Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе
председательствующего Копыловой Е.В,
судей Бегуновича В.Н, Пушкаревой Н.В,
при секретаре Лемешенко Е.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Копыловой Е.В. административное дело по апелляционной жалобе Колмыкова А.С. на решение Заводского районного суда г. Кемерово от 16 мая 2018 года
по делу по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по г. Кемерово к Колмыкову Александру Сергеевичу о взыскании задолженности по уплате налога и пени,
УСТАНОВИЛА:
Инспекция Федеральной налоговой службы Российской Федерации по г. Кемерово обратилась в суд с административным иском к Колмыкову А.С. о взыскании задолженности по уплате налога и пени.
Требования мотивирует тем, что Колмыков А.С. является плательщиком транспортного налога, в 2015 году имел зарегистрированные транспортные средства - ГА32705, автомобиль грузовой, 120 л.с, per. N "данные изъяты"; BMW7451, автомобиль легковой, 333 л.с, per. N "данные изъяты"; ГА32705, автомобиль грузовой, 106,80 л.с, per. N "данные изъяты". Задолженность по уплате транспортного налога за 2015 год составила 54 027 рублей. В связи с тем, что административный ответчик не выполнил обязанность по уплате транспортного налога, была начислена пеня в размере 1 242,62 руб. В установленный срок административному ответчику было направлено налоговое уведомление и требование об уплате налога и пени. Требования по уплате налога и пени административным ответчиком не были выполнены. Определением мирового судьи судебного участка N 3 Заводского района г. Кемерово от 14.11.2017 года судебный приказ от 28.09.2017 года был отменен, в связи с чем административный истец обратился в суд в порядке искового производства.
Просил суд взыскать с Колмыкова Александра Сергеевича, 15.10.1983 года рождения, задолженность по уплате транспортного налога за 2015 год в размере 54 027 руб.; пени по транспортному налогу за период с 02.12.2016 г. по 08.02.2017 г. в сумме 1 242,62 руб, итого 55 269,62 руб.
Решением Заводского районного суда г. Кемерово от 16 мая 2018 года постановлено: взыскать с Колмыкова Александра Сергеевича в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Кемерово задолженность по уплате транспортного налога за 2015 год в размере 54 027 руб.; пени по транспортному налогу за период с 02.12.2016 г. по 08.02.2017 г. в сумме 1 242,62 руб, а всего 55 269,62 руб.;
взыскать с Колмыкова Александра Сергеевича государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 1 858,09 руб.
В апелляционной жалобе Колмыков А.С. просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что автомобиль BMW гос. номер "данные изъяты" был им продан 18 января 2015 года гражданину Казахстана Калымову Асхату Булатовича по договору от 18.01.2015г, в связи с чем, налог за 12 месяцев 2015 года ему начислен неправомерно (кроме налога за январь). О данных обстоятельствах он уведомил ИФНС России по г. Кемерово письмом от 28.03.2017г, в указанном письме он обратился в налоговый орган с просьбой произвести перерасчет транспортного налога за 2015 год, уменьшив подлежащую уплате сумму на 41 208,75 рублей (сумма налога за 11 месяцев). Данные обстоятельства не были оценены судом первой инстанции.
Считает, что при отчуждении транспортного средства действует общее правило относительно момента возникновения права собственности у приобретателя - момент передачи транспортного средства. Отсутствуют в законодательстве и нормы о том, что у нового приобретателя транспортного средства по договору не возникает на него право собственности, если прежний собственник не снял его с регистрационного учета.
Ссылается на то, что с момента продажи транспортного средства и фактической передачи автомобиля новому собственнику по договору от 18.01.2015г, он не является собственником автомобиля, и, соответственно, плательщиком транспортного налога.
Инспекцией Федеральной налоговой службы России по городу Кемерово представлены возражения на апелляционную жалобу (л.д.59-61).
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ИФНС России по г. Кемерово Санникова А.А, действующая на основании доверенности, решение суда полагала законным и не подлежащим отмене.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом. С учетом требований ст.ст. 307, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, заслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации, обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов являются, в том числе, пени (п. 1 ст. 72 НК РФ).
В соответствии с п. 3 ст. 75 НК РФ, пени исчисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога и сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
В силу п. 5 ст. 75 НК РФ, пени уплачиваются единовременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, на имя Колмыкова А.С. в 2015 году были зарегистрированы транспортные средства: ГА32705, автомобиль грузовой, 120 л.с, per. N "данные изъяты"; ГА32705, автомобиль грузовой, 106,80 л.с, per. N "данные изъяты"; BMW7451, автомобиль легковой, 333 л.с, per. N "данные изъяты" (л.д. 13, 37-39).
