Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 22 августа 2018 г. по делу N 33а-971/2018
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего Костина В.А,
судей Санникова А.Б, Шуайпова М.Г,
при секретаре судебного заседания Мартыщенко А.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 26 апреля 2018 г, которым отказано в удовлетворении заявленных требований майора Мазурчука Андрея Александровича об оспаривании бездействия начальника Службы в городе "адрес" Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по "адрес" (далее - Служба), выразившееся в непредоставлении истцу и члену его семьи служебного жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Шуайпова М.Г, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и поступивших относительно нее возражений, объяснения представителя начальника Службы - майора юстиции Ковалевской Л.А, возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия
установила:
Мазурчук А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным бездействие начальника Службы, выразившееся в непредоставлении ему и члену его семьи в январе - феврале
2018 г. служебного жилого помещения, и взыскать со Службы в его пользу 46 000 руб. в счет понесенных расходов за наем жилья в этот период.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Мазурчук А.А. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных им требований.
В обоснование автор жалобы указывает, что в декабре 2017 г. начальнику Службы было известно, что с 1 января 2018 г. его право на служебное жилое помещение будет нарушено. Вместо того, чтобы определить арендодателя квартиры путем проведения открытого конкурса в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" названное должностное лицо никаких мер по реализации его жилищных прав не предприняло. Это обстоятельство судом первой инстанции исследовано не было.
Кроме того, начальник Службы, осознавая, что установленный размер предельной стоимости аренды 1 квадратного метра жилого помещения на первый квартал 2018 г. не соответствует предложениям на рынке недвижимого имущества в г. Севастополе, не обратился к вышестоящему командованию по вопросу пересмотра предельной стоимости 1 квадратного метра жилого помещения.
Податель жалобы указывает на то, что согласно письму от 26 апреля 2018 г.
N 21/312/6/4/5226 остаток денежных средств, выделенных на аренду жилья военнослужащим Службы, по состоянию на 28 февраля 2018 г. составлял 1125079 руб. 44 коп.
Истец ссылается на то, что поскольку в январе 2018 г. вследствие бездействия начальника Службы ему не было предоставлено служебное или арендованное жилое помещение, он был вынужден самостоятельно заключить договор найма с хозяйкой жилого помещения, расположенного по адресу:
"адрес", на основании которого в счет проживания за январь и февраль 2018 г. он заплатил 46 000 руб, которые должны быть взысканы в его пользу.
В письменных возражениях представитель административного ответчика просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведённые в апелляционной жалобе и возражениях на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В пункте 1 и 3 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" установлено, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Аналогичная норма закреплена и в п. 47 приказа ФСБ России от 24 октября 2011 г. N 590. При этом п. 43 данного приказа установлено, что служебные жилые помещения предоставляются в установленный законодательством срок военнослужащим и членам их семей в порядке очередности исходя из времени принятия военнослужащих на учет в качестве нуждающихся в служебных жилых помещениях.
Судом первой инстанции установлено, что Мазурчук А.А, проходящий военную службу по контракту в Службе, с 14 апреля 2015 г. признан нуждающимся в предоставлении служебного жилого помещения составом семьи два человека.
Решением жилищной комиссии Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по "адрес" (далее - Пограничное управление) от 29 декабря 2016 г. Мазурчуку А.А. было распределено арендованное Пограничным управлением жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", площадь которого составляет 38,5 кв. м. В последующем по декабрь 2017 г. Пограничным управлением перезаключались государственные контракты на аренду указанной квартиры.
В соответствии с выпиской из протокола заседания жилищной комиссии Пограничного управления от 12 января 2018 г. N 1 и приложением к нему средняя стоимость аренды одного квадратного метра жилых помещений на 1 квартал 2018 г. по "адрес" установлена в размере 491 руб. 71 коп.
С учетом установленной средней стоимости одного квадратного метра жилых помещений на 1 квартал 2018 г. по г "адрес" максимальная стоимость аренды вышеуказанного жилого помещения в 1 квартале 2018 г. составила 18 930 руб. (491.71 х 38,5). С этой суммой, как пояснили истец и представители административных ответчиков, хозяйка квартиры не согласилась и с января 2018 г. отказалась заключать государственный контракт с Пограничным управлением.
Об этом начальник Службы довел до Мазурчука А.А. в ответе на его обращение от 25 января 2018 г. N 21/312/40/6/4-709, рекомендовав последнему представить необходимые документы в финансово-экономическое отделение Службы для оформления денежной компенсации за поднаем жилого помещения.
