Судебная коллегия по административным делам Тульского областного суда в составе председательствующего Епихиной О.М.,
судей Башкирова А.А, Щербаковой Н.В,
при секретаре Жучковой О.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе административного ответчика администрации муниципального образования Одоевский район на решение Одоевского районного суда Тульской области от 15 июня 2018 года по делу по административному иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области в лице его территориального отдела в Суворовском, Белевском, Дубенском и Одоевском районах к администрации муниципального образования Одоевский район о понуждении разработать проекты зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Заслушав доклад судьи Щербаковой Н.В, судебная коллегия
установила:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области в лице его территориального отдела в Суворовском, Белевском, Дубенском и Одоевском районах обратилось в суд с административным иском к администрации муниципального образования Одоевский район о понуждении разработать проекты зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
В обоснование заявленных требований Управление ссылалось на то, что на основании постановления Главы администрации муниципального образования Одоевский район N335 от 13 июля 2006 г. "О передаче имущества в безвозмездное пользование" МКП муниципального образования Южно-Одоевское Одоевского района передано в безвозмездное пользование недвижимое имущество, а именно 92 дома, 11 башен, 6 водопроводов, 1 канализация: Сомово - 1, водопровод - 1, канализация - 1; Покровское - 1, Никулино - 1, Горбачеве - 1, Спасское - 1, водопровод - 1, Яхонтово - 1, водопровод - 1, Болотское - 1, артскважина - 1, водопровод - 1, Крупец - 2, артскважина - 1, водопровод - 2; Какукринка - 1, Глубинный насос д.Какуринка.
На основании распоряжения Главы администрации муниципального образования Одоевского района N200ар от 10 сентября 2007 года "О передаче имущества в безвозмездное пользование" передано 28 домов.
На основании постановления Главы администрации муниципального образования Одоевского района N131 от 31 марта 2009 г. передано: артскважина с.Н.Жупань - 1, башня Рожновского - 1, насос ЭВЦ 6-10-140 с.Н.Жупань - 1.
На основании постановления Главы администрации муниципального образования Одоевского района N142 от 28 марта 2008 года передан двухквартирный дом -1.
На основании постановления администрации муниципального образования Южно-Одоевское Одоевского района от 30 сентября 2013 года N61 и акта N51/1 сентября 2013 года передана в оперативное управление артезианская скважина с.Скомонтово.
На основании акта N134/1 от 25 июня 2014 года администрации муниципального образования Южно-Одоевское Одоевского района была передана артезианская скважина с.Петровское.
В ходе проведения плановой выездной проверки в отношении МКП МО Южно-Одоевское Одоевского района, осуществляющем деятельность по адресам: Тульская область, Одоевский район, с.Николо-Жупань, с.Болотское, д.Крупец, д.Петровское, д.Горбачево, д.Яхонтово, с.Сомово, с.Покровское, д.Никулино, были выявлены нарушения санитарно- эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно бытовому водоснабжению, а именно не разработан и не согласован в органах Госсанэпидемнадзора проект зон санитарной охраны источников водоснабжения, находящихся на обслуживании в МКП МО Южно-Одоевское Одоевского района.
По результатам проверки МКП ДД.ММ.ГГГГ было выдано предписание об устранении нарушений законодательства.
Однако действий по разработке проектов зон санитарной охраны вышеуказанного источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, находящихся на обслуживании в МКП МО Южно- Одоевское Одоевского района в течение длительного времени предпринято не было.
В связи с ликвидацией МКП МО Южно-Одоевское Одоевского района, обслуживание водопроводных и канализационных сетей, а также водопроводных башен и артезианских скважин осуществляется МУП "Одоевское ЖКХ".
Администрация муниципального образования Одоевский район в соответствии с осуществляемой ею деятельностью по реализации функций и полномочий органа местного самоуправления при решении вопросов местного значения обязана организовать и осуществить выполнение требований санитарного законодательства.
Обязанность по разработке проекта зон санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, входящая в компетенцию администрации муниципального образования Одоевский район, в настоящее время не выполнена.
С учетом уточнения заявленных требований просит обязать администрацию муниципального образования Одоевский район разработать в соответствии с санитарным законодательством проект зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, находящихся по адресам: д.Николо-Жупань (в районе садов), д.Никулино, с.Сомово (верхняя и нижняя), д.Крупец (артезианские скважины N1, N2), д.Петровское, д.Горбачево, д.Яхонтово, д.Болотское, д.Покровское, в срок до 01 сентября 2019 года.
Определением судьи от 15 июня 2018 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено МУП "Одоевское ЖКХ".
