Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе председательствующего Цибиной Т.О.,
судей Скляр А.А, Параскун Т.И.
при секретаре Богдан Л.Ф,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика администрации города Рубцовска Алтайского края на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 24 апреля 2018 года по делу по иску Останиной Е. В, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Елистратова М. Д, к администрации города Рубцовска Алтайского края о понуждении к обеспечению жилым помещением.
Заслушав доклад судьи Цибиной Т.О, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Останина Е.В. является матерью Елистратова М, ДД.ММ.ГГ года рождения.
Согласно справке МСЭ-2007 N 0223678 от ДД.ММ.ГГ Елистратову М.Д. установлена инвалидность по категории "ребенок - инвалид".
Из врачебного заключения ФГБУ "Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования" Минздрава России от 16 марта 2018 года, следует, что Елистратов М.Д. имеет диагноз ДЦП, спастическая диплегия. Ему проведена хирургическая коррекция контрактур нижних конечностей, деформации стоп, имеется вторичная внутриротационная контрактура правой нижней конечности, ее укорочение до 5 см.
Постановлением администрации города Рубцовска Алтайского края N 2486 от 01 июля 2011 года Останина Е.В. и член ее семьи - сын Елистратов М.Д, признаны малоимущими.
Постановлением Администрации города. Рубцовска Алтайского края N 5273 от 20 декабря 2011 года Останина Е.В. и член ее семьи - сын Елистратов М.Д, приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма муниципального жилищного фонда.
В настоящее время семья проживает на съемной квартире в городе "адрес"
Данные обстоятельства выступили поводом для обращения Останиной Е.В. в суд с иском в собственных интересах и интересах несовершеннолетнего ребенка с требованиями к органу местного самоуправления о внеочередном предоставлении жилого помещения на условиях договора социального найма со ссылкой на нормы ст. ст. 57, 58 Жилищного кодекса Российской Федерации, регулирующие вопросы обеспечения жилыми помещениями граждан, в составе семей которых имеется больной с тяжелыми формами хронических заболеваний (л.д. 26).
Решением Рубцовского городского суда Алтайского края от 24 апреля 2018 года исковые требования Останиной Е.В. удовлетворены. Администрация города Рубцовска обязана предоставить Останиной Е.В. и Елистритову М.Д. благоустроенное жилое помещение в границах города Рубцовска Алтайского края по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
С таким решением не согласился ответчик, администрация города Рубцовска, в апелляционной жалобе ставя вопрос об отмене состоявшегося судебного акта с принятием нового решения об отказе истцу в иске. В жалобе орган местного самоуправления, принимая во внимание наличие у Елистратова М.Д. статус инвалида, полагает, что уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края в сфере обеспечения жильем, выступает Министерство Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, которое ведет соответствующий реестр нуждающихся граждан-инвалидов. Также суд не указал минимальный размер предоставляемой площади жилого помещения, исходя из количества членов семьи ребенка-инвалида ( 2 человека).
В письменных возражениях истец просит сохранить без изменения оспариваемый судебный акт.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает основания для отмены решения суда, принятого без нарушений норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Как усматривается из материалов дела, Елистратов М.Д. "данные изъяты" года рождения является ребенком-инвалидом, страдает заболеванием, которое указано в пункте 9 Перечня заболеваний, дающего инвалидам право на дополнительную жилую площадь, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 ноября 2012 года N 991н (органические заболевания центральной нервной системы со стойкими нарушениями функции нижних конечностей, требующие применения инвалидных кресел-колясок, и (или) с нарушениями функции тазовых органов, G80.1). Семья Останиной Е.В. признана малоимущей и состоит на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении (л.д. 84, 101, 114).
Елистратов М.Д. зарегистрирован по месту жительства со своей матерью Останиной Е.В. в городе "адрес", домостроении, находящемся в собственности иных лиц (л.д. 67).
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что несовершеннолетний возраст Елистратова М.Д, имеющего право на внеочередное предоставление жилого помещения и право на дополнительную жилую площадь, наличие у него соответствующего тяжелого хронического заболевания предопределяют необходимость совместного проживания ребенка с матерью, в связи с чем пришел к выводу о том, что семья Останиной Е.В, состоящая из двух человек, подлежит внеочередному обеспечению благоустроенным жилым помещением по договору социального найма по установленной норме предоставления площади жилого помещения.
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда находит, что выводы суда первой инстанции в этой части сделаны без нарушений норм материального права и согласиться с ними необходимо по следующим основаниям.
Согласно Конституции Российской Федерации в России как социальном государстве обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются гарантии социальной защиты (статья 7), материнство и детство, семья находятся под защитой государства, а забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (статья 38, части 1 и 2).
Право каждого ребенка на меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего со стороны его семьи, общества и государства, провозглашается в Международном пакте о гражданских и политических правах (пункт 1 статьи 24). Согласно Декларации прав ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1959 года) ребенок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту; ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании; он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью.