Из сообщения начальника Службы от 23 апреля 2018 г. N 21/312/40/6/4-3156 и справки по выделенному финансированию усматривается, что остаток выделенных денежных средств на аренду жилья военнослужащим Службы в
"адрес" на 31 декабря 2017 г. составил 0 руб... Денежные средства на аренду в 2018 г. жилья военнослужащим поступили в Службу 23 января 2018 г, а затем
14 февраля 2018 г.
В этом же сообщении начальник Службы указал, что после 28 февраля
2018 г. Службой с 1 января 2018 г. было заключено более 50 государственных контрактов на аренду жилых помещений, преимущественно для военнослужащих, которым арендовали жилье в 2017 г, при этом собственник квартиры, в которой проживал Мазурчук А.А, отказался заключать государственный контракт по причине низкой стоимости арендной платы, предложенной Пограничным управлением.
Согласно сообщению начальника Пограничного управления от 26 апреля
2018 г. N 21/312/6/4/5226 по состоянию на январь и февраль 2018 г. из числа нуждающихся в предоставлении служебных жилых помещений составом семьи 2 человека истец являлся седьмым.
Каких-либо данных, свидетельствующих о наличии у истца права на внеочередное предоставление жилого помещения, в суд не представлено.
То обстоятельство, что по состоянию на 28 февраля 2018 г. остаток денежных средств, выделенных на аренду жилья военнослужащим Службы, составлял 1125079 руб. 44 коп, о чем указано в жалобе, не свидетельствует о том, что аренда жилья была возможна без учета средней стоимости 1 кв. м, установленного на 1 квартал 2018 года.
Допрошенный гарнизонным военным судом в качестве свидетеля начальник отдела материально-технического обеспечения Службы А.А. показал, что в январе 2018 г. до него было доведено решение жилищной комиссии Пограничного управления об установлении на 1 квартал 2018 г. средней стоимости одного квадратного метра жилых помещений, которая по сравнению с предыдущими кварталами была ниже. В связи с отказом владельца квартиры, в которой проживал Мазурчук А.А, заключать государственный контракт со Службой из-за низкой суммы арендной платы были предприняты меры по поиску другой квартиры, но они результатов не дали, так как собственники жилых помещений хотели получить большую денежную сумму, чем была предусмотрена в 1 квартале 2018 г.
Из показаний допрошенного судом первой инстанции в качестве свидетеля старшего техника квартирно-эксплутационной группы Службы мичмана
А.Н... усматривается, что с 2014 г. он выполняет обязанности по подбору жилых помещений для военнослужащих Службы. В феврале 2018 г. он узнал, что хозяйка квартиры, в которой проживал Мазурчук А.А, из-за низкой стоимости арендной платы отказалась заключать государственный контракт с Пограничным Управлением. В связи с этим перед ним была поставлена задача подобрать жилое помещение и арендовать его для Мазурчука А.А. Поиск жилых помещений он осуществлял с помощью компьютера через сеть Интернет и в телефонном режиме, но собственники отказывались предоставлять квартиру в аренду из-за низкой стоимости оплаты. В начале марта 2018 г. он доложил А.А... о том, что жилое помещение для Мазурчука А.А. арендовать не удалось.
Принимая во внимание сложившуюся в начале 2018 г. года ситуацию с финансированием и существующую очередность предоставления служебного жилья военнослужащим Службы, гарнизонный военный суд пришел к обоснованному выводу о том, что начальником Службы не допущено бездействия, связанного с необеспечением Мазурчука А.А. служебным жилым помещением.
К тому же согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии Пограничного управления от 18 апреля 2018 г. Мазурчуку А.А. на состав семьи 2 человека распределено служебное жилое помещение, расположенное в "адрес"
Поскольку судом установлено, что начальником Службы права истца на обеспечение служебным жильем нарушены не были, то суд первой инстанции правильно отказал в удовлетворении требований истца в части взыскания со Службы в его пользу 46 000 руб. в счет понесенных расходов за наем жилья.
Ссылка в жалобе на положения Федерального законна "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" является необоснованной, поскольку данный нормативный акт спорные правоотношения не регулирует.
Утверждение истца о том, что начальник Службы должен был обратиться в вышестоящий орган о пересмотре в сторону увеличения установленного размера предельной стоимости 1 квадратного метра жилого помещения в г. "адрес" не основано на положениях действующих нормативных правовых актов.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 26 апреля 2018 г. по административному исковому заявлению Мазурчука Андрея Александровича оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.