Судья Ростовского областного суда Зенько Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе заместителя главы Администрации по социальным вопросам - директора Департамента социального развития г.Азова Белова В.В. на постановление судьи Азовского городского суда Ростовской области от 17 июля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, в отношении заместителя главы Администрации по социальным вопросам - директора Департамента социального развития г.Азова Белова В.В.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Азовского городского суда Ростовской области от 17 июля 2018 года заместитель главы Администрации по социальным вопросам - директор Департамента социального развития г.Азова Белов В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде дисквалификации сроком на 1 год.
В жалобе, поданной в Ростовский областной суд, заместитель главы Администрации по социальным вопросам - директор Департамента социального развития г.Азова Белов В.В. просит постановление судьи городского суда от 17 июля 2018 года изменить в части назначенного ему наказания, полагая возможным назначение наказания в виде административного штрафа в минимальном размере.
В поданных к жалобе дополнениях Белов В.В. ссылается на то, что указанные в протоколе об административном правонарушении нарушения были им впоследствии устранены, в Контрольно-счетную палату был представлен откорректированный акт приемки выполненных работ от 13 июня 2018 года.
В судебное заседание Белов В.В. и его защитник Устюжанина Н.С, действующая на основании доверенности от 27 августа 2018 года, явились, доводы жалобы поддержали, просили ее удовлетворить.
Представитель Контрольно-счетной палаты Ростовской области - аудитор Галушкин И.В, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представив ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие по причине занятости.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав явившихся в судебное заседание лиц, проверив законность и обоснованность обжалуемого постановления, судья областного суда приходит к следующему.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии с ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Из материалов дела усматривается, что при проведении контрольного мероприятия "Проверка в муниципальном образовании "Город Азов" законности, эффективности, результативности и экономности использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из областного бюджета на финансирование расходов по строительству, реконструкции и капитальному ремонту (объект: "Реконструкция тренировочной площадки муниципального автономного учреждения "Спортивный комплекс имени Э.П. Лакомова", Ростовская область, г. Азов, бульвар Петровский, д. 46а)", проводимого Контрольно-счетной палатой Ростовской области с 14 мая 2018 года по 31 мая 2018 года (акт проверки от 31 мая 2018 года) в соответствии с п. 1.2. плана работы Контрольно-счетной палаты Ростовской области на 2018 год, утвержденного приказом Контрольно-счетной палаты Ростовской области от 29 декабря 2017 года N 63-0, распоряжением Контрольно-счетной палаты Ростовской области от 17 апреля 2018 года N86 установлено следующее.
Согласно части 6 статьи 2.1 Положения о Департаменте социального развития г. Азова, департамент осуществляет полномочия по обеспечению условий для развития на территории города Азова физической культуры и массового спорта, организации проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий города Азова.
В соответствии с распоряжением администрации города Азова от 28 июня 2016 года N 198 "О передаче полномочий по получению и использованию субсидий из областного бюджета для софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения" департаменту переданы полномочия по получению и использованию субсидий из областного бюджета для софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения для реконструкции тренировочной площадки муниципального автономного учреждения г. Азова "Спортивный комплекс имени Э.П. Лакомова". Кроме того, на департамент возложены функции заказчика-застройщика по указанному объекту реконструкции и поручено обеспечить целевое и эффективное использование средств, выделяемых из областного бюджета на вышеуказанные цели.
Согласно ведомственной структуре расходов, утвержденной решением Азовской городской Думы от 22 декабря 2017 года N 295 "О бюджете города Азова на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов", Департамент социального развития г. Азова определен главным распорядителем бюджетных средств, в том числе на объект "Реконструкция тренировочной площадки муниципального автономного учреждения "Спортивный комплекс имени Э.П. Лакомова", Ростовская обл, г. Азов, бульвар Петровский, д. 46а. Департамент также является получателем бюджетных средств.
В ходе проверки установлено, что Белов В.В, являясь заместителем главы Администрации по социальным вопросам - директором Департамента шального развития г. Азова, т.е. будучи должностным лицом главного распорядителя и получателя средств бюджета, которому предоставлены бюджетные трансферты, допустил нарушение условия предоставления бюджетных трансфертов, выразившиеся в следующем.
Реконструкция тренировочной площадки осуществлялась в соответствии с муниципальным контрактом от 15 сентября 2017 года N74, заключенном между Департаментом социального развития города Азова и ООО "Континент" в результате запроса предложений на выполнение работ.
