Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 22 августа 2018 г. по делу N 33а-961/2018
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего Костина В.А,
судей Санникова А.Б, Шуайпова М.Г,
при секретаре судебного заседания Мартыщенко А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца - адвоката Паншева С.Л. на решение Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 7 июня 2018 года, которым отказано в удовлетворении требований, заявленных в интересах военнослужащего войсковой части N подполковника Кучеренко Александра Николаевича о признании незаконным решения заместителя начальника Федерального государственного казённого учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - управление жилищного обеспечения) об отказе в принятии его и членов его семьи на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, для получения субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия).
Заслушав доклад судьи Костина В.А, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда и доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя истца - адвоката Паншева С.Л. в обоснование поданной жалобы и представителя начальника управления жилищного обеспечения - Апрышкиной Ю.С, возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия
установила:
Кучеренко А.Н. через представителя обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение заместителя начальника управления жилищного обеспечения от 21 марта 2018 года N 27, которым в принятии его и членов его семьи на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, отказано на основании пункта 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ - в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, и возложить на ответчика обязанность повторно рассмотреть заявление о принятии на жилищный учёт и выплате жилищной субсидии.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель истца просит отменить решение суда в связи с неправильным применением норм материального права и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В жалобе утверждается, что суд первой инстанции не учёл, что Кучеренко А.Н. обратился в жилищный орган не по поводу повторного предоставления жилья, а для улучшения жилищных условий. Это его право судом не рассматривалось.
При этом со ссылкой на абзац 16 ч. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и пункт 2 ст. 2 ЖК РФ указывается, что военнослужащий, получив от государства жилое помещение, в дальнейшем в порядке улучшения жилищных условий вправе получить бюджетные средства. Такое улучшение может быть неограниченное число раз, и это не может рассматриваться как повторное получение жилья.
Уровень обеспеченности на каждого члена семьи истца составляет 8,5 кв. м общей площади жилого помещения (59,40 кв. м на 7 человек), что ниже учётной нормы, установленной по месту службы в "адрес"
По мнению подателя жалобы, судом сделан неправильный вывод о невозможности сдачи истцом жилья, так как при получении жилищной субсидии необходимость сдачи ранее полученного жилого помещения может быть реализована и путём вычета (уменьшения) норматива общей площади жилого помещения, в соответствии с которым производится расчёт жилищной субсидии.
Рассмотрев материалы дела и приведённые в апелляционной жалобе доводы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Суд первой инстанции в решении указал, что оформление Кучеренко А.Н. и его дочерью права общей долевой собственности на предоставленное им в 2012 году от военного ведомства по договору социального найма по установленной норме жилое помещение в "адрес" свидетельствует о том, что он добровольно распорядился этим жильём. Ввиду увеличения состава семьи он поставил вопрос об обеспечении его жилым помещением без сдачи ранее полученного жилья, то есть о предоставлении ему ещё одного жилого помещения, что не основано на законе.
Кроме того, суд признал, что в настоящее время правовой статус членов семьи истца производен от правового статуса его самого, а поэтому они, в случае отсутствия у военнослужащего правовых оснований для получения жилья в рамках Федерального закона "О статусе военнослужащих", могут быть обеспечены жильём только органами местного самоуправления в общем порядке, а не в порядке, предусмотренном этим Федеральным законом.
На этом основании суд пришёл к выводу о правомерности решения заместителя начальника управления жилищного обеспечения от 21 марта 2018 года об отказе в принятии Кучеренко А.Н. и членов его семьи на жилищный учёт.
Однако такой вывод гарнизонного военного суда нельзя признать правильным.
