Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания в составе:
председательствующего Кокаевой Н.В,
судей Бесолова В.Г, Моргоева Э.Т,
при секретаре Санакоевой Э.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 05 сентября 2018 года административное дело по административному исковому заявлению Арутюнян Б.Р. к ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по РСО-Алания, Правительству Республики Северная Осетия-Алания, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия - Алания, с привлечением в качестве заинтересованных лиц администрации местного самоуправления Алагирского района Республики Северная Осетия - Алания, администрации местного самоуправления Алагирского городского поселения МО Алагирского района Республики Северная Осетия - Алания об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, на решение Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания от 29 июня 2018 года, которым постановлено:
административное исковое заявление Арутюнян Б.Р. удовлетворить.
Установить по состоянию на... года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером.., площадью... кв.м, расположенного по адресу: РСО.., равной его рыночной стоимости в размере... рубля.
Датой подачи Арутюнян Б.Р. заявления об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере равном его рыночной стоимости считать... года.
Решение является основанием для внесения изменений Федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Северная Осетия-Алания в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером.., площадью... кв.м, расположенного по адресу:... 11, равной его рыночной стоимости в размере... ) рубля.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РСО-Алания Моргоева Э.Т, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания,
установила:
Арутюнян Б.Р. обратился в Верховный Суд РСО-Алания с административным исковым заявлением к ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по РСО-Алания, Правительству Республики Северная Осетия-Алания, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия - Алания, с привлечением в качестве заинтересованных лиц администрации местного самоуправления Алагирского района Республики Северная Осетия - Алания администрации местного самоуправления Алагирского городского поселения МО Алагирского района Республики Северная Осетия - Алания об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером.., площадью... кв.м, расположенного по адресу:.., по состоянию на... года, равной его рыночной стоимости в размере... рубля.
В обоснование иска указал, что на основании договора аренды N... от... года является арендатором земельного участка, участка с кадастровым номером.., площадью... кв.м, расположенного по адресу:... Категория земель... 10 апреля 2018 года о кадастровой стоимости земельного участка, она составляет... рублей. В целях определения достоверной кадастровой стоимости участка, административный истец обратился к независимому оценщику для получения заключения об оценке рыночной стоимости земельного участка. Согласно отчету N49-18зк от 23 марта 2018 года, составленному ИП Мамаевым С.П, об оценке рыночной стоимости земельного участка с КН.., площадью... кв.м, расположенного по адресу:.., рыночная стоимость объекта по состоянию на... года составляет... рублей.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель административного истца Арутюнян Б.Р. - Дзарахохов О.А. заявленные исковые требования уточнил, просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером участка с кадастровым номером.., площадью... кв.м, расположенного по адресу:.., по состоянию на... года, исходя из результатов оценки судебной оценочной экспертизы и равной рыночной стоимости в размере... рублей.
В судебном заседании суда первой инстанции представители Правительства Республики Северная Осетия - Алания Сабанова Л.А, администрации местного самоуправления Алагирского городского поселения, МО Алагирского района Республики Северная Осетия - Алания, возражали против удовлетворения исковых требований административного истца, считая их незаконными и необоснованными.
В судебном заседании суда первой инстанции от 22 июня 2018 года представитель АМС Алагирского района Республики Северная Осетия - Алания Таболова Е.Т. возражала против удовлетворения исковых требований административного истца, считая их незаконными и необоснованными.
В судебное заседание суда первой инстанции Арутюнян Б.Р, представитель Правительства РСО-Алания, филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республики Северная Осетия - Алания, представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Северная Осетия - Алания, представитель администрации местного самоуправления Алагирского района Республики Северная Осетия - Алания, извещенные надлежащим образом о дате и времени судебного разбирательства, не явились, об уважительности причины неявки суду не сообщили.
Суд первой инстанции с учетом мнения сторон, в соответствии с ч. 2 ст. 150 КАС РФ, посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников по делу.
Верховным Судом РСО-Алания 05 июля 2018 года постановлено изложенное выше решение.