Представитель административного истца территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области в Суворовском, Белевском, Дубенском и Одоевском районах по доверенности Шмырова Е.Ю. в судебном заседании доводы уточненного административного искового заявления поддержала по основаниям, изложенным в нем, просила его удовлетворить. Полагала, что МУП "Одоевское ЖКХ" не может быть надлежащим ответчиком по делу, поскольку обязанность по разработке проектов зон санитарной охраны входит в компетенцию органов местного самоуправления, которым в данном случае является администрация муниципального образования Одоевский район. Именно администрация муниципального образования Одоевский район как орган местного самоуправления осуществляет полномочия собственника в отношении объектов питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, независимо от того, кому переданы спорные объекты и на каком основании. Кроме того, указала, что в пункте 3 договора о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за МУП "Одоевское ЖКХ" от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между администрацией муниципального образования Одоевский район и МУП "Одоевское ЖКХ", указаны права и обязанности сторон, из которых усматривается, что обязанность по разработке проектов зон санитарной охраны у МУП "Одоевское ЖКХ" отсутствует.
Представитель административного ответчика администрации муниципального образования Одоевский район по доверенности Баранов Э.В. в судебном заседании доводы административного искового заявления к администрации муниципального образования Одоевский район не признал, просил отказать в их удовлетворении, возложить на МУП "Одоевское ЖКХ" обязанность разработать проекты зон санитарной охраны, указав на то, что водоснабжение населения Одоевского района Тульской области до ДД.ММ.ГГГГ осуществляло МКП. ДД.ММ.ГГГГ между администрацией муниципального образования Одоевский район и МУП "Одоевское ЖКХ" заключен договор о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за МУП "Одоевское ЖКХ". Обязанность по осуществлению действий по разработке проекта возлагается на юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, которым в данном случае является МУП "Одоевское ЖКХ". Право хозяйственного ведения имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанность по содержанию данного имущества, которое служит базой самостоятельной имущественной ответственности.
Представитель административного ответчика муниципального унитарного предприятия "Одоевское жилищно-коммунальное хозяйство муниципального образования Одоевский район" по доверенности Сорокина И.В. в судебном заседании доводы административного искового заявления об обязании администрации муниципального образования Одоевский район разработать проекты зон санитарной охраны поддержала. Не согласилась с привлечением МУП "Одоевское ЖКХ" к участию в деле в качестве административного ответчика, поскольку не считает МУП надлежащим ответчиком. Указала, что согласно Уставу МУП "Одоевское ЖКХ" основным видом деятельности предприятия является сбор, очистка и распределение воды. Отдельными видами деятельности, перечень которых определен специальными федеральными законами, предприятие может заниматься только при получении специального разрешения (лицензии). Подтвердила, что между администрацией муниципального образования Одоевский район и МУП "Одоевское ЖКХ" ДД.ММ.ГГГГ заключен договор о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за МУП "Одоевское ЖКХ", однако технические документы на переданные объекты отсутствуют, что не позволяет оформить лицензию и подготовить тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения. МУП "Одоевское ЖКХ" письменно обратилось к Главе администрации МО Одоевское с просьбой предоставить необходимые для получения лицензии документы, однако ответа не последовало, в связи с чем считает, что эксплуатация спорных объектов и предоставление населению услуг по водоснабжению невозможно. Органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию систем, сетей и сооружений водоснабжения. Администрация муниципального образования Одоевский район как орган местного самоуправления осуществляет полномочия собственника в отношении объектов питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, независимо от того, кому переданы спорные объекты и на каком основании.
Решением Одоевского районного суда Тульской области от 15 июня 2018 года постановлено:
административное исковое заявление территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области в Суворовском, Белевском, Дубенском и Одоевском районах, удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Одоевский район в срок до 01 сентября 2019 года разработать в соответствии с санитарным законодательством проекты зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, находящихся по адресам: Тульская область, Одоевский район, д.Николо-Жупань (в районе садов), Тульская область, Одоевский район, д.Никулино, Тульская область, Одоевский район, с.Сомово (верхняя и нижняя), Тульская область, Одоевский район, д.Крупец (артезианские скважины N1, N2), Тульская область, Одоевский район, д.Петровское, Тульская область, Одоевский район, д.Горбачево, Тульская область, Одоевский район, д.Яхонтово, Тульская область, Одоевский район, д.Болотское, Тульская область, Одоевский район, д.Покровское.
В апелляционной жалобе административный ответчик администрация муниципального образования Одоевский район просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, а также ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельства дела.
Изучив материалы дела, заслушав представителей территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области в Суворовском, Белевском, Дубенском и Одоевском районах по доверенности Шмырову Е.Ю, муниципального унитарного предприятия "Одоевское жилищно-коммунальное хозяйство муниципального образования Одоевский район" по доверенности Сорокину И.В, администрации муниципального образования Одоевский район по доверенности Баранов Э.В, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Часть 1 ст. 46 Конституции РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.
Аналогичные гарантии установлены статьей 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Согласно ч. 1 ст. 7.1 Водного кодекса РФ, водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 Кодекса или лицами, использующими водные объекты.
Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (ч. 2 ст. 43 Водного кодекса РФ).