По условиям контракта, стоимость выполнения работ составляет | ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА, в том числе НДС 18%, а сроки выполнения работ: начало выполнения работ - со дня заключения контракта; окончание выполнения работ - не позднее 20 декабря 2017 года. По графику работы должны быть завершены 16 декабря 2017 года. Окончание срока действия контракта: не позднее 31 декабря 2017 года.
На момент проведения проверки к муниципальному контракту были заключены дополнительные соглашения от 22.09.2017 N 1, от 18.12.2017 N 2, от 29.12.2017 N 3 и 07.03.2018 N 4.
По данным бухгалтерского учета департамента в 2018 году к учету были приняты акты выполненных ООО "Континент" работ по реконструкции тренировочной площадки на общую сумму ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА.
Так, согласно принятым заказчиком - Департаментом социального развития г. Азова актам о приемке выполненных работ ф. КС-2 и справкам об их стоимости ф. КС-3, представленным в ходе проверки, работы по реконструкции тренировочной площадки были выполнены в 2018 году на общую сумму ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА. Оплата выполненных подрядных работ была произведена заказчиком в 2018 году, в лице Белова В.В, в объеме ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА.
В рамках данного контрольного мероприятия комиссией, созданной на основании приказа Департамента социального развития г. Азова от 15 мая 2018 года N 20 "О создании комиссии по проведению контрольных обмеров", проведены выборочные контрольные обмеры выполненных подрядной организацией ООО "Континент" объемов работ по объекту "Реконструкция тренировочной площадки муниципального автономного учреждения г. Азова "Спортивный комплекс имени Э.П. Лакомова", Ростовская область, г. Азов, бульвар Петровский, д. 46-а".
Выборочные обмеры производились в 2018 году по отдельным видам работ, выполненным в рамках муниципального контракта от 15 сентября 2017 года N74 и указанным в актах приемки выполненных работ по ф. КС-2 на общую сумму ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА в текущем уровне цен с НДС 18 процентов. Обмеры производились в присутствии инспекторов Контрольно-счетной палаты Ростовской области, представителя подрядной организации ООО "Континент". Виды работ для выборочных контрольных обмеров определены с учетом времени года, погодных условий, доступности, наглядности и трудоемкости их выполнения.
По результатам проведенных выборочных контрольных обмеров установлено завышение стоимости выполненных работ, связанное с фактическим отсутствием отдельных объемов и видов работ, отраженных в первичных учетных документах на сумму ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА (отсутствие работ по устройству горизонтальной перекладины для фиксации сетки, крепежа для гасящей сетки в "гуськах" столбов, мойки из нержавеющей стали и автоматического смыва Sanela). Акт обмеров подписан 25 мая 2018 года членами комиссии и присутствующими лицами без замечаний и разногласий.
Факты завышения объемов отражены в составе работ согласно актам по форме КС-2, подписанным со стороны заказчика заместителем главы Администрации по социальным вопросам - директором Департамента социального развития г.Азова Беловым В.В. от 16.01.2018 ф. КС-2 N55 на сумму ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА, от 20.03.2018 ф. КС-2 N 59 на сумму ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА и от 20.03.2018 ф. КС-2 N на сумму ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА, а также справок по форме КС-3: от 16.01.2018 N т сумму ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА, от 20.03.2018 N 6 на сумму ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА и 20.03.2018 N 7 на сумму ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА.
Подрядной организацией ООО "Континент" на основании указанных выше актов и справок Департаменту социального развития города Азова были вставлены следующие счета на оплату: от 02.03.2018 N 11 на сумму ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА, от 02.03.2018 N 12 на сумму ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА, от 20.03.2018 N 26 сумму ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА, от 20.03.2018 N 26/1 на сумму ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА. Работы, отраженные в актах приемках выполненных по форме КС-2, но фактически не выполненные, оплачены следующими платежными поручениями, подписанными заместителем главы администрации по социальным вопросам - директором департамента Беловым В.В.: от 13.03.2018 N 237096 на сумму ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА, от 20.03.2018 N 418078 на сумму ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА, от 07.05.2018 N695941 на сумму ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА, от 07.05.2018 N 695942 на сумму ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА, от 10.05.2018 N 788796 на сумму ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА и от 10.05.2018 N 778795 на сумму ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА.
Вышеуказанные факты, по мнению административного органа, были совершены в период, когда Департамент социального развития г. Азова, являлся получателем межбюджетных трансфертов из областного бюджета.
