Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Фомина М.В,
судей Солдатовой С.В, Болотовой Л.А,
при секретаре Пика А.И,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Княжевой Клавдии Викторовны - Черноусовой Юлии Николаевны, действующей на основании доверенности, на решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 16 мая 2018 года по административному делу по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ставрополя к Княжевой Клавдии Викторовне о взыскании задолженности по налогам,
заслушав доклад судьи Солдатовой С.В,
УСТАНОВИЛА:
Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ставрополя (далее - ИФНС) обратилась в суд с административным иском, в котором просила взыскать с Княжевой К.В. задолженность по налогам на общую сумму 20662,02 рубля, в том числе: по транспортному налогу с физических лиц, в размере 6 594 рублей, пени по транспортному налогу, в размере 768,29 рублей, по налогу на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в размере 12 884 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 415,73 рублей.
В обоснование заявленных требований в административном иске указано, что Княжева К.В. состоит на налоговом учете в ИФНС по Ленинскому району г. Ставрополя.
Налоговым органом произведено начисление по налогу на имущество физических лиц за 2015 год, по транспортному налогу за 2015 год.
Княжева К.В. является собственником квартиры, по адресу "адрес", сооружения, по адресу г "адрес" также легкового автомобиля "данные изъяты", государственный номер "данные изъяты".
Согласно расчету взыскиваемого налога на квартиру, расположенную по адресу "адрес", задолженность составила: 68 рублей, исходя из 12 месяцев владения, по сроку уплаты на 01.12.2016 г.
Согласно расчету взыскиваемого налога на сооружение, расположенное по адресу "адрес", задолженность составила 12816 рублей, исходя из 9 месяцев владения, по сроку уплаты на 01.12.2016 г.
Всего задолженность по налогу на имущество физических лиц составила 68 + 12816 = 12884 рубля.
Согласно расчету взыскиваемого транспортного налога на легковой автомобиль "данные изъяты", государственный номер "данные изъяты", задолженность составила 6 594 рубля, исходя из 5 месяцев владения, по сроку уплаты на 01.12.2016 г.
Налоговым органом в отношении Княжевой К.В. выставлены требования об уплате налога, пени от 22.11.2016 г. N, от 04.03.2017 г. N, от 22.12.2016 г. N об уплате налога, в которых сообщалось о наличии у нее задолженности и о сумме, начисленной на сумму недоимки пени.
Обжалуемым решением Ленинского районного суда г. Ставрополя от 16 мая 2018 года административное исковое ИФНС по Ленинскому району города Ставрополя к Княжевой К. В. - удовлетворено.
Взыскано с Княжевой К.В. задолженность на общую сумму 20662 рубля 02 копейки, в том числе: по транспортному налогу с физических лиц, в размере 6594 рублей, пени по транспортному налогу, в размере 768 рублей 29 копеек, по налогу на имущество физических лиц, в размере 12 884 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц, в размере 415 рублей 73 копеек; в доход государства - государственная пошлина, в размере 819 рублей 86 копеек.
Не согласившись с названным решением суда, представитель Княжевой К.В. - Черноусова Ю.Н. подала апелляционную жалобу, с учетом ее дополнений, в которой просит решение суда отменить по доводам, аналогичным по существу доводам, изложенным при разрешении спора в суде первой инстанции, согласно которым, административным истцом не направлялось в адрес административного ответчика требование N от 22.12.2016 г.; в расчет взыскиваемой суммы включены пени по налогам за 2013, 2014, 2015 годы, которые не были включены в приложенные к иску требования об уплате налога, пени; заявленная ко взысканию сумма задолженности уплачена административным ответчиком по судебному приказу от 04.08.2017 г, выданному мировым судьей судебного участка N 5 Ленинского района г. Ставрополя, который впоследствии отменен.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель административного истца просит обжалуемое решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика Княжевой К.В. - Черноусова Ю.Н. поддержала доводы апелляционной жалобы с учетом их дополнений, просил ее удовлетворить.
Представитель административного ответчика Вартанесов А.А, действующий на основании доверенности, в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы возражений на апелляционную жалобу.
Административный ответчик Княжева К.В. в судебном заседании суда апелляционной инстанции участия не принимала, подав заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в ее отсутствие, в котором также просила обжалуемое решение суда отменить.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Статьей 57 Конституции РФ предусмотрено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Аналогичное требование содержит и п. 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ).
В силу п. 1 ст. 38 НК РФ законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога с наличием у налогоплательщика объекта налогообложения.
Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с ч. 2 НК РФ и с учетом положений статьи.
Пунктом 2 ст. 44 НК РФ, предусмотрена обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Как следует из ст. 31 НК РФ, налоговые органы вправе требовать от налогоплательщиков устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований.
Согласно п. 1 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения налога на имущество физических лиц признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом, жилое помещение (квартира, комната), гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здания, строение, сооружение и помещение.
В силу п. 2 ст. 409 НК РФ налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
В силу ст. 405 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
Согласно положениям части 1 статьи 409 НК РФ (в редакции Федерального закона от 23.11.2015 N 320-ФЗ), налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В силу положений ст. 358 НК РФ объектом налогообложения по транспортному налогу признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Статьей 363 НК РФ (в ред. Федерального закона от 23.11.2015 N 320-ФЗ) предусмотрено, что транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
В соответствии со ст. 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога.
В налоговом уведомлении могут быть указаны данные по нескольким подлежащим уплате налогам.