В соответствии с ч. ч. 4, 5 ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, порядок определения границ поясов санитарной охраны установлены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 года N 10 "О введении в действие Санитарных правил и норм "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.41110-02".
Настоящие СанПиН определяют санитарно - эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. п. 1.2, 1.3).
В соответствии с пунктом 1.4 Правил, на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхности, так и из подземных источников, организуются зоны санитарной охраны.
Согласно пункту 1.5 Правил, зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
В силу п. 1.6 Правил, организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зоны санитарной охраны. При разработке проекта ЗСО для крупных водопроводов предварительно создается положение о ЗСО, содержащее гигиенические основы их организации для данного водопровода.
Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект зоны санитарной охраны разрабатывается специально (пункт 1.11 Правил).
В соответствии с пунктом 1.12 Правил в состав проекта зон санитарной охраны должны входить текстовая часть, картографический материал, перечень предусмотренных мероприятий, согласованный с землепользователями, сроками их исполнения и исполнителями.
Пунктом 1.13 Правил установлено, что проект зон санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
Согласно пункту 1.17 Правил отсутствие утвержденного проекта зоны санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных на границах зоны санитарной охраны, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых Правилами.
В ходе судебного разбирательства установлено, что собственником артезианских скважин, водонапорных башен, водопроводных сетей, водонасосных станций над артскважиной, расположенных на территории д.Николо-Жупань (в районе садов), д.Никулино, с.Сомово (верхняя и нижняя), д.Крупец (артезианские скважины N1, N2), д.Петровское, д.Горбачево, д.Яхонтово, д.Болотское, д.Покровское, является муниципальное образование Одоевский район.
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией муниципального образования Одоевский район и МУП "Одоевское ЖКХ" заключен договор о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения, согласно которому за МУП "Одоевское ЖКХ" закрепляется на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, указанное в приложении N 1, а именно артезианские скважины, водонапорные башни, водопроводные сети, водонасосные станции над артскважиной.
Согласно п. 1.4 договора закрепляемое имущество принадлежит на праве собственности муниципальному образованию Одоевский район.
В тот же день между сторонами подписан акт приема имущества, указанного в приложении N 1 к договору.
Между тем в результате проверки, проведенной территориальным отделом управления Роспотребнадзора по Тульской области в Суворовском, Белевском, Дубенском и Одоевском районах, установлено, что в нарушение требований Федерального закона от 30 марта 1999 года "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", норм СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", в с. Николо-Жупань, д. Никулино, с. Сомово, д. Крупец, д. Петровское, д. Горбачево, д. Яхонтово, д. Болотское, д. Покровское Одоевского района Тульской области не разработаны и не утверждены проекты зон их санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, планы мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждения загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зоны санитарной охраны.
Указанные обстоятельства сторонами в ходе рассмотрения дела не оспаривались.
Согласно ст. ст. 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Исходя из положений ст. ст. 18, 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городских округов относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, а также организация в границах городского округа водоснабжения населения и водоотведения, осуществление в пределах установленных законодательством полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов, утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории.
Согласно ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
В соответствии с ч. 1 ст. 55 Водного кодекса РФ собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.
В силу статьи 27 Водного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся: 1) владение, пользование, распоряжение такими водными объектами; 2) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий; 3) осуществление мер по охране таких водных объектов; 4) установление ставок платы за пользование такими водными объектами, порядка расчета и взимания этой платы.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов в области водных отношений, кроме полномочий собственника, предусмотренных ч. 1 ст. 27 Кодекса, относится установление правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований, для личных и бытовых нужд.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится в том числе организация в границах поселений водоснабжения населения.
Исходя из указанных норм, обязанность по разработке проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения лежит на органе местного самоуправления.
Правильно установив обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные доказательства, а также учитывая вышеприведенные законоположения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что именно администрация муниципального образования Одоевский район осуществляет полномочия собственника в отношении источников водоснабжения, независимо от того, кому были переданы движимые и недвижимые объекты инфраструктуры, используемые для обеспечения водоснабжения населения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что МУП "Одоевское ЖКХ" является фактическим владельцем коммунальных сетей водоснабжения, выводов суда первой инстанции не опровергают и свидетельствуют лишь о несогласии с ними, тогда как оснований для их переоценки отсутствуют.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу п. 1 ст. 216 ГК РФ право хозяйственного ведения относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом неправильно определены юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для дела, применены нормы материального и процессуального права, судебная коллегия находит несостоятельными, не основанными на материалах дела.
Иные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к названным выводам со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемом решении, и их правильность не вызывает сомнений у судебной коллегии.
Выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, а также нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения. Оснований для признания ее неправильной судебная коллегия не находит.
Материалы дела свидетельствуют о том, что основания, предусмотренные ст. 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 308, 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Одоевского районного суда Тульской области от 15 июня 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования Одоевский район - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.