Не согласившись с данным решением, Правительством РСО-Алания была подана апелляционная жалоба, в которой Правительство РСО-Алания просит решение Верховного Суда РСО-Алания от 05 июля 2018 года отменить, считает его необоснованным, по тем основаниям, что судебная экспертиза, назначенная судом первой инстанции, по структуре и содержанию не отличается от отчета, представленного административным истцом и содержит аналогичные нарушения законодательства об оценочной деятельности, что является основанием для отмены состоявшегося решения.
Арутюнян Б.Р, представитель филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республики Северная Осетия - Алания, представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Северная Осетия - Алания, представитель администрации местного самоуправления Алагирского района Республики Северная Осетия - Алания, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.
Как указано в ч. 2 ст. 150 КАС РФ лица, участвующие в деле, а также их представители в случаях, если представители извещены судом и (или) ведение гражданами административного дела с участием представителя является обязательным, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки. Лица, участие которых при рассмотрении административного дела в силу закона является обязательным или признано судом обязательным, должны сообщить о причинах неявки в судебное заседание и представить суду соответствующие доказательства. Если указанные лица не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц.
Коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников по делу.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для его отмены.
Согласно ч.5 ст.247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
Согласно частям 2 и 3 ст.66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Исходя из смысла ст.ст.70, 246 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет независимого оценщика, а также экспертное заключение.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в п.20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Согласно ст.12 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное. Рыночная стоимость, определенная в отчете, является рекомендуемой для целей совершения сделки в течение шести месяцев с даты составления отчета, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что на основании договора аренды N... от... года Арутюнян Б.Р, является арендатором земельного участка, с кадастровым номером... площадью... кв.м, расположенного по адресу:... Категория земель: земли населенных пунктов с разрешенным использованием под строительство базы оптово-розничной торговли.
Согласно выписке из ЕГРН N... от... года кадастровая стоимость земельного участка составляет... рублей.
В обоснование исковых требований суду представлен отчет N... от... года, составленный ИП Мамаевым С.П, об оценке рыночной стоимости земельного участка с КН.., площадью... кв.м, расположенного по адресу:.., согласно которому рыночная стоимость объекта по состоянию на... года составляет... рублей.
В связи с возникшим спором о величине рыночной стоимости спорного объекта недвижимости для проверки доводов административных ответчиков и в целях устранения возникших сомнений по ходатайству представителя административного истца определением Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от... года по настоящему административному делу была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту (оценщику) ООО "ВладАудит".
Из заключения эксперта N... от... года следует, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером.., площадью... кв.м, расположенного по адресу:.., по состоянию на... года составляет... рубль.
Оснований для признания указанного экспертного заключения недопустимыми доказательствами по делу у судебной коллегии не имеется, доказательств, опровергающих выводы экспертного заключения, материалы дела не содержат.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение данного исследования, специальными познаниями, и содержит все необходимые сведения, для определения рыночной стоимости земельного участка. Содержащийся в нем вывод о рыночной стоимости оцениваемого земельного участка, не является произвольным, заключение соответствует требованиям федеральных стандартов оценки; определение рыночной стоимости в рамках использованного подхода является мотивированным и корректным; в качестве ценообразующих фактов приведены наиболее полно описывающие отличия объектов оценки от объектов сравнения; корректировки по всем элементам сравнения произведены правильно.
Согласно разъяснениям, данным в п.19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N28, если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Соответствующие доказательства суду представлены не были, также сторонами не заявлялось ходатайство о назначении повторной судебной оценочной экспертизы.
Доводы апелляционной жалобы судом первой инстанции проверялись, и им была дана надлежащая правовая оценка, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции не имеется. Доводы жалобы сводятся к неправильному толкованию норм материального и процессуального права, не опровергают законность решения суда, а потому, не могут служить основанием для отмены судебного постановления.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда об удовлетворении заявленных административных исковых требований основано на материалах дела и отвечает требованиями действующего законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 177, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания
определила:
решение Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания от 29 июня 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Республики Северная Осетия - Алания - без удовлетворения.
Председательствующий Кокаева Н.В.
Судьи Бесолов В.Г.
Моргоев Э.Т.
Справка: административное дело N3а-160/2018 рассмотрено Верховным Судом РСО-Алания под председательством судьи Гатеева С.Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.