Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Фомина М.В,
судей Солдатовой С.В, Луневой С.П,
при секретаре Габриеляне М.Г,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ГУ МВД России по Ставропольскому краю к Агатееву Дмитрию Юрьевичу о помещении лица, подлежащего депортации, в специальное учреждение,
заслушав доклад судьи Солдатовой С.В,
установила:
ГУ МВД России по Ставропольскому краю обратилось в суд с административным исковым заявлением к Агатееву Д.Ю, являющемуся лицом без гражданства, подлежащему депортации, о помещении его в Центр временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Ставропольскому краю на срок до 28.10.2018 г.
В обоснование требований административный истец указал, что Агатеев Д.Ю. по приговору от 17.03.2015 г. осужден Ленинским районным судом г. Ставрополя за совершение преступлений, предусмотренных "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты" Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), ему было назначено наказание в виде лишения свободы, сроком на 2 года 2 месяца лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
03.02.2017 г. Министерством юстиции Российской Федерации вынесено распоряжение N о нежелательности пребывания (проживания) ответчика в Российской Федерации по освобождению из мест лишения свободы.
На основании данного распоряжения 25.07.2018 г. ГУ МВД России по Ставропольскому краю принято решение о депортации Агатеева Д.Ю. за пределы Российской Федерации.
27 июля 2018 года Агатеев Д.Ю. по отбытию наказания был помещен в Центр временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Ставропольскому краю на срок до 48 часов.
Поскольку согласно п.9 ст. 31 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" иностранный гражданин, подлежащий депортации, содержится в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации, административный истец обратился в суд с настоящим административным иском в отношении Агатеева Д.Ю.
Решением Георгиевского городского суда Ставропольского края от 31.07.2018 г. административное исковое заявление удовлетворено: Агатеев Д.Ю. помещен в Центр временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Ставропольскому краю (г. Георгиевск) на срок до 28 октября 2018 г.
Не согласившись с решением суда, административный ответчик Агатеев Д.Ю. в апелляционной жалобе просит его отменить и принять новое решение.
Оспаривая законность принятого решения суда, отмечает, что в октябре 2017 года он получил разрешение на временное проживание в Российской Федерации, получил справку лица без гражданства; на территории Российской Федерации проживает его мать, которая готова предоставить ему жилье; ссылается на состояние своего здоровья, отмечая, что в условиях специального учреждения не получает необходимой медицинской помощи.
Административный ответчик Агатеев Д.Ю. в заседании суда апелляционной инстанции участия не принимал, будучи под роспись заблаговременно извещенным о его дне и времени, ходатайств о проведении судебного заседания с его участием с использованием систем видеоконференц-связи - не направлял, об отложении слушания дела ходатайств не заявлял.
В связи с этим, в силу статьи 150, части 2 статьи 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика и его представителя по доверенности.
Представитель административного истца ГУ МВД России по Ставропольскому краю - Кузнецов А.С. в заседании судебной коллегии с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Ставропольского края Колячкиной И.В, считавшей решение суда законным и обоснованным, проверив решение в соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Производство по делам о помещении иностранного гражданина (лица без гражданства), подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока его пребывания в таком учреждении урегулировано КАС РФ, предусматривающим, что в административном исковом заявлении о помещении такого лица в специальное учреждение или о продлении срока его пребывания в нем, которое подается в суд представителем территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, помимо прочего в обязательном порядке должен быть указан срок, на который целесообразно поместить лицо, подлежащее депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или продлить его пребывание в нем (части 1 и 3 статьи 266); по итогам рассмотрения по существу соответствующего административного дела суд принимает решение, которым удовлетворяет соответствующий административный иск или отказывает в его удовлетворении; в случае удовлетворения административного искового заявления в мотивировочной части решения должен быть установлен и обоснован разумный срок пребывания в специальном учреждении, а в резолютивной части - конкретный срок пребывания иностранного гражданина (лица без гражданства), подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении (части 1 и 2 статьи 269).