В соответствии с пунктом 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных этим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьёй 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, в период прохождения ими военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм, очередности и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, Кучеренко А.Н, заключивший первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, общая продолжительность военной службы которого составляет более 25 лет, проходит службу в войсковой части N, дислоцированной в городе "адрес"
В 2012 году управлением жилищного обеспечения Кучеренко А.Н. на состав семьи из трех человек (он, супруга и дочь, "данные изъяты") была предоставлена по договору социального найма двухкомнатная квартира общей площадью 59,4 кв. м в городе "адрес". В 2014 году указанная квартира оформлена в общую долевую собственность Кучеренко А.Н. и его дочери. В 2015 и 2017 годах в семье родилось два сына.
В 2017 году Кучеренко А.Н. расторг брак и вступил в новый. У его второй супруги имеется двое детей, родившихся в 2015 году. В городе "адрес" семья проживает в двухкомнатной квартире общей площадью 53 кв. м, находящейся в муниципальной собственности, на основании договора безвозмездного пользования, заключённого с нанимателем этого жилого помещения. Вместе с членами семьи он зарегистрирован по месту пребывания по адресу воинской части.
Следовательно, истец и члены его семьи обеспечены жилым помещением, общая площадь которого составляет менее установленной в городе "адрес" учётной нормы, которая составляет 10 кв. м. на одного члена семьи.
В силу пункта 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в частности, являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
13 марта 2018 года Кучеренко А.Н. в связи с предстоящим увольнением с военной службы обратился в управление жилищного обеспечения с заявлением о принятии его составом семьи из 7 человек на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, для получения жилищной субсидии. Однако в принятии на жилищный учёт ему было отказано по вышеназванному основанию.
Согласно пункту 4 ст. 15.1 вышеуказанного Федерального закона норматив общей площади жилого помещения при предоставлении в соответствии с этим Федеральным законом жилищной субсидии, определяется Правительством Российской.
Правила расчёта субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 года N 76 (далее - Правила).
В пункте 4 этих Правил предусмотрено, что норматив общей площади жилого помещения, установленный в соответствии с пунктом 3 этих Правил, уменьшается на общую площадь жилых помещений, принадлежащих военнослужащему и (или) членам его семьи на праве собственности.
Поэтому содержащийся в решении суда вывод о том, что поскольку Кучеренко А.Н. распорядился ранее полученным от военного ведомства по установленным нормам жилым помещением и не может сдать его установленном порядке, то он не может претендовать на повторное предоставление жилья, в том числе и путем выплаты жилищной субсидии, является ошибочным, связанным с неправильным толкованием норм материального права.
В данном случае, в связи с увеличением состава семьи по сравнению с тем, на который ранее было предоставлено жилое помещение, у истца возникло право на улучшение жилищных условий. Вопреки утверждению в решении суда, такое право может быть реализовано Кучеренко А.Н. и без сдачи ранее предоставленного жилья, в частности, путём получения жилищной субсидии с уменьшением норматива общей площади жилого помещения на общую площадь квартиры, принадлежащей ему и его дочери на праве собственности.
Поскольку в оспоренном решении жилищного органа какие-либо другие основания для отказа в принятии Кучеренко А.Н. на жилищный учёт не рассматривались, то отказ по изложенному в этом решении основанию нельзя признать законным, а вывод суда первой инстанции об обратном является ошибочным.
Таким образом, судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и неправильно применены нормы материального права.
В связи с этим решение суда подлежит отмене, а административное исковое заявление - удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 7 июня 2018 года по административному исковому заявлению, поданному в интересах Кучеренко Александра Николаевича, отменить и принять по делу новое решение.
Административное исковое заявление, поданное в интересах Кучеренко Александра Николаевича, удовлетворить.
Признать незаконным решение заместителя начальника Федерального государственного казённого учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 21 марта 2018 года N 27 об отказе в принятии Кучеренко А.Н. и членов его семьи на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма,
и возложить на ответчика обязанность повторно рассмотреть заявление о принятии истца и членов его семьи на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и выплате субсидии для приобретения или строительства жилого помещения.
Председательствующий В.А. Костин
Судьи А.Б. Санников
М.Г. Шуайпов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.