Судебная коллегия по административным делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Сидоренковой Е.В,
судей Алейниковой С.А, Маклашова В.И,
при секретаре Савиной М.Г,
с участием прокурора Дзех К.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя Брянской городской администрации Драпа А.И. на решение Советского районного суда г. Брянска от 28 апреля 2018 года по административному делу по административному иску прокурора города Брянска в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Брянской области, департаменту финансов Брянской области, Брянской городской администрации, Управлению ветеринарии Брянской области о признании незаконным бездействия, понуждении к совершению действий.
Заслушав доклад судьи Брянского областного суда Алейниковой С.А, объяснения представителя Брянской городской администрации Драпа А.И, представителя Управления ветеринарии Брянской области Исаковой Е.Ю, судебная коллегия
установила:
Прокурор города Брянска, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что в ходе прокурорской проверки в сфере организации работы по обращению с безнадзорными животными установлено, что за 2017 год в учреждения здравоохранения, расположенные на территории г.Брянска, за медицинской помощью по случаю укусов безнадзорными животными обратились 418 человек, из них 148 несовершеннолетних. В УМВД России по г.Брянску за 2017 год на территории г.Брянска зарегистрировано и рассмотрено 76 сообщений о нападении (укусах) бродячих собак на граждан.
Однако органом местного самоуправления - Брянской городской администрацией вопросы местного значения, связанные с осуществлением мероприятий по охране жизни и здоровья людей, решаются ненадлежащим образом, в нарушение требований действующего законодательства приют для безнадзорных животных администрацией не создан, конкретных действий по его созданию не предпринято.
В связи с чем, с учетом неоднократных уточнений, прокурор города Брянска просил суд обязать Правительство Брянской области, Департамент финансов Брянской области принять организационные меры, направленные на обеспечение реализации полномочий органа местного самоуправления - Брянской городской администрации по созданию приюта для безнадзорных животных (собак и кошек), в том числе путем финансирования на указанные цели; обязать Управление ветеринарии Брянской области выделить Брянской городской администрации за счет средств субъекта РФ - Брянской области финансирование на указанные цели; обязать Брянскую городскую администрацию на выделенные средства создать приют для безнадзорных животных (собак и кошек).
Решением суда от 28 апреля 2018 года административный иск удовлетворен.
Суд обязал Правительство Брянской области, департамент финансов Брянской области принять организационные меры, направленные на обеспечение реализации полномочий органа местного самоуправления - Брянской городской администрации по созданию приюта для безнадзорных животных (собак и кошек) в том числе путем финансирования на указанные цели.
Обязал Управление ветеринарии Брянской области выделить Брянской городской администрации за счет средств субъекта РФ - Брянской области финансирование на указанные цели.
Обязал Брянскую городскую администрацию на выделенные средства создать приют для безнадзорных животных (собак и кошек).
В апелляционной жалобе представителя Брянской городской администрации Драп А.И. просил отменить решение суда как незаконное, постановленное при неправильном применении норм материального права, указывая в доводах, что полномочия по созданию приюта для безнадзорных животных ни федеральным законом, ни законом субъекта РФ за администрацией не закреплены. Кроме того, указал, что на территории г.Брянска имеется пункт временного содержания безнадзорных животных, отлов которых производится в соответствии с действующим законодательством и на основании договора, заключенного между комитетом по ЖКХ Брянской городской администрации и ГБУ Брянской области "Брянской городской станцией по борьбе с болезнями животных".
В письменных возражениях помощник прокурора города Брянска Сайфутдинова А.Т. полагала решение суда законным, указывая на необоснованность доводов апелляционной жалобы.
Судебная коллегия, на основании статей 150 и 306 Кодекса административного судопроизводства РФ, рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие представителей Правительства Брянской области, департамента финансов Брянской области, Комитета по ЖКХ Брянской городской администрации, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, поскольку сведения об уважительных причинах неявки отсутствуют. Просьб об отложении слушания или рассмотрении в отсутствие их представителей не поступало.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на неё, заключение прокурора, полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как следует из материалов дела, прокуратурой г.Брянска проведена проверка в сфере организации работы по обращению с безнадзорными животными, в ходе которой установлено, что органом местного самоуправления - Брянской городской администрацией вопросы местного значения, связанные с осуществлением мероприятий по охране жизни и здоровья людей, решаются ненадлежащим образом; в нарушение требований действующего законодательства приют для безнадзорных животных администрацией не создан, конкретных действий по его созданию не предпринято.
Также установлено, что за 2017 год в учреждения здравоохранения, расположенные на территории г.Брянска, за медицинской помощью по случаю укусов безнадзорными животными обратились 418 человек, из них 148 несовершеннолетних. В УМВД России по г.Брянску за 2017 год на территории г.Брянска зарегистрировано и рассмотрено 76 сообщений о нападении (укусах) бродячих собак на граждан.
Статьями 41, 42 Конституции РФ гарантировано право каждого на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Согласно пунктам "б", "ж" и "з" части 1 статьи 72 Конституции РФ защита прав и свобод человека и гражданина, координация вопросов здравоохранения, осуществление мер по борьбе с эпидемиями находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции РФ).
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", статьей 1 которого установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Согласно пункту 2 статьи 2 указанного Федерального закона полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают наряду с Российской Федерацией и субъекты Российской Федерации, расходным обязательством которых является осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий и которые вправе осуществлять в названной сфере правовое регулирование (статья 6 этого же Федерального закона).
Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемые данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), определены пунктом 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Федеральный законодатель, наделяя субъект Российской Федерации полномочием по решению вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, с 2015 года включил в названную сферу организацию проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных (подпункт 49 пункта 2 статьи 26.3 названного Федерального закона в редакции Федерального закона от 30 марта 2015 года N 64-ФЗ).
Таким образом, из анализа вышеприведенных положений закона следует, что регулирование численности безнадзорных животных, как источника болезней, должно осуществляться путем проведения мероприятия, представляющего собой единство двух действий: отлов и содержание таких животных.
Такое толкование соответствует предписаниям Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2627-10 "Профилактика бешенства среди людей", которые устанавливают основные требования к комплексу организационных и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения заболеваний бешенством среди населения Российской Федерации, соблюдение которых обязательно на всей территории Российской Федерации, в том числе для органов государственной власти и местного самоуправления, должностных лиц, организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, включают в мероприятия по недопущению возникновения случаев бешенства среди людей регулирование численности безнадзорных животных, которое проводится путем их отлова и содержания в специальных питомниках, в том числе и после прививки против бешенства (пункты 1.1, 1.2, 9.2 и 9.5).
Такие же предписания содержатся в пунктах 8.2 и 8.4.2 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 3.2.3215-14 "Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации", закрепляющих требования к комплексу организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, проведение которых направлено на предупреждение возникновения и распространения паразитарных заболеваний, исполнение которых является обязательным на всей территории Российской Федерации, в том числе для государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, должностных лиц государственных органов, должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, должностных лиц органов местного самоуправления.
Гражданским законодательством также предусмотрено аналогичное правовое регулирование отношений с безнадзорными животными.
Так, в соответствии с положениями статей 230 - 231 Гражданского кодекса РФ лицо, задержавшее безнадзорных домашних животных, обязано возвратить их собственнику, а если собственник животных или место его пребывания неизвестны, не позднее трех дней с момента задержания заявить об обнаруженных животных в полицию или в орган местного самоуправления, которые принимают меры к розыску собственника. Лицо, задержавшее безнадзорных животных, и лицо, которому они переданы на содержание и в пользование, обязаны их надлежаще содержать. Если в течение шести месяцев с момента заявления о задержании безнадзорных домашних животных их собственник не будет обнаружен или сам не заявит о своем праве на них, лицо, у которого животные находились на содержании и в пользовании, приобретает право собственности на них. При отказе этого лица от приобретения в собственность содержавшихся у него животных они поступают в муниципальную собственность и используются в порядке, определяемом органом местного самоуправления.
Законом Брянской области от 1 августа 2014 N60-З "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Брянской области по организации проведения на территории Брянской области мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части организации отлова и содержания безнадзорных животных на территории Брянской области" органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Брянской области, наделяются отдельными государственными полномочиями Брянской области по организации проведения на территории Брянской области мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части организации отлова и содержания безнадзорных животных на территории Брянской области.
Из анализа федерального законодательства, регулирующего спорные правоотношения, в системном единстве, следует, что федеральный законодатель, регламентируя касающиеся безнадзорных животных вопросы, предусматривает не только их отлов, но в обязательном порядке их содержание в специальных питомниках.
Из материалов дела следует, что в рамках исполнения Закона Брянской области от 1 августа 2014 года N60-З вопрос по отлову безнадзорных животных органом местного самоуправления разрешен следующим образом: отловленные животные доставляются в пункт временной передержки, стерилизации и кастрации бездомных животных, где они осматриваются ветеринарным врачом, стерилизуются (кастрируются), обрабатываются против паразитных болезней и вакцинируются против бешенства; каждое животное биркуется и возвращается в прежнее место обитания.
Вопрос по дальнейшему содержанию безнадзорных животных не разрешен.
Однако предпринимаемые меры по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части организации отлова и содержания безнадзорных животных на территории Брянской области не являются достаточными, что не опровергали административные ответчики.
При таких обстоятельствах, заявленные прокурором требования являются законными и обоснованными.
Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы, основанным на неверном толковании норм материального права, не имеется. Нарушений норм процессуального права не установлено.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Советского районного суда г. Брянска от 28 апреля 2018 года по административному делу по административному иску прокурора города Брянска в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Брянской области, департаменту финансов Брянской области, Брянской городской администрации, Управлению ветеринарии Брянской области о признании незаконным бездействия, понуждении к совершению действий, оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Брянской городской администрации Драпа А.И. - без удовлетворения.
Председательствующий Е.В. Сидоренкова
Судьи областного суда С.А. Алейникова
В.И. Маклашов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.