Судья Московского городского суда Ермилова В.В., рассмотрев кассационную жалобу истца Ионова А.С., подписанную его представителем Ивановым Иваном Михайловичем, поданную в суд кассационной инстанции 01 августа 2018 года, на решение Савеловского районного суда города Москвы от 27 июня 2017 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 12 февраля 2017 года по гражданскому делу по иску Ионова А.С. к ГБУ "Ритуал" о признании захоронения в отдельной могиле,
УСТАНОВИЛ:
Истец Ионов А.С. обратился в суд с иском к ответчику ГБУ г. Москвы "Ритуал" с требованиями о признании захоронения Федотова В.М, умершего в 1950 г. и захороненного на участке N 2 Кунцевского кладбища г. Москвы в отдельной могиле. Свои требования истец мотивировал тем, что истец является ответственным лицом за захоронения на участке N 2 Кунцевского кладбища. В соответствии с решением ГБУ "Ритуал" от 04.07.2016 г. N Гр-05-08/59 на данном участке зарегистрированы захоронения в двух могилах, в первой захоронены: Федотова А.Д. и Федотов В.М, во второй: Ионов Ф.В, Ионова Т.Д, Ионова А.С, Голикова Н.Г, Ионов С.Ф. Однако, исходя из данных, отраженных в выписке из архивных документов кладбища от 14.01.2016 г. на данном участке имеются захоронения в трех могилах, поскольку Федотов В.М. захоронен в отдельную могилу. Первая и третья могила располагаются в металлической ограде размером 80х2.0 м, где стоит гранитный памятник на третью могилу и крест с табличкой на первую могилу. На кресте надпись "Федотова Анна Дмитриевна 1913-1944 и сын ее Валерий 1939-1950 (трагически погиб)". Федотов В.М. похоронен за пределами ограды могил 1 и 3, его захоронение располагается напротив "под деревом" рядом с могилами 1 и 3. Запись на табличке креста над первой могилой сделала бабушка истца самостоятельно, поскольку администрация кладбища не разрешала устанавливать памятник, т.к. в это время ответственным за захоронение был Федотов М.И. После похорон Федотова В.М. в 1950 г. Федотов М.И. выехал в подольский район, и связь с ним была утрачена. Поскольку Федотова А.Д. была похоронена в 1944 г, а ее сын Федотов В.М. в 1950 г, это является прямым указанием на то, что в одну могилу их захоронить не могли в виду нарушения 20 летнего санитарного срока на захоронение.
Решением Савеловского районного суда города Москвы от 27 июня 2017 года в удовлетворении заявленных Ионовым А.С. исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 12 февраля 2018 года решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба Ионова А.С. - без удовлетворения.
В кассационной жалобе истец Ионов А.С. выражает несогласие с решением суда и апелляционным определением судебной коллегии, считая их незаконными и необоснованными.
Изучив кассационную жалобу, исследовав представленные документы, судья приходит к следующим выводам.
В силу ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Подобных нарушений в настоящем случае по доводам кассационной жалобы не усматривается.
Рассматривая настоящее дело, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных Ионовым А.С. исковых требований. При этом, суд исходил из того, что в соответствии с п.п. 2.12, 2.13 "Правил работы кладбищ и крематориев города Москвы, порядка их содержания", являющихся Приложением 2 к постановлению Правительства города Москвы "О состоянии и мерах по улучшению похоронного обслуживания в городе Москве" от 08 апреля 2008 года N 260-ПП, каждое захоронение на кладбище регистрируется в журнале установленной формы с указанием номера участка захоронения (колумбария), могилы (ниши), а также лица, ответственного за захоронение; в силу п.п. 3.6 - 3.7 Правил работы кладбищ и крематориев города Москвы, надписи на надмогильных сооружениях должны соответствовать сведениям о действительно захороненных в данном месте умерших (погибших); установленные гражданами (организациями) надмогильные сооружения (памятники, цветники и др.) являются их собственностью; в силу п. 5.1 Правил работы кладбищ и крематориев города Москвы, порядка их содержания, обязанность содержания надмогильных сооружений и зеленых насаждений (оформленного могильного холма, памятника, цоколя, цветника, необходимых сведений о захоронениях) в надлежащем состоянии возложено на ответственное за захоронение лицо; в соответствии с п.1.1 Правил, перерегистрация ответственности за захоронения доархивного периода и в случае отсутствия архивных данных по захоронениям, производится на основании решения комиссии ГУП "Ритуал" по письменному заявлению граждан, при наличии ухоженной могилы и на родственников захороненных при предъявлении ими заявления, свидетельства о смерти захороненного, документов, подтверждающих родственные отношения, акта, составленного администрацией кладбища, о наличии могилы с соответствующей записью о захороненном на надгробии.