Форма налогового уведомления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Форматы и порядок направления налогоплательщику налогового уведомления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Согласно материалам административного дела, Княжева К.В. является собственником квартиры, по адресу г "адрес", сооружения, по адресу "адрес", а также легкового автомобиля "данные изъяты", государственный номер "данные изъяты".
ИФНС России по Ленинскому району г. Ставрополя произведено начисление по налогу на имущество физических лиц за 2015 год, по транспортному налогу за 2015 год.
Расчеты сумм налогов и пени, подлежащих уплате налогоплательщиком приложены к иску, которые с учетом дополнительных письменных пояснений административного истца не содержат фактических данных для вывода об их ошибочности, применительно к требованиям об уплате налога, пени N от 22.12.2016 г, N от 04.03.2017 г.
В силу ч. 6 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В случае направления документа налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика датой его получения считается день, следующий за днем размещения документа в личном кабинете налогоплательщика (пункт 4 ст. 31 НК РФ).
Административным истцом, в соответствии с правилами о распределении бремени доказывания по делам о взыскании обязательных платежей и санкций, представлены надлежащие доказательства направления в адрес административного ответчика всех налоговых требований, указанных в административном исковом заявлении, в том числе, направления требования N от 22.12.2016 г. через "личный кабинет налогоплательщика".
Доводы представителя административного ответчика об обратном опровергаются представленным административным истцом скриншотом "личного кабинета налогоплательщика" Княжевой К.В, согласно которому, названное требование отправлено налоговым органом 22.12.2016 г. и имеет статус "просмотренного". Утверждения представителя административного ответчика о том, что налогоплательщик только 31.03.2017 г. осуществила действия по регистрации в "личном кабинете" какими-либо доказательствами не подтверждены, а, соответственно, - не подвергают сомнению представленные налоговым органом данные о надлежащем исполнении соответствующей обязанности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов, налоговый орган, направивший требование об их уплате вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
При этом абзацем 1 пункта 3 указанной статьи предусмотрено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Согласно части 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Аналогичные положения предусмотрены пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что с заявлением о выдаче судебного приказа налоговый орган обратился 02.08.2017 г, то есть, за пределами установленного законом шестимесячного срока, со дня истечения срока, указанного в требовании N от 22.11.2016 г, со сроком исполнения до 09 января 2017 года.
Судебный приказ о взыскании с ответчика задолженности по налогам и пени был вынесен мировым судьей 04.08.2017 г, отменен в связи с поступившими возражениями должника - 04.09.2017 года.
В суд с исковым заявлением налоговый орган обратился 05.02.2018 года, ходатайства о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд не заявил.
Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08.02.2007 года N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
В силу абзаца 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Данные требования Налогового кодекса в полной мере согласуются с общими положениями гражданского законодательства об исчислении сроков исковой давности.
Согласно пункту 1 статьи 204 ГК РФ со дня обращения в суд срок исковой давности не течет на протяжении всего времени, пока осуществляется судебная защита (в том числе, при подаче заявления о вынесении судебного приказа либо обращения в третейский суд - пункт 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 года (ред. от 07.02.2017 года) N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности").
Если после оставления заявления без рассмотрения неистекшая часть срока давности составляет менее шести месяцев, по общему правилу она удлиняется до шести месяцев (пункт 3 статьи 204 ГК РФ).
Пленум Верховного Суда Российской Федерации применил закон по аналогии, сославшись на пункт 1 статьи 6 ГК РФ, и распространил общее правило, предусмотренное пунктом 3 статьи 204 ГК РФ, на случаи отмены судебного приказа (пункт 18 того же постановления Пленума).
Однако в рассматриваемом деле данные правила об удлинении давностного срока не применимы, поскольку обращение истца в суд за выдачей судебного приказа имело место за пределами установленного законом срока (пункт 2 статьи 48 НК РФ).
Истекшие к моменту совершения юридически значимого действия сроки приостановлению, перерыву и продлению не подлежат.
Как следует из пояснений стороны истца, в сумму заявленной ко взысканию в судебном порядке недоимки включен размер пени по налогу на имущество физических лиц, равный 16, 62 руб, указанный в требовании об уплате налога, сбора, пеней N от 22.11.2016 г.; иные суммы, содержащиеся в названном требовании, в расчет взыскиваемой задолженности - не включены.
Следовательно, указанный размер пени подлежит исключению из размера задолженности, подлежащей взысканию с административного ответчика, а обжалуемое решение суда - изменению в части, по основанию неправильного применения норм материального права (п. 4 ч. 2, п.1 ч. 3 ст. 310 КАС РФ), с уменьшением размера государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчика в доход муниципального образования город Ставрополь.
Доводы апелляционной жалобы об исполнении административным ответчиком в полном объеме требований судебного приказа, впоследствии отмененного, не могут служить основанием для отмены решения суда и отказа в удовлетворении административных исковых требований, поскольку процессуальным законом предусмотрены специальные последствия исполнения судебного акта, впоследствии отмененного, и порядок разрешения возникших при этом споров, которые могут являться предметом судебной оценки при разрешения вопроса о повороте исполнения судебного акта (ст. 362 КАС РФ).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 307 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 16 мая 2018 года отменить в части взыскания пени по налогу на имущество физических лиц, в размере 16 руб. 62 коп.
В указанной части в удовлетворении административных исковых требований - отказать.
Решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 16 мая 2018 года в части размера взысканной государственной пошлины - изменить, взыскав с Княжевой Клавдии Викторовны в доход местного бюджета муниципального образования город Ставрополь государственную пошлину, в размере 819 руб. 36 коп.
В оставшейся части решение суда - оставить без изменения, апелляционную жалобу - удовлетворить частично.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.