Иностранные граждане и лица без гражданства могут помещаться в специальное учреждение на основании Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ) (статьи 31, 32.2 и 35.1) в целях обеспечения исполнения принятых в отношении них решения о депортации либо решения о передаче иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии.
Согласно части 4 статьи 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее - Закон N 114-ФЗ), в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым пункта 3 статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1995 года N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)".
Порядок принятия, приостановления действия и отмены решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такое решение, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом (часть 5 статьи 25.10 Закона N 114-ФЗ).
Иностранный гражданин или лицо без гражданства, не покинувшие территорию Российской Федерации в установленный срок, подлежат депортации (часть 6 статьи 25.10 Закона N 114-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2003 года N 199 утвержден Перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, согласно которому, к числу таких органов исполнительной власти относится Министерство юстиции России.
Из материалов настоящего административного дела и учетного дела о депортации (копия приобщена) следует, что административный ответчик Агатеев Дмитрий Юрьевич, "данные изъяты" года рождения, уроженец РСФСР, являясь лицом без гражданства, и проживая на территории Российской Федерации, привлечен к уголовной ответственности - приговором Ленинского районного суда г. Ставрополя от 17.03.2015 г. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты" Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), с назначением наказания, в виде лишения свободы, сроком на 2 года 2 месяца лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
03 февраля 2017 г. Министерством юстиции Российской Федерации вынесено распоряжение N о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации Агатеева Д.Ю.
17 февраля 2107 г. Агатеев Д.Ю. освобожден из мест лишения свободы по отбытию наказания.
Приговором мирового судьи судебного участка N 4 Ленинского района г. Ставрополя от 30 ноября 2017 г. Агатеев Д.Ю. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного "данные изъяты" УК РФ, с назначением наказания в виде лишения свободы, сроком на 8 месяцев, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
25 июля 2018 года ГУ МВД России по Ставропольскому краю на основании названного распоряжения и материалов отдела иммиграционного контроля управления по вопросам миграции вынесло решение о депортации административного ответчика за пределы Российской Федерации после отбытия наказания на основании пункта 11 статьи 31 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
27 июля 2018 г. Агатеев Д.Ю. освобождён из мест лишения свободы по отбытию наказания по приговору мирового судьи судебного участка N 4 Ленинского района г. Ставрополя от 30 ноября 2017 г.
Анализируя доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из того, что преступление, предусмотренное "данные изъяты" УК РФ (в редакции уголовного закона, подлежащего применению), в совершении которого признан виновным Агатеев Д.Ю. приговором Ленинского районного суда г. Ставрополя от 17 марта 2015 г, является тяжким преступлением ( "данные изъяты" УК РФ). Названным приговором суда в действиях Агатеева Д.Ю. установлен опасный рецидив преступлений.
В свою очередь, совершение тяжкого преступления характеризуется повышенной степенью общественной опасности, а наличие непогашенной судимости за совершение на территории Российской Федерации тяжкого и особого тяжкого преступления является основанием, препятствующим иностранному гражданину или лицу без гражданства в получении разрешения на временное проживание, работу, вид на жительство, гражданства (пункт 6 части 1 статьи 7, пункт 6 части 1 статьи 9, пункт 6 части 1 статьи 18 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", части 1 статьи 16 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации"), поэтому действующее распоряжение Минюста России о нежелательности пребывания (проживания) Агатеева Д.Ю. в Российской Федерации является нормативно оправданным, с учетом степени опасности деяния последнего, который, находясь на территории Российской Федерации, с явным пренебрежением относится к общепринятым нормам и правилам социального и правового поведения.
Обеспечение государственной безопасности как комплекс целенаправленной деятельности общественных и государственных институтов и структур по выявлению, предупреждению, противодействию различным угрозам безопасности граждан России, российского общества, государства, являясь одним из основных национальных интересов России, выступает одновременно обязательным и непременным условием эффективной защиты всех ее остальных национальных интересов.
Право государства ограничивать пребывание на его территории иностранных граждан является одним из основных признаков суверенитета Российской Федерации. Данные положения в полной мере соответствуют нормам международного права.