Из представленных документов следует, что по архивным документам кладбища, на участке N 2 Кунцевского кладбища города Москвы имеются захоронения в двух могилах, в первой захоронены: Федотова А.Д, скончавшаяся в 1944 году, регистрационный номер 126 (гроб, свободное место), зарегистрирована в журнале в 1950 году; Федотов В.М, скончавшийся 13 сентября 1950 года, регистрационный номер 127 (гроб в родственную могилу 1944), дата захоронения 15 сентября 1950 года. Во вторую могилу захоронены: Ионов Ф.В, скончавшийся 03 мая 1959 года, регистрационный номер 6023 (гроб, рядом с родственной могилой 1950), дата захоронения 05 мая 1959 года; Ионова Т.Д, скончавшаяся 26 мая 1989 года, регистрационный номер 11102 (гроб в родственную могилу 1959), дата захоронения 30 мая 1989 года; Ионова Анна Сергеевна, скончавшаяся 16 июля 2011 года, регистрационный номер 493 (гроб, в родственную могилу 1989), дата захоронения 19 июля 2011 года; Голикова Н.Г, скончавшаяся 16 февраля 2015 года, регистрационный номер 134 (урна, в родственную могилу 2011), дата захоронения 28 февраля 2015 года; Ионов Сергей Федорович, скончавшийся 13 января 2016 года, регистрационный номе 377 (урна, в родственную могилу 2015), дата захоронения 14 мая 2016 года. Ответственным лицом за захоронения является Ионов С.Ф. Согласно ответу ГБУ "Ритуал", проверкой архивных материалов кладбища установлено, что на участке N 2 Кунцевского кладбища имеются захоронения в двух могилах; при выходе на место захоронения установлено, что в металлической ограде размером 1.80х2.0 м. имеются две могилы; на первой находится металлический крест с табличкой и надписями "Федотова Анна Дмитриевна 1913-1944 и сын ее Валерий 1939-1950 (трагически погиб)"; на второй могиле находятся гранитная доска с надписями: "Ионовы: Анна Сергеевна 1975-2011, Татьяна Дмитриевна 1908-1989 и Федор Васильевич 1913-1959", а также два трафарета: "Голикова Нина Геннадьевна 1941-2015 и Ионов Сергей Федорович 1948-2016".
Согласно фотографиям, представленным суду, на спорном участке имеются захоронения в одной ограде в двух могилах. Каких-либо доказательств того, что Федотов В.М. захоронен в отдельной могиле, суду представлено не было. Таким образом, в заявленных Ионовым А.С. исковых требованиях должно быть отказано.
С этими выводами суда по существу согласилась судебная коллегия, которая по мотивам, изложенным в апелляционном определении, оставила решение суда без изменения.
В кассационной жалобе указывается на то, что судом при рассмотрении дела были приняты незаверенные фотокопии регистрационных журналов захоронений, не дана оценка представленной суду выписке из архивных документов Кунцевского кладбища от 14 января 2016 года, в которой указано на наличие трех могил и которая противоречит выписке из архивных документов Кунцевского кладбища от 13 апреля 2017 года, положенной в основу решения суда.
Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Из обжалуемых судебных постановлений и кассационной жалобы усматривается, что помимо фотокопий архивных документов и выписок их них суду были представлены сведения о проверке, проведенной ГБУ "Ритуал" с выходом на место; при этом установлено, что могила Федотова В.М. и Федотовой А.Д. с соответствующим надгробием находится в металлической ограде размером 1,80х 2.0 м. Каких-либо доказательств того, что могила Федотова В.М. расположена отдельно и находится за пределами ограды, напротив нее, под деревом, как указывает истец, по делу не представлено. Таким образом, при наличии противоречий в архивных документах, на что указывается в кассационной жалобе истца, другими представленными по делу доказательствами основания иска не подтверждены, что было учтено судом при вынесении обжалуемых судебных постановлений.
С учетом изложенного предусмотренных законом оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 381, 383 ГПК РФ,
ОПРЕДЕЛИЛ:
В передаче кассационной жалобы истца Ионова А.С. на решение Савеловского районного суда города Москвы от 27 июня 2017 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 12 февраля 2017 года по гражданскому делу по иску Ионова А.С. к ГБУ "Ритуал" о признании захоронения в отдельной могиле для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда - отказать.
Судья Московского городского суда В.В. Ермилова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.