Согласно налоговому уведомлению N 94016460 от 18.09.2016г, направленному в адрес налогоплательщика 26.09.2016 года, Колмыков А.С. обязан уплатить транспортный налог за 2015 год в размере 54 027 руб. в срок до 01.12.2016 года (л.д. 10, 11).
Поскольку обязанность по уплате транспортного налога в срок, указанный в налоговом уведомлении, ответчиком не была исполнена, в адрес налогоплательщика 21.02.2017 года направлено требование N 689 от 09.02.2017 года, в соответствии с которым Колмыкову А.С. предложено в срок до 30.03.2017 года уплатить транспортный налог за 2015 год в размере 54 027 руб, пени в размере 1 242,62 руб. (л.д. 8, 9).
На основании заявления ИФНС России по г. Кемерово о вынесении судебного приказа мировым судьей судебного участка N 3 Заводского судебного района г. Кемерово 28.09.2017 года вынесен судебный приказ о взыскании с Колмыкова А.С. транспортного налога за 2015 год в размере 54 027 руб, пени в размере 1 242,62 руб.
Определением мирового судьи судебного участка N 3 Заводского судебного района г. Кемерово от 14.11.2017 года судебный приказ от 28.09.2017 года отменен (л.д. 5).
Разрешая заявленные налоговым органом требования, суд пришел к выводу об их удовлетворении и взыскал с ответчика Колмыкова Александра Сергеевича в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Кемерово задолженность по уплате транспортного налога за 2015 год в размере 54 027 руб.; пени по транспортному налогу за период с 02.12.2016 г. по 08.02.2017 г. в сумме 1 242,62 руб, а всего 55 269,62 руб.; государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 1 858,09 руб.
Судебная коллегия находит выводы суда правильными, соответствующими имеющимся в деле доказательствам и установленным обстоятельствам дела, основанными на правильном применении закона.
На основании ч. 1 ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Пунктом 1 статьи 358 НК Российской Федерации предусмотрено, что объектом налогообложения признаются автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 362 НК РФ, сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации; сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
На основании ч. 2 ст. 363 НК РФ, налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с п. 1 ст. 360 НК РФ, налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год.
Статьей 48 НК РФ установлено, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора.
Частью 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Разрешая спор, суд первой инстанции верно указал на наличие правовых оснований для взыскания с административного ответчика транспортного налога и пени, поскольку соответствующее требование об оплате налога ответчику налоговым органом было направлено, однако задолженность не погашена.
Процедура взыскания с налогоплательщика недоимки по транспортному налогу и пени Инспекцией соблюдена.
Довод апелляционной жалобы об отчуждении ответчиком автомобиля BMW7451 по договору купли-продажи от 18.01.2015 года не может быть принят во внимание судебной коллегии в связи со следующим.
Так, в силу ст. 358 Налогового кодекса РФ, объектом налогообложения признаются автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом, согласно п. 3 ст. 44 Налогового кодекса РФ, обязанность по уплате налога прекращается, в частности, с уплатой налога налогоплательщиком; с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога.
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации", собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами (далее именуются - владельцы транспортных средств), обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение 10 суток после приобретения, выпуска в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и другими актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
Аналогичная норма предусмотрена в п. 5 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД РФ от 24.11.2008 года N 1001, согласно которому собственники (владельцы) транспортных средств обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Госавтоинспекции, в которых они зарегистрированы, или изменить регистрационные данные в случае истечения срока временной регистрации, утилизации транспортных средств, изменения собственника (владельца).
Таким образом, объектом обложения транспортным налогом признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации; обязанность налогоплательщика по уплате транспортного налога поставлена в прямую зависимость от факта регистрации транспортного средства в установленном порядке в органах ГИБДД, а не от факта наличия или отсутствия у него транспортного средства в непосредственной эксплуатации, то есть фактического пользования. Прекращение взимания транспортного налога возможно только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах. Иных оснований для прекращения взимания указанного налога (за исключением угона транспортного средства либо возникновения права на налоговую льготу) законодательством о налогах и сборах не установлено.
Административный ответчик не представил доказательств снятия автомобиля с регистрационного учета в 2015 году.
В связи с указанным, факт совершения административным ответчиком сделки по отчуждению 18.01.2015 года автомобиля BMW7451, но без снятия с регистрационного учета транспортного средства, внесения изменений в регистрационную запись о собственнике транспортного средства, не является основанием для прекращения обязанности по уплате транспортного налога в соответствии с приведенными выше нормами законодательства о налогах и сборах, поскольку у налогового органа имелись основания для исчисления транспортного налога за 12 месяцев 2015 года.
При таких данных судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Заводского районного суда г. Кемерово от 16 мая 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Копылова Е.В.
Судьи: Бегунович В.Н.
Пушкарева Н.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.