Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Соснина А.Е,
судей Клюкиной О.В. и Скворцовой О.В,
при секретаре Матвеевской А.И,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Волжске Республики Марий Эл (межрайонное) на решение Волжского городского суда Республики Марий Эл от 23 мая 2018 года, которым постановлено обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Волжске Республики Марий Эл (межрайонное) включить Морозовой Е. В. в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии в связи с лечебной деятельностью, период работы заведующей здравпунктом ЗАО "... " с "дата" по "дата", периоды нахождения на курсах повышения квалификации с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата". Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Волжске Республики Марий Эл (межрайонное) назначить Морозовой Е. В. пенсию по старости досрочно в связи с осуществлением лечебной деятельности с "дата". Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Волжске Республики Марий Эл (межрайонное) в пользу Морозовой Е. В. возврат госпошлины в размере 300 рублей.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Соснина А.Е, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Морозова Е.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Волжске Республики Марий Эл (межрайонное) (далее - ГУ - УПФ РФ в г. Волжске, ответчик) в котором в окончательно сформулированных требованиях просила обязать ответчика включить в ее специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, период работы заведующей здравпунктом общества закрытого типа Опытно-экспериментальный домостроительный комбинат "Заря" (далее - ЗАО ОЭДК "Заря") с "дата" по "дата", периоды нахождения на курсах повышения квалификации с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", назначить ей пенсию по старости досрочно в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с "дата". В обоснование заявленных требований указала, что решением ответчика от "дата" N 19980 ей отказано в назначении пенсии по старости досрочно в связи с отсутствием требуемого стажа лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения; из ее специального стажа исключены вышеуказанные периоды работы и нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства. Полагает, что указанное решение пенсионного органа не основано на законе, нарушает ее право на пенсионное обеспечение.
Судом постановлены вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ГУ - УПФ РФ в г. Волжске просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска Морозовой Е.В. отказать. Указывает на правомерность отказа во включении в специальный стаж Морозовой Е.В. спорных периодов работы и нахождения на курсах повышения квалификации и отсутствие в связи с этим оснований для удовлетворения иска Морозовой Е.В.
В возражениях на жалобу Морозова Е.В. просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений на нее, заслушав объяснения представителя ГУ - УПФ РФ в г. Волжске Шалишкиной А.И, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, Морозовой Е.В. и ее представителя Купцова А.М, просивших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Морозова Е.В. в период с "дата" по "дата" работала в "... " центральной районной больнице в должности фельдшера здравпункта, в последующем - заведующей здравпунктом организации арендаторов " "... ".
С "дата" Морозова Е.В. была переведена в управление ЗАО "... " на должность заведующей здравпунктом. С "дата" на Морозову Е.В. также были возложены обязанности по должности медицинской сестры (0,5 ставки). "дата" Морозова Е.В. была уволена из ЗАО "... "
С "дата" Морозова Е.В. была принята в Волжскую центральную районную больницу Республики Марий Эл, где работала в должности медицинской сестры по физиотерапии поликлиники (в период с "дата" по "дата" в медсанчасти ЗАОр "... " в период с "дата" по "дата" в городской больнице "N", в период с "дата" по "дата" в городской поликлинике "N"). При этом в периоды с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата" Морозова Е.В. находилась на курсах повышения квалификации.
"дата" Морозова Е.В. обратилась в ГУ - УПФ РФ в г. Волжске с заявлением о назначении ей досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Решением ГУ - УПФ РФ в г. Волжске от "дата" "N" Морозовой Е.В. отказано в назначении указанной пенсии по мотиву отсутствия у нее требуемого стажа лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения (не менее 30 лет). В бесспорном порядке ответчиком признано наличие у истца на момент обращения с заявлением стажа указанной деятельности продолжительностью 25 лет 8 месяцев 19 дней, в названный стаж включены, в том числе, периоды работы с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата". Из специального стажа истца ответчиком исключены период работы в ЗАО ОЭДК "Заря" с "дата" по "дата" и периоды нахождения на курсах повышения квалификации с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата".