При указанных обстоятельствах административный орган пришел к выводу, что Беловым В.В, являющимся на момент совершения административного правонарушения заместителем главы администрации по социальным вопросам - директором Департамента социального развития г. Азова, то есть должностным лицом, совершены действия по нарушению условий предоставления межбюджетных трансфертов, выразившиеся в расходовании бюджетных средств на основании документов, содержащих сведения о не имевших места фактах хозяйственной жизни, что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Признавая Белова В.В. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, судья городского суда исходил из того, что вина Белова В.В. напрямую подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, которые получили оценку в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам, установленным статьей 26.11 КоАП РФ, с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Оснований не доверять перечисленным выше доказательствам не имеется, поскольку они полно и объективно отражают событие административного правонарушения и вину Белова В.В. в совершении вмененного ему административного правонарушения, указанные доказательства получены с соблюдением требований закона, их допустимость и достоверность сомнений не вызывают.
При указанных обстоятельствах вывод судьи о наличии объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, вины Белова В.В. в совершении указанного административного правонарушения основан на доказательствах по делу и сделан в соответствии с требованиями ст. ст. 2.1 и 2.2 КоАП РФ.
Совершенное Беловым В.В. административное правонарушение квалифицировано правильно по ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, согласно установленным обстоятельствам и требованиям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление судьи городского суда о привлечении Белова В.В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Назначая Белову В.В. административное наказание в виде дисквалификации сроком на 1 год, судья городского суда, принял во внимание характер совершенного Беловым В.В. административного правонарушения, личность Белова В.В, признав в качестве смягчающего ответственность обстоятельства наличие у Белова В.В. двух несовершеннолетних детей, а в качестве отягчающего ответственность - повторное совершение однородного правонарушения.
Вместе с тем, рассматривая довод жалобы об изменении вида наказания, суд приходит к следующим выводам.
Санкция части 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ предусматривает наказание в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Между тем, применяя меру ответственности в виде дисквалификации, следует иметь в виду, что данный вид административного наказания является одним из самых строгих.
Согласно части 1 статьи 3.11 КоАП РФ дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо осуществлять деятельность по предоставлению государственных и муниципальных услуг либо деятельность в сфере подготовки спортсменов (включая их медицинское обеспечение) и организации и проведения спортивных мероприятий.
Таким образом, дисквалификация представляет собой ограничение права на свободное использование своих способностей в вышеуказанных сферах деятельности. Наказание в виде дисквалификации применяется как крайняя мера для достижения цели принудительного прекращения противоправной деятельности лица.
Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 года N 11-П).
В то же время, судья областного суда полагает, что назначенное Белову В.В. наказание в виде дисквалификации не будет отвечать указанным выше конституционным принципам.
Поскольку дисквалификация в профессиональной деятельности является исключительной мерой административного наказания, для ее назначения в качестве наказания необходимо представить доказательства применения в отношении лица именно этой меры ответственности, однако судьей городского суда таким обстоятельств исключительности установлено не было и в обжалуемом постановлении не приведено.
Вопреки приведенным в постановлении ссылкам судьи на повторное привлечение Белова В.В. к административной ответственности за совершение однородного административного правонарушения, как отягчающее ответственность обстоятельство, данное обстоятельство является основанием для применения наказанием в виде административного штрафа в максимальном размере санкции части 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ и не свидетельствуют о безусловной необходимости применения к данному лицу мер профессиональной дисквалификации, поскольку данное обстоятельство является отягчающим, но не исключительным обстоятельством применения к данному лицу мер профессиональной дисквалификации.
Более того, при рассмотрении дела судье областного суда Беловым В.В. были представлены документы, достоверно подтверждающие, что выявленные в ходе проведения проверки административным органом нарушения, Беловым В.В. устранены в полном объеме, следовательно, учитывая данное обстоятельство, а также характер совершенного правонарушения, в данном конкретном случае, суд полагает возможным назначить Белову В.В. административное наказание в виде административного штрафа в максимальном размере, предусмотренном санкцией части 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ в размере 30 000 рублей.
Руководствуясь ст.30.7-30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Азовского городского суда Ростовской области от 17 июля 2018 года изменить в части назначенного вида наказания: назначить заместителю главы Администрации по социальным вопросам - директору Департамента социального развития г.Азова Белову В.В. административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В остальной части постановление судьи Азовского городского суда Ростовской области от 17 июля 2018 года оставить без изменения.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.