В силу статьи 2 Закона 115-ФЗ, под депортацией понимается принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 12 статьи 31 указанного Федерального закона (в редакции, подлежавшей применению на день принятия решения о депортации) исполнение решения о депортации иностранного гражданина, указанного в пункте 11 статьи 31 Закона, осуществляется не ранее отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда.
Согласно пункту 9 статьи 31 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ до исполнения решения о депортации иностранные граждане (лица без гражданства) содержатся в специальных учреждениях.
При таких обстоятельствах, в отсутствие у Агатеева Д.Ю. законных оснований пребывания на территории Российской Федерации (согласно материалам учетного дела, он был поставлен на регистрационный учет до 08.01.2018 г.), принимая во внимание, что в настоящее время, как следует из пояснений представителя ГУ МВД России по Ставропольскому краю, направлены соответствующие запросы для предоставления в отношении Агатеева Д.Ю. необходимых сведений для решения вопроса о его депортации, а также - наличие не отмененных и не признанных незаконными распоряжения о нежелательности пребывания (проживания) Агатеева Д.Ю. в Российской Федерации, решения о его депортации, судебная коллегия находит правильным вывод суда первой инстанции о том, что имеются законные основания для помещения административного ответчика в специальное учреждение.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 25 сентября 2014 года N 1830-О указывал, что пункт 9 статьи 31 Закона о правовом положении иностранных граждан, действующий в настоящий момент в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года N 232-ФЗ, предусматривает, что иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации, что согласуется с подпунктом "f" пункта 1 статьи 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, который допускает лишение свободы в случае законного задержания или заключения под стражу лица с целью предотвращения его незаконного въезда в страну или лица, против которого принимаются меры по его высылке или выдаче.
Статья 2 Закона N 115-ФЗ определяет иностранного гражданина как физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства, лица без гражданства - как физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.
Понятие "иностранный гражданин" включает в себя понятие "лицо без гражданства", за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан (часть 2 статьи 2 Закона N 115-ФЗ).
Каких-либо изъятий по вопросу содержания лиц без гражданства, в отношении которых приняты решения о депортации, действующее законодательство не содержит.
Таким образом, в силу статьи 2 Закона N 115-ФЗ специальные учреждения предназначены для содержания иностранных лиц и лиц без гражданства подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации или депортации.
Помещение лица без гражданства в специальное учреждение является механизмом реализации решения уполномоченного органа о депортации этого лица без гражданства и при наличии такого решения, предполагающего принудительное перемещение лица без гражданства через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, само по себе не влечет нарушения прав административного ответчика.
То обстоятельство, что у административного ответчика на территории Российской Федерации проживает мать, являющаяся гражданкой Российской Федерации, выразившая готовность предоставить ему жилье, не свидетельствует об отсутствии оснований для содержания Агатеева Д.Ю, как лица, подлежащего депортации, в специальном учреждении и незаконности постановленного по делу судебного акта.
Утверждение о неудовлетворительном состоянии здоровья административного ответчика, на которое он ссылается как на основание для отмены обжалуемого решения суда, само по себе, не может повлечь удовлетворение апелляционной жалобы, поскольку не указывает на нарушение судом при принятии настоящего решения норм закона. Судебная коллегия отмечает, что условия нахождения административного ответчика в специальном учреждении не являются самостоятельным предметом настоящей судебной оценки, а сам он, полагая нарушенными свои права и законные интересы, не лишен возможности обжаловать действия (бездействие) администрации специального учреждения в установленном законом порядке.
Иные доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, выводы суда первой инстанции об обосновании помещения Агатеева Д.Ю. в специальное учреждение не опровергают и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения.
Разрешая заявленные требования, суд правильно определилимеющие значение для дела обстоятельства, выводы суда мотивированы, соответствуют закону и в апелляционной жалобе не опровергнуты.
Нарушений норм материального и процессуального закона, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, являющихся основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 307 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Георгиевского городского суда Ставропольского края от 31 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.