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований Морозовой Е.В. в полном объеме. При этом, удовлетворяя требования Морозовой Е.В. в части возложения на ответчика обязанности включить в ее специальный стаж период работы в должности заведующей здравпунктом ЗАО "... " с "дата" по "дата", суд первой инстанции сослался на пункт 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 (далее - Правила), и разъяснения, содержащиеся в пункте 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", и исходил из того, что в указанный период Морозова Е.В. работала в структурном подразделении организации, работа в котором в силу указанного правового регулирования дает право на досрочное назначение пенсии по старости.
Судебная коллегия считает, что указанный вывод судом сделан с неправильным применением норм материального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, определенного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ определено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации 16 июля 2014 года принято постановление N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Так, в подпункте "н" пункта 1 названного постановления указано, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения: список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года
включительно; список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.
Как следует из материалов дела, здравпункт ЗАО "... ", в котором Морозова Е.В. в спорный период осуществляла трудовую деятельность в должности заведующей, не входил в состав поликлиники или амбулатории и не являлся самостоятельным учреждением здравоохранения либо его структурно выделенным лечебно-профилактическим учреждением, в связи с чем оснований для включения спорного периода работы Морозовой Е.В. в ее специальный стаж у суда первой инстанции не имелось.
Ссылка суда первой инстанции в обоснование вывода об обратном на пункт 6 Правил несостоятельна.
В соответствии с названным пунктом Правил в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном данными правилами, работа в должностях, указанных в списке от 29 октября 2002 года N 781, в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).
В приведенном пункте 6 Правил речь идет о фельдшерских здравпунктах, которые являются структурными подразделениями организаций, относящихся к воинским частям. Здравпункт ЗАО "... ", в котором работала Морозова Е.В, не являлся фельдшерским здравпунктом воинской части, а ЗАО ОЭДК "Заря" не являлось структурным подразделением государственной или муниципальной организации (воинской части).
Исходя из положений статьи 187 Трудового кодекса Российской Федерации, периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производит отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Поскольку на курсах повышения квалификации Морозова Е.В. находилась в период ее работы в учреждении и должности, предоставляющих право на досрочное назначение пенсии по старости (в Волжской центральной районной больнице в должности медицинской сестры по физиотерапии), соответствующий период работы включен ответчиком в специальный стаж истца в бесспорном порядке, вывод суда о возложении на ответчика обязанности включить в специальный стаж истца спорные периоды нахождения на курсах повышения квалификации является правильным. Доводы жалобы, направленные на оспаривание указанного вывода суда, судебной коллегией отклоняются ввиду своей несостоятельности.
Однако и при зачете в специальный стаж истца указанных периодов нахождения на курсах повышения квалификации Морозова Е.В. без учета спорного периода работы в ЗАО "... " не выработала 30-летнего стажа, необходимого для назначения досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в силу пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, поэтому законных оснований для возложения на ответчика обязанности назначить истцу требуемую пенсию с 24 января 2018 года у суда первой инстанции не имелось.
С учетом изложенного решение подлежит отмене в части возложения на ответчика обязанности включить Морозовой Е.В. в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, период работы заведующей ЗАО "... " с "дата" по "дата", и назначить истцу пенсию по старости досрочно с "дата", с принятием по делу в данной части нового решения об отказе Морозовой Е.В. в удовлетворении указанных исковых требований. В остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Волжского городского суда Республики Марий Эл от 23 мая 2018 года отменить в части возложения на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Волжске Республики Марий Эл (межрайонное) обязанности включить Морозовой Е. В. в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, период работы заведующей здравпунктом общества закрытого типа "... " с "дата" по "дата", и назначить Морозовой Е. В. пенсию по старости досрочно с "дата".
Принять по делу в данной части новое решение, которым отказать Морозовой Е. В. в удовлетворении указанных исковых требований.
В остальной части решение Волжского городского суда Республики Марий Эл от 23 мая 2018 года оставить без изменения.
Председательствующий А.Е.Соснин
Судьи О.В.Клюкина
О.В.Скворцова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.