Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 22 августа 2018 г. по делу N 33а-981/2018
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего Костина В.А,
судей Санникова А.Б, Шуайпова М.Г,
при секретаре судебного заседания Мартыщенко А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика - Пивоваровой В.Е. на решение Крымского гарнизонного военного суда от 28 мая 2018 года, которым удовлетворены заявленные требования военнослужащего войсковой части N майора Федоряки Сергея Витальевича о признании незаконным решения начальника 1 отдела (г. Севастополь) Федерального государственного казенного учреждения "Южное регионального управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - отдел управления жилищного обеспечения) об отказе в принятии супруги и двух сыновей истца на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Санникова А.Б, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
решением начальника отдела управления жилищного обеспечения от
13 декабря 2017 года N 893/сев в принятии супруги истца и его двух сыновей, 2002 и 2009 г.р. на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, отказано на том основании, что они являются членами семьи собственника жилого помещения, принадлежащего матери супруги истца, ввиду чего обеспечены общей площадью жилого помещения выше учетной нормы.
Федоряка С.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать данное решение незаконным и обязать начальника отдела управления жилищного обеспечения его отменить и повторно рассмотреть вопрос о принятии на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Решением гарнизонного военного суда заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель отдела управления жилищного обеспечения просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование автор жалобы указывает на то, что в представленных истцом в отдел управления жилищного обеспечения заявлениях от 30 октября 2017 года Федоряка С.В. и его супруга указали, что фактически проживают без договора найма в квартире по адресу: "адрес" собственником которой является мать супруги. Общая площадь жилого помещения превышает установленную учетную норму в г. Феодосии в размере 8 кв. м на каждого члена семьи (64,5 кв. м/7 человек = 9,21 кв. м), что свидетельствует об отсутствии нуждаемости супруги Федоряка С.В. и его сыновей в улучшении жилищных условий и не влечет возникновение права на получение жилого помещения по договору социального найма в составе семьи истца.
Податель жалобы считает, что довод истца и его представителя о том, что при подаче заявления в отдел управления жилищного обеспечения указанный адрес был написан по указанию сотрудника жилищного органа для получения почтовой корреспонденции, является несостоятельным, так как представление документов, подтверждающих право на жилищное обеспечение, является обязанностью истца. При этом в полномочия жилищного органа не входит проверка жилищных условий военнослужащего и сбор свидетельских показаний по вопросу его фактического проживания.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что должностные лица отдела управления жилищного обеспечения при принятии решения о принятии истца на жилищный учет не должны были учитывать, что в представленных им 30 октября 2017 года в отдел управления жилищного обеспечения заявлениях о постановке на жилищный учет Федоряка С.В. и его супруга указали сведения о том, что они фактически проживают в квартире, принадлежащей матери супруги истца, так как они были указаны для получения почтовой корреспонденции. Поскольку супруга и два сына истца, будучи зарегистрированными в названной квартире до начала 2017 года, фактически там не проживали и прав пользования в качестве членов семьи собственника не имеют, то оспоренное решение начальника отдела управления жилищного обеспечения от 13 декабря 2017 года N 893/сев об отказе в принятии членов семьи истца на такой учет является незаконным.
Однако с таким выводом суда первой инстанции нельзя согласиться.
Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
В части 1 статьи 51 ЖК РФ установлено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в частности, не являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения либо являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного человека менее учетной нормы.
В соответствии с разъяснениями, содержащимся в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", гарантированное статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств за счет средств федерального бюджета на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления жилых помещений должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, с 1996 года Федоряка С.В. проходит военную службу в воинских частях, дислоцированных в городе Феодосия.
В связи с предстоящим увольнением с военной службы в 2020 году 30 октября 2017 года истец обратился в отдел управления жилищного обеспечения по поводу принятия на жилищный учет с заявлением установленной формы, в котором указал местом проживания его и членов семьи квартиру по адресу: "адрес" общей площадью 64,5 кв. м.
