Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Никитиной А.В,
судей Маловой Н.Б, Глушенко Н.О.
при секретаре Баталовой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение Беломорского районного суда Республики Карелия от 22.05.2018 по иску Полякова М.М. к администрации муниципального образования "Беломорский муниципальный район" об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Поляков М.М. обратился в суд с иском по тем основаниям, что его родители, на основании решения Беломорского районного народного суда Республики Карелия от (... ). На основании распоряжения главы самоуправления Беломорского района от (... ) N над истцом была установлена опека, над его сестрой - (... ), (... ) года рождения, - попечительство. Распоряжением главы самоуправления Беломорского района от (... ) N за ними была закреплена жилая площадь по адресу: (... ), состоящая из одной комнаты, общей площадью 18,8 кв.м. По достижении совершеннолетия истец был вновь зарегистрирован по данному адресу. Ссылаясь на положения Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", просил суд обязать администрацию муниципального образования "Беломорский муниципальный район" (далее - Администрация) предоставить ему благоустроенное жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных норм во внеочередном порядке.
Решением суда в удовлетворении исковых требований отказано.
С решением суда не согласен истец, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новое решение. В обоснование доводов жалобы указывает, что к участию в деле в качестве третьего лица не был привлечен его опекун (... ), которая могла бы подтвердить тот факт, что до достижения им возраста 23-х лет она как опекун обращалась в устной форме в органы местного самоуправления по вопросу предоставления ему жилья. Отмечает, что в связи с бездействием со стороны местной администрации и органов опеки и попечительства, непринятия ими мер по информированию и содействию ему и опекуну по вопросам обеспечения жильем он не смог реализовать свое право на получение вне очереди жилого помещения по договору социального найма, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Обращает внимание, что проживание в закрепленной за ним квартире по адресу: (... ), невозможно, поскольку на одного члена семьи приходится менее учетной нормы площади жилья.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам.
Иные лица, участвующие в деле, своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не направили, о слушании дела извещены надлежащим образом.
Заслушав истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела в пределах изложенных в апелляционной жалобе доводов, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Судом установлено и следует из материалов дела, что родители истца (... ) были (... ) решением Беломорского районного народного суда Республики Карелия от (... ); на основании распоряжения главы самоуправления Беломорского района Республики Карелия от (... ) N, над истцом и несовершеннолетними (... ) была установлена опека; на основании распоряжений главы самоуправления Беломорского района Республики Карелия от (... ) N и от (... ) N за несовершеннолетними закреплена жилая площадь по адресу: (... ).
В настоящее время в указанной квартире зарегистрированы истец, его отец (... ) года рождения, и (... ) года рождения. Жилых помещений на праве собственности истец не имеет.
Разрешая исковые требования, суд исходил из того, что по смыслу положений ст. ст. 1, 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст. 3.1 Закона Республики Карелия "О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя" право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанными законами, распространяется на лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет либо вставших на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения до достижения указанного возраста.
Установив, что истец, (... ) года рождения, до достижения возраста 23 лет с соответствующим заявлением в органы местного самоуправления о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, не обращался, суд пришел к выводу о том, что Поляков М.М. не имеет право на обеспечение жильем по данному основанию.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
В силу ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) ФРпредоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно абз. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").
В силу ст. 4 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и ЖК РФ (в редакции до 01.01.2013) распространено на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные соответствующим Федеральным законом, в том числе и на обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с ранее действовавшим правовым регулированием носило заявительный характер и подлежало реализации при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилых помещениях.
В настоящее время порядок предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений не изменен, что также следует из положений ч.ч. 1, 2, 3, 4, 7, 8 ст. 3.1 Закона Республики Карелия "О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя".
В то же время суд первой инстанции правомерно отметил в обжалуемом судебном акте, что истец не лишен возможности обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о признании его нуждающимся в жилом помещении, представляемом по договору социального найма, на основании п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ с целью улучшения своих жилищных условий.
Ссылка истца в апелляционной жалобе на то, что его опекуном предпринимались меры к постановке его на учет нуждающихся в жилых помещения, основанием к отмене решения суда не является, поскольку доказательств обращения в соответствующий орган в порядке, предусмотренном нормативными актами, регулирующими предоставление жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стороной истца суду не представлено. Кроме того, судебная коллегия учитывает, что после достижения совершеннолетия и прекращения опеки (попечительства) истец располагал достаточным количеством времени для обращения в администрацию с соответствующим заявлением (до 18.08.2013).
Иные доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора не опровергают выводов суда, по существу, сводятся к несогласию с выводами суда, их переоценке и не содержат ссылок на наличие оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на ошибочном толковании норм материального права.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Беломорского районного суда Республики Карелия от 22.05.2018 по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.