Конкретизируя предписания статей 7 (часть 1), 38 (часть 2) и 40 (часть 1) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 60, согласно которой гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет, и корреспондирующие этим предписаниям приведенные положения международно-правовых актов, предполагающих, помимо прочего, предпочтительность совместного проживания родителей со своими несовершеннолетними детьми и, соответственно, возлагающих на государство ответственность за создание для этого необходимых условий, федеральный законодатель ввел в правовое регулирование правила, касающиеся места жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, и граждан, находящихся под опекой, каковым признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов (пункт 2 статьи 20 ГК Российской Федерации и пункт 3 статьи 65 Семейного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, действующее законодательство, учитывая физическую и умственную незрелость несовершеннолетнего ребенка, а в отношении ребенка-инвалида - также необходимость постоянного обеспечения его особых нужд и потребностей, исходит из того, что местом жительства ребенка является место жительства его семьи (законного представителя), и устанавливает обязанность родителей (иных законных представителей) проживать совместно с ребенком.
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации отнесены граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Данная норма направлена на защиту интересов граждан, проживающих с больным, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, в одной квартире.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и подпунктом 5.2.108 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 года N608, приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 ноября 2012 года N 991н утвержден перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, согласно приложению, вступивший в силу с 01 января 2018 года.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 названной статьи случаев.
В силу пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 названного кодекса перечне.
Положения данной нормы устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав перечисленных в ней категорий граждан.
К такой категории граждан, имеющих право на внеочередное обеспечение жилой площадью по договору социального найма, как установлено судом, относится Елистратов М.Д. как лицо, страдающее хроническим заболеванием, включенным в Перечень.
Останина Е.В. таким правом не обладает, однако в правовом поле перечисленных выше норм, постановления Конституционного суда Российской Федерации от 22 января 2018 года N 4-П, пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предполагает вынесение решения о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма несовершеннолетнему гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, указанного в перечне, предусмотренном пунктом 4 части первой статьи 51 данного Кодекса, с учетом площади, необходимой для проживания в нем также по крайней мере одного взрослого члена семьи, осуществляющего уход за этим несовершеннолетним. Совместное проживание является определяющим для состояния здоровья несовершеннолетнего, его развития и интеграции в общество.
Обстоятельства, связанные с наличием у публичного образования фактических возможностей для предоставления жилого помещения соответствующей площади, предметом апелляционной жалобы не выступают.
В этой связи вывод суда о внеочередном порядке обеспечения жилым помещением по договору социального найма Елистратова М.Д. и его матери не противоречит положениям пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Данные обстоятельства верно учтены судом при вынесении решения, который однако не указал в резолютивной части оспариваемого судебного акта о размере предоставляемого жилого помещения, что является основанием для дополнения резолютивной части решения городского суда указанием о предоставлении Елистратову М.Д. с матерью Останиной Е.В. во внеочередном порядке жилого помещения общей площадью не менее 42 кв.м, с учетом дополнительной жилой площади (не более чем в два раза), всего не менее 28 кв.м. (14 кв.м х3).
Решением Рубцовского городского Совета депутатов Алтайского края от 23/27 ноября 2006 года N 441 "Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма" установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере не менее 14 кв. метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Согласно ч.2 ст. 58 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 статьи 51 Кодекса перечне.
Следовательно, Елистратов М.Д. имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения общей площадью не менее 14 кв.м, с учетом дополнительной жилой площади (не более чем в два раза), всего не менее 28 кв.м.(14 кв.м х2), его мать - на предоставление жилого помещения общей площадью не менее 14 кв.м.
Также судебная коллегия не соглашается с доводами апелляционной жалобы о том, что обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005 года, производится силами уполномоченных органов субъектов Российской Федерации.
В силу ст.16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", жилищного законодательства вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями относятся к компетенции органов местного самоуправления.
Реализация конституционного права истца на жилище не может быть поставлена в зависимость от ненадлежащего исполнения ответчиком своих обязанностей, поскольку законный представитель истца совершила все необходимые действия для признания семьи малоимущей и нуждающейся в предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма.
Поскольку семья истца принята на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении после 01 января 2005 года, признаны малоимущей, то при реализации ребенком-инвалидом права на получение жилого помещения в силу ч. 2 ст. 49 и п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ Елистратов М.Д. имеет право на внеочередное получение жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма за счет органа местного самоуправления.
Федеральный закон от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относит непосредственное обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относятся, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (ст.16 Закона).
Аналогичные положения содержатся в статьях 14 (ч. 1) и 19 (п. 3 ч. 2) Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют, в частности, полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 17.12.2009 N1563-О-О (п. 2.1, п. 2.2) указал на то, что данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования, одной из необходимых гарантий которого является создание условий для осуществления права каждого на жилище.
При этом в реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (ст. ст. 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 5 ч. 1 ст. 55, ст. ст. 60, 61 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации").
Частью 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном Кодексом порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда. Содержащееся в п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации условие о предоставлении упомянутой категории граждан жилых помещений вне очереди в случае, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний, закрепляет только особенности реализации их жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
Таким образом, судебная коллегия приходит к правильности вывода суда о том, что надлежащий ответчик по требованиям истца является администрация города Рубцовска.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 24 апреля 2018 года оставить без изменения, жалобу ответчика администрации города Рубцовска - без удовлетворения.
Дополнить резолютивную часть решения указание на возложение на администрацию города Рубцовска обязанности предоставить Елистратову М. Д. вместе с матерью Останиной Е. В. благоустроенное жилое помещение в границах города Рубцовска Алтайского края по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, во внеочередном порядке общей площадью не менее 42 кв.м.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.