Заместитель председателя Московского городского суда Е.М. Базькова., рассмотрев протест заместителя прокурора города Москвы Ведерникова В.В. на вступившее в законную силу постановление судьи Чертановского районного суда города Москвы от 03 августа 2015 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Чертановского районного суда города Москвы от 03 августа 2015 года гражданка Кыргызской Республики Таштанбекова А.признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.18.8 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000,00 (пять тысяч) рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме самостоятельного контролируемого выезда.
В порядке, предусмотренном ст.ст. 30.1-30.3 КоАП РФ постановление судьи районного суда не обжаловалось.
В настоящем протесте заместитель прокурора Ведерников В.В. просит об отмене названного судебного акта и прекращении производства, указывая на наличие у Таштанбековой А. вида на жительство в Российской Федерации, выданного УФМС России по Пермскому краю, а также на наличие семьи, члены которой являются гражданами Российской Федерации.
П роверив материалы дела, изучив доводы протеста, прихожу к следующему.
Согласно ч.1.1 ст. 18.8 КоАП РФ ( в редакции, действовавшей на момент установления обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Таштанбековой А. к административной ответственности) административная ответственность наступает за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния
В соответствии с ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент установления обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Таштанбековой А. к административной ответственности) нарушения, предусмотренные частями 1, 1.1 и 2 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, влекут наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон о правовом положении иностранных граждан) миграционная карта - документ, содержащий сведения о въезжающих или прибывших в Российскую Федерацию иностранном гражданине или лице без гражданства и о сроке их временного пребывания в Российской Федерации, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на временное пребывание в Российской Федерации, а также служащий для контроля за временным пребыванием в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.
В силу ст.25.10 Федерального закона Федеральный закон от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При рассмотрении дела судьей районного суда установлено, что 02 августа 2015 года в 18 часов 55 минут по адресу: г. Москва, мкр. Северное Чертаново, д. 1 в результате проверки соблюдения требований миграционного законодательства сотрудниками ОМВД России по району Чертаново Северное г.Москвы была выявлена гражданка Кыргызской Республики Таштанбекова А, допустившая нарушение ст.ст.2,10 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", а именно режима пребывания иностранных граждан в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии при себе на момент задержания документов, подтверждающих право на пребывание на территории Российской Федерации (паспорт, миграционная карта, документ о постановке на миграционный учет по месту пребывания).
Действия Таштанбековой А. квалифицированы по ч.3 ст. 18.8 КоАП РФ.
В основу вывода о виновности Таштанбековой А. в совершении административного правонарушения судья районного суда сослался на совокупность доказательств, а именно: протокол об административном правонарушении; письменные объяснения Таштанбековой А.; выписку из АС ЦБДУИГ; рапорт сотрудника полиции; протокол о доставлении лица, совершившего административное правонарушение; протокол об административном задержании; справку ОУФМС РФ.
Между тем с таким выводом судьи районного суда нельзя согласиться.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях является всесторонне, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии п. 7 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе (Астана 20.05.2014), граждане государства-члена при въезде на территорию другого государства-члена в случаях, предусмотренных законодательством государства въезда, используют миграционные карты (карточки), если иное не предусмотрено отдельными международными договорами государств-членов.
Как следует из материалов дела, гражданка Кыргызской Республики Таштанбекова А. прибыла на территорию Российской Федерации в г. ***06.08.2014, ей выдана миграционная карта N*** талон А, срок пребывания установлен по 04.11.2014 (л.д.8). Факт въезда Таштанбековой А. в Российскую Федерацию 06.08.2014 также подтверждается отметкой в паспорте иностранного гражданина.
Исходя из письменных объяснений Таштанбековой А, данных должностному лицу при составлении протокола об административном правонарушении, следует, что она прибыла на территорию Российскую Федерацию в 2015 году, оформила постановке на миграционный учет по месту пребывания (л.д. 5).
Указанному доводу и имеющимся в деле доказательствам судьей районного суда надлежащая оценка не дана, требования статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.
При этом в приложении к рассматриваемому протесту заместителя прокурора города Москвы представлена копия вида на жительство иностранного гражданина Таштанбековой А. серия ***, выданного 14 августа 2015 года УФМС России по ***, действительного по 14 августа 2020 года.
Согласно ответу врио начальника УВМ ГУ МВД России по Пермскому краю гражданка Кыргызской Республики Таштанбекова А, *** года рождения, 21.11.2013 обратилась в УФМС России по *** с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание без учета квоты на основании п.п.4 п.1 ст. 6 Закона о правовом положении иностранных граждан. Решением УФМС России по *** от 10.01.2014 N *** Таштанбековой А. разрешено временное проживание в Российской Федерации, на основании которого последняя была зарегистрирована по адресу: г. *** сроком с 30.01.2014 по 15.03.2016.
12.03.2015 Таштанбекова А. обратилась с заявлением о выдаче вида на жительство. Решением УФМС России по *** от 14.08.2015 N *** гражданке Кыргызской Республики Таштанбековой А. было разрешено постоянное проживание и выдан вид на жительство *** сроком с 14.08.2015 по 14.08.2020. На основании вида на жительство Таштанбекова А. была зарегистрирована по месту жительства по адресу: г. ***.
Следовательно, на момент возникновения 02.08.2015 обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Таштанбековой А. к административной ответственности у нее имелись документы, подтверждающие законность ее пребывания в Российской Федерации, а именно разрешение на временное проживание. Основания для вывода о нарушении названным лицом режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившимся в отсутствии у Таштанбековой А. документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации не имелись.
Кроме того, отсутствие при себе документов, подтверждающих право иностранного гражданина на пребывание на территории Российской Федерации, на момент проведения проверки должностным лицом не образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.18.8 КоАП РФ и не свидетельствует о незаконности нахождения иностранного гражданина на территории Российской Федерации.
Иных нарушений режима пребывания (проживания) в Российской Федерации Таштанбековой А. в вину не вменялось.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению за отсутствием события административного правонарушения.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление судьи Чертановского районного суда города Москвы от 03 августа 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении Таштанбековой А. подлежит отмене, производство по делу - прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием события административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.13, 30.17 и 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
протест заместителя прокурора города Москвы Ведерникова В.В. удовлетворить.
Постановление судьи Чертановского районного суда города Москвы от 03 августа 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении Таштанбековой А.отменить.
Производство по делу прекратить на основании п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.