Кроме того, в заявлениях от 30 октября 2017 года, с предупреждением об ответственности за подачу в жилищный орган недостоверных данных, Федоряка С.В. и его супруга указали, что фактически проживают без договора найма в квартире по адресу: "адрес" собственником которой является мать супруги.
Из объяснений истца, данных в суде первой инстанции, усматривается, что в поданных в отдел управления жилищного обеспечения заявлениях он указал адрес для получения почтовой корреспонденции, однако фактически в данную квартиру он и члены его семьи никогда не вселялись и там не проживали.
В силу частей 1 и 2 статьи 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" указано, что для признания детей собственника жилого помещения, вселенных им в это жилье, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки. Членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства, если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи.
В пункте 12 того же постановления указано, что разрешая споры, связанные с осуществлением членами семьи собственника жилого помещения права пользования жилым помещением, необходимо иметь в виду, что часть 2 статьи 31 ЖК РФ не наделяет их правом на вселение в данное жилое помещение других лиц. Вместе с тем, учитывая положения статьи 679 ГК РФ о безусловном праве нанимателя по договору найма и граждан, постоянно с ним проживающих, на вселение в жилое помещение несовершеннолетних детей, а также части 1 статьи 70 ЖК РФ о праве родителей на вселение в жилое помещение своих несовершеннолетних детей без обязательного согласия остальных членов семьи нанимателя по договору социального найма и наймодателя, по аналогии закона (часть 1 статьи 7 ЖК РФ) с целью обеспечения прав несовершеннолетних детей за членами семьи собственника жилого помещения может быть признано право на вселение своих несовершеннолетних детей в жилое помещение.
Согласно пункту 5 статьи 52 ЖК РФ решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган.
Из пунктов 1 и 5 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280, следует, что для признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации), имеющих в соответствии со статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, они подают заявление по рекомендуемому образцу согласно приложению N 1 к настоящей Инструкции в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа, к которому прикладываются соответствующие документы. Решения о принятии военнослужащих на учет или об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях принимаются уполномоченным органом по результатам рассмотрения заявлений и документов, указанных в пункте 1 настоящей Инструкции, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня их поступления в структурное подразделение уполномоченного органа.
Поэтому нельзя признать обоснованным содержащийся в судебном решении вывод о том, что должностные лица отдела управления жилищного обеспечения не должны были учитывать, что в заявлениях о принятии на жилищный учет от 30 октября 2017 года Федоряка С.В. и его супруга указали, что фактически проживают без договора найма в квартире по адресу: "адрес", принадлежащей матери супруги истца.
Вывод суда о том, что данные записи сделаны истцом и его супругой с целью получения почтовой корреспонденции, нельзя признать обоснованным, поскольку названные заявления не содержат двусмысленности и прямо указывают на фактическое проживание заявителей без договора найма в квартире матери супруги. При этом авторы этих заявлений собственноручно указали о том, что предупреждены об ответственности, в том числе уголовной, в соответствии с законодательством Российской Федерации за предоставление недостоверных данных в жилищный орган.
С учетом этого у суда первой инстанции не было оснований принимать в основу решения иные доказательства, поскольку о них в отдел управления жилищного обеспечения Федоряка С.В. и его супруга до рассмотрения дела в суде не сообщали, и они при принятии оспариваемого решения жилищному органу не были известны.
В силу пункта 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении о принятии на учет.
Решением начальника отдела управления жилищного обеспечения от
13 декабря 2017 года N 893/сев в принятии супруги истца и его сыновей отказано на том основании, что они являются членами семьи собственника жилого помещения, принадлежащего матери супруги истца, ввиду чего обеспечены общей площадью жилого помещения выше учетной нормы.
При таких обстоятельствах начальник отдела управления жилищного обеспечения принял законное решение об отказе в принятии их на жилищный учет.
В связи с этим решение суда подлежит отмене в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильным применением норм материального права, а в удовлетворении заявленного требования должно быть отказано.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Крымского гарнизонного военного суда от 28 мая 2018 года по административному исковому заявлению Федоряки Сергея Витальевича отменить.
Принять по административному делу новое решение.
В удовлетворении административного искового заявления Федоряки Сергея Витальевича отказать.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.