Судья Ставропольского краевого суда Ковалева Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Тищенко В.Е. на решение судьи Благодарненского районного суда Ставропольского края от 19 июня 2018 года,
установил:
постановлением административной комиссии Благодарненского городского округа Ставропольского края N61 от 15 мая 2018 года Тищенко В.Е. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 4.1 Закона Ставропольского края от 10 апреля 2008 года N20-кз "Об административных правонарушениях в Ставропольском крае", с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 3000 рублей.
Решением судьи Благодарненского районного суда Ставропольского края от 19 июня 2018 года постановление административного органа изменено, назначенное Тищенко В.Е. наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей снижено до 1000 рублей.
В поданной в Ставропольский краевой суд жалобе Тищенко В.Е. просит отменить постановление административной комиссии и решение суда как незаконные и необоснованные.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, выслушав Тищенко В.Е, который просил отменить обжалуемые акты, указывая на то, что он не был извещен административным органом о времени и месте рассмотрения дела, прихожу к следующим выводам.
Согласно раздела XII статьи 43 Правил благоустройства территории Благодарненского городского округа Ставропольского края, утвержденных решением Совета депутатов Благодарненского городского округа Ставропольского края от 27 октября 2017 года N22 "Об утверждении Правил благоустройства территории Благодарненского городского округа Ставропольского края" владельцам собак, имеющим в пользовании земельный участок, разрешается содержать животных в свободном выгуле, при условии обязательного ограждения данной территории, за исключением случаев свободного доступа животного к объектам, находящимся за границами территории. При входе на участок должна быть сделана предупредительная надпись о наличии собаки. При отсутствии возможности ограждения территории собака должна содержаться в закрытом вольере или на привязи в наморднике.
Согласно части 1 статьи 4.1 Закона Ставропольского края от 10 апреля 2008 года N20-кз "Об административных правонарушениях в Ставропольском крае" нарушение правил благоустройства территории муниципального образования, если ответственность за указанное правонарушение не установлена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что 31 марта 2018 года две собаки породы алабай и немецкая овчарка, принадлежащие Тищенко В.Е, забежав во двор к Резник О.Ю. по адресу: улица Бедненко, дом 59 в городе Благодарном, погрызли собаку последней.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Тищенко В.Е. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 4.1 Закона Ставропольского края от 10 апреля 2008 года N20-кз "Об административных правонарушениях в Ставропольском крае".
Признавая указанное постановление должностного лица законным и обоснованным, судья районного суда исходил из того, что вывод должностного лица о наличии в действиях Тищенко В.Е. состава вмененного административного правонарушения является обоснованным и подтвержден материалами дела.
Однако, принимая решение по указанному делу об административном правонарушении, судей районного суда не учтено следующее.
Согласно части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает требования к процедуре административного производства, обеспечивающие гарантии защиты прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Часть 1 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает, что лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Как усматривается из материалов дела, рассмотрение дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 4.1 Закона Ставропольского края от 10 апреля 2008 года N20-кз "Об административных правонарушениях в Ставропольском крае", в отношении Тищенко В.Е. назначено административным органом на 15 часов 00 минут 15 мая 2018 года в помещении администрации Благодарненского городского округа Ставропольского края.
09 апреля 2018 года для извещения Тищенко В.Е. о времени и месте рассмотрения дела административным органом в адрес последнего было направлено почтовое извещение с идентификационным номером N (листы дела 18-19).
15 мая 2018 года административной комиссией Благодарненского городского округа Ставропольского края вынесено постановление о привлечении Тищенко В.Е. к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 4.1 Закона Ставропольского края от 10 апреля 2008 года N20-кз "Об административных правонарушениях в Ставропольском крае".
Согласно информации по отслеживанию почтовых отправлений с сайта "Почта России", 27 апреля 2018 года зафиксирована неудачная попытка вручения Тищенко В.Е. извещения о времени и месте рассмотрения дела. 21 мая 2018 года, то есть после вынесения административным органом постановления, указанное извещение было получено отправителем.
Таким образом, в день рассмотрения дела об административном правонарушении 15 мая 2018 года административный орган не располагал сведениями о надлежащем извещении Тищенко В.Е, что препятствовало вынесению постановления в отсутствие лица, привлекаемого к ответственности.
В данном случае порядок рассмотрения дела об административном правонарушении административным органом не соблюден, а судьей районного суда указанное обстоятельство оставлено без внимания.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Изложенное свидетельствует о том, что при рассмотрении дела об административном правонарушении были нарушены права привлекаемого лица на защиту, в полном объеме не выполнены требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Вместе с тем, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 4.1 Закона Ставропольского края от 10 апреля 2008 года N20-кз "Об административных правонарушениях в Ставропольском крае", на момент рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции истек.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении срока давности привлечения к административной ответственности.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 данного Кодекса.
На основании изложенного постановление административной комиссии Благодарненского городского округа Ставропольского края N61 от 15 мая 2018 года и решение судьи Благодарненского районного суда Ставропольского края от 19 июня 2018 года подлежат отмене, а производство по данному делу подлежит прекращению в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
решил:
апелляционную жалобу Тищенко В.Е. удовлетворить.
Постановление административной комиссии Благодарненского городского округа Ставропольского края N61 от 15 мая 2018 года и решение судьи Благодарненского районного суда Ставропольского края от 19 июня 2018 года отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 4.1 Закона Ставропольского края от 10 апреля 2008 года N20-кз "Об административных правонарушениях в Ставропольском крае", в отношении Тищенко В.Е. прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Судья
Ставропольского краевого суда Ю.В. Ковалева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.