Судья Московского городского суда Моргасов М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника гражданина Республики Таджикистан Каримова Довуда Абдумаликовича - адвоката Ф*** Д.И. на постановление судьи Зюзинского районного суда г. Москвы от 17 июля 2018 г., которым Каримов Д.А. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.18.10 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 5000 руб. с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
16 июля 2018 г. в отношении Каримова Д.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 18. 10 КоАП РФ, дело передано на рассмотрение в Зюзинский районный суд г. Москвы, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
На указанное судебное постановление защитником Каримова Д.А. адвокатом Ф***Д.И. подана жалоба, в которой он просит постановление судьи районного суда отменить, и прекратить производство по делу в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения. В обоснование жалобы указал на то, что судом не учтены обстоятельства по делу, отсутствуют доказательства вины заявителя, последний зачислен студентом МГРИ-РГГРУ.
В судебном заседании Московского городского суда Каримов Д.А. и его защитник адвокат Ф*** Д.И. доводы жалобы поддержали, по изложенным в ней основаниям, представили доказательства зачисления Кармова Д.А. в ВУЗ.
Проверив материалы дела, заслушав Каримова Д.А, адвоката Филатова Д.И, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
Согласно ч. 1 ст. 18.10 КоАП РФ административным правонарушением признается осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации без разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом.
В соответствии ч. 2 ст. 18.10 КоАП РФ нарушение, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В силу п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу либо патента.
Как установлено судьей районного суда и усматривается из материалов настоящего дела, 16 июля 2018 г. в 14 ч. 20 мин. по адресу: ***, при проверке соблюдения требований миграционного законодательства выявлен гражданин Республики Таджикистан Каримов Д.А, осуществлявший трудовую деятельность в ООО "***" в качестве подсобного рабочего без разрешения на работу или патента в г. Москве, чем нарушен п.4 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Факт совершения указанного правонарушения и виновность Каримова Д.А. подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении, в котором изложено существо правонарушения; рапортом инспектора ОМК ОВМ УВД по ЮЗА ГУ МВД России по г. Москве, распоряжением о проведении внеплановой проверки иностранных граждан от 11 июля 2018 г. N ***, объяснениями Каримова Д.А, копией паспорта Каримова Д.А, сведениями АС ЦБДУИГ, справкой проверки по учетам, протоколом осмотра территории, фототаблицей.
Указанные доказательства получены с соблюдением требований закона, их допустимость и достоверность сомнений не вызывают. Все собранные по делу доказательства получили надлежащую правовую оценку судьи в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Действия Каримова Д.А. по ч.2 ст. 18.10 КоАП РФ судьей квалифицированы правильно, обстоятельства правонарушения установлены верно.
Приведенные выше доказательства с очевидностью свидетельствуют о наличии в действиях Каримова Д.А. события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 18.10 КоАП РФ, поскольку последний осуществлял трудовую деятельность в Российской Федерации в нарушение установленного законом порядка.
Вопреки доводу жалобы о незаконности и необоснованности принятого постановления, судьей районного суда все фактические обстоятельства по делу, подлежащие доказыванию, установлены верно, полностью подтверждаются представленными доказательствами, всесторонне, полно и объективно исследованными в судебном заседании и получившими надлежащую оценку в судебном постановлении, выводы суда мотивированы и содержат ссылки на нормы права, подлежащие применению.
Ссылка об отсутствии состава административного правонарушения, является несостоятельной, опровергается материалами дела, судья первой инстанции, достоверно и полно установилсобытие административного правонарушения и вину заявителя.
С учетом изложенного, вывод судьи о квалификации действий Каримова Д.А. по ч. 2 ст. 18.10 КоАП РФ и его виновности основан на правильном применении норм КоАП РФ.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о виновности Каримова Д.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 18.10 КоАП РФ.
При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Вместе с тем усматриваю основания для изменения постановления судьи Зюзинского районного суда г. Москвы.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с КоАП РФ (ч.1 ст. 4.1 КоАП РФ). При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ).
В силу ст. 3.1, 3.2, 3.3, 3.10 КоАП РФ правонарушение иностранного гражданина или лица без гражданства, предусмотренное ч.2 ст. 18.10 КоАП РФ, является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
По смыслу действующего законодательства, решение вопроса о возможности применения судом в качестве наказания, установленного ч. 2 ст. 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выдворения иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации как меры ответственности за совершенное этим лицом административное правонарушение в сфере миграционной политики должно осуществляться с учётом не только норм национального законодательства, действующего в этой сфере, но и актов международного права, участником которых является Российская Федерация.
Согласно ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 4 ноября 1950 г.), вступившей в силу для России 5 мая 1998 г, вмешательство со стороны публичных властей в осуществление прав на уважение личной и семейной жизни не допускается, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Статьей 2 этой же Конвенции установлено, что никому не может быть отказано в праве на образование; государство при осуществлении любых функций, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечивать такое образование и такое обучение, которые соответствуют их религиозным и философским убеждениям.
В судебном заседании сторона защиты ссылалась на то, что Каримов Д.А. зачислен с 01 сентября 2018 г. на 1 курс (бюджетные места по очной форме обучения) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Российский государственный геологоразведочный факультет имени Серго Орджоникидзе", срок обучения с 01 сентября 2018 г. по 31 января 2024 г, что подтверждается выпиской из приказа от 03 августа 2018 г. N ***, а также ответом указанного учреждения от 10 августа 2018 г. N *** на запрос Московского городского суда.
Однако судья районного суда, при назначении Каримову Д.А. дополнительной меры наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, не учел данные о его личности, а именно то, что последний является студентом очной формы обучения названного учреждения высшего профессионального образования, обучается за счет федерального бюджета.
Между тем исполнение административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации влечет невозможность получения Каримовым Д.А. образования, в связи с чем не исключено нарушение его права на образование.
При изложенных обстоятельствах, необходимость применения к Кариомву Д.А. такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства, не обоснована.
Принимая во внимание изложенные фактические обстоятельства, правовую позицию о возможности с учетом конкретных обстоятельств дела назначения лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, административного наказания, не предусмотренного санкцией соответствующей статьи КоАП РФ, а также доводы жалобы, считаю возможным изменить постановление судьи Зюзинского районного суда г. Москвы от 17 июля 2018 г. в части назначенного Каримову Д.А. административного наказания, исключив дополнительное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6-30.8 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
постановление судьи Зюзинского районного суда г. Москвы от 17 июля 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 18.10 КоАП РФ, в отношении Каримова Довуда Абдумаликовича изменить: исключить из него указание о назначении Каримову Довуду Абдумаликовичу дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
В остальной части постановление судьи Зюзинского районного суда г. Москвы от 17 июля 2018 г. оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда М.М.Моргасов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.