. Маланчуком О.Н. подано ходатайство о переносе даты составления протокола об административном правонарушении, которое зарегистрировано Государственной инспекцией пробирного надзора по г. Москве и Московской области в этот же день за N *** (л.д. 9).
Указанное ходатайство рассмотрено надлежащим образом, в его удовлетворении отказано, как непосредственно должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, о чем в протоколе сделана соответствующая запись, так и дополнительно Врио начальника инспекции, о чем вынесен отдельный акт (л.д. 10).
Не согласиться с таким разрешением ходатайства оснований не имеется, поскольку удовлетворение ходатайства об отложении процессуальных действий является правом, а не обязанностью административного органа, данный вопрос решается с учетом задач законодательства об административных правонарушениях, названных в статье 1.2 КоАП РФ.
Таким образом, оснований полагать, что право Общества на защиту нарушено не имеется.
Вопреки доводу жалобы постановление о привлечении ООО "РН-Драгмет" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.14 КоАП РФ, вынесено с соблюдением установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ 3 - месячного срока давности привлечения к административной ответственности, подлежащего исчислению с даты выявления административного правонарушения, которой является 19 февраля 2018 г. - дата составления акта проверки, поскольку допущенное Обществом правонарушение является длящимся.
Указание в акте проверки даты его составления 19 февраля 2017 г. является технической ошибкой и не свидетельствует о нарушении срока привлечения Общества к административной ответственности.
Так, из имеющихся в материалах дела документов - распоряжения и уведомления о проведении проверки, текста самого акта, извещения о вызове генерального директора Общества на составление протокола об административном правонарушении, усматривается, что все события, связанные с проведением Государственной инспекцией пробирного надзора по г. Москве и Московской области плановой документарной проверки в отношении ООО "РН-Драгмет" относятся к 2018 году, при этом периодом окончания данной проверки во всех документах значится 19 февраля 2018 года.
Иные доводы заявителя, приводимые им в защиту ООО "РН-Драгмет", не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого постановления, поскольку проверялись судебными инстанциями при рассмотрении дела и жалобы и были обоснованно отклонены по основаниям, изложенным в судебных актах. Выводы судебных инстанций в этой части сомнений не вызывают и оснований для их пересмотра, о чем заявитель просит в настоящей жалобе, не имеется.
Изучение материалов дела свидетельствует о том, что при рассмотрении дела и жалобы судебные инстанции правильно установили все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дали надлежащую юридическую оценку действиям ООО "РН-Драгмет" и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришли к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.14 КоАП РФ, и виновности ООО "РН-Драгмет" в его совершении.
Административное наказание в виде административного штрафа, назначенное ООО "РН-Драгмет" в минимальном размере, предусмотренным санкцией ст. 19.14 КоАП РФ для юридических лиц, соответствует требованиям ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, является справедливым, соразмерным содеянному и отвечает целям административного наказания, установленным ст. 3.1 КоАП РФ.
Бремя доказывания по делу распределено правильно, с учётом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности судебными инстанциями не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу ООО "РН-Драгмет" не усматривается.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену обжалуемых судебных актов.
Порядок привлечения ООО "РН-Драгмет" к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17 и 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка N 428 района Хорошево-Мневники района города Москвы от 19 марта 2018 года в редакции определения об исправлении описки от 28 марта 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.14 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью "РН-Драгмет" изменить, исключить из числа доказательств показания главного контролёра по надзору за производством, использованием и обращением драгоценных камней Госинспекции ***.
В остальной части постановление мирового судьи судебного участка N 428 района Хорошево-Мневники района города Москвы от 19 марта 2018 года в редакции определения об исправлении описки от 28 марта 2018 года и решение судьи Хорошевского районного суда города Москвы от 23 апреля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.14 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью "РН-Драгмет" оставить без изменения, жалобу защитника Маланчука